Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Отношение разных слоев населения к Ленину. Реакция на смерть.

Дата публикации: 2022-12-21 20:05:56
Статью разместил(а):
Голендухина Милена Алексеевна

Отношение разных слоев населения к Ленину. Реакция на смерть

The attitude of different segments of the population to Lenin. Reaction to death

 

Авторы:

Голендухина Милена Алексеевна

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, г. Красноярск, Россия

e-mail: Milena02krsk@gmail.com

Golendukhina Milena Alekseevna 

KrasSAU, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: Milena02krsk@gmail.com

Харламова Сабрина Игоревна

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, г. Красноярск, Россия

e-mail: sabr.r.i@list.ru

Kharlamova Sabrina Igorevna

KrasSAU, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: sabr.r.i@list.ru

 

Аннотация: Целью нашего исследования выступает рассмотрение отношения различных слоев населения России к Владимиру Ильичу Ленина. Сама фигура, как многократно отмечалось, достаточно неоднозначна и противоречива. Соответственно, по нашему мнению, и восприятие его личности современниками было тоже неоднозначным. В качестве примера иллюстративного материала мы взяли для рассмотрения три категории людей, представлявших разные слои населения. Первая категория — это представители интеллигенции, вторая - пролетариев и третья — это новой государственной элиты.  

Annotation: Our purpose of the study is to consider the attitude of various segments of the Russian population to Vladimir Ilyich Lenin. The figure itself, as has been repeatedly noted, is quite ambiguous and contradictory. Accordingly, in our opinion, the perception of his personality by his contemporaries was also ambiguous.  As an example of illustrative material, we took three categories of people representing different segments of the population for consideration. The first category is the representatives of the intelligentsia, the second is the proletarians and the third is the new state elite.

Ключевые слова: Владимир Ленин, интеллигенция, культ личности, пролетарское общество, репрессии. 

Key words: Vladimir Lenin, intelligentsia, cult of personality, proletarian society, repressions.

Тематическая рубрика: История, исторические личности.

 

На основе изученного материала, мы выяснили, что Владимир Ильич Ленин и по сей день остается одной из самых неоднозначных фигур в истории двадцатого века. Максим Горький в своей статье в газете “Ленинградский университет” так писал о вожде мирового пролетариата: “Владимир Ильич был человеком, который так помешал людям жить привычной для них жизнью, как никто до него не умел сделать это” [4, С. 2]. Единства мнений относительно личности и деятельности Ленина не было как в начале ХХ века, так и в начале века ХХI. Воззрения современников "вождя революции" соотносятся с основными позициями большинства современных историков и иных авторов, изучающих деятельность Ленина. Мы выделить три основных: восхищение, порицание и ненависть. 

Отношение русской интеллигенции, как самого преследуемого класса России того времени (большинство которых были вынуждены покинуть страну, избегая репрессий, арестов и просто физического уничтожения) достаточно красноречиво выразил русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. В своей речи, произнесенной в Париже 16 февраля 1924 года от дает такую оценку Владимиру Ленину: “Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек — и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?” [1]. 

Совершенно иного рода оценку как деятельности, так и самой личности Ленина дает его современник Пётр Бернгардович Струве, который в своих воспоминаниях отмечает большую переоцененность Владимира Ленина как политической и исторической фигуры: “Смерть Ленина не изменила и не могла ничего изменить в положении вещей в России. Это вытекает вполне естественно из реальной личности Ленина и основанного на ней реального значения его деятельности, как мы их обрисовали выше. Смерть Ленина если что-нибудь и изменила в положении вещей, то лишь в том смысле, что она еще больше, чем то было раньше, легендой о Ленине закрыла Ленина действительного” [13, С. 71]. 

Такие взгляды современников из интеллигенции на вождя мировой революции едины в своем критическом отношении к нему, чего не скажешь о представителях большинства населения России того времени - нового правящего класса, а именно пролетариев. Достаточно показательным фактором является реакция на смерть Владимира Ленина. Именно похороны стали некоей лакмусовой бумажкой, которая показала истинное отношение одного из ключевых слоев населения, а именно рабочих. Как отмечает американский историк, профессор Нина Тумаркин: “Общество захлестнула волна истерической горести, подогреваемой открытым доступом к телу покойного вождя и траурными церемониями, которые проводились по всей стране. Культ Ленина, распространившийся по городам и весям России в 1924 г. имел целью увековечить народную скорбь о постигшей страну утрате; этим во многом и объяснялся достигнутый властями успех, поскольку вызываемые чувства отвечали действительному душевному состоянию советских граждан”.  

Мы обнаружили, что в массах родился не только положительный образ лидера, но и началась трансформация в то, что потом назовут культом личности. Смерть уже считалась не трагедией, а священной жертвой, призванной спасти "угнетенный класс" от ужасов войны, голода и разрухи.

Именно зарождение культа одного человека в массах было подхвачено как идея другой прослойкой населения, малочисленной, но не менее важной - этот новый класс можно назвать новой элитой. Именно те, кто стояли непосредственно у власти, подхватили, как говорят сегодня, новый “тренд”. Ленин для них стал неким собирательным образом, кем-то, кто выходит из категории человека. В данном случае, такое отношение к нему уже рождалось в политических слоях еще при жизни. Фигура вождя обрастала легендами, его труды включались, по сути, в категорию священных книг. А смерть Владимира Ленина рассматривалась не как физическая смерть конкретного человека, а создание целого собирательного образа страны, где между советской Россией и Владимиром Ильичом Лениным стоял большой знак равно.  

Очень ярко и точно в своих воспоминаниях о похоронах вождя передала суть восприятия Ленина, его смерти известная советская журналистка и политический деятель Ольга Ивановна Чечеткина: “Мы крепимся, мы ребята, хотим дождаться красного гроба, чтобы взглянуть на него и мысленно представить себе “дедушку Ильича” живым. И вот он движется. Движется красный гроб, окруженный массой людей. И к каждому из них тянется невидимая, но крепкая нить, связывающая его с делом Ленина <...> Там красный гроб уже открытый, позволяющий видеть это дорогое, бесконечно милое лицо. Неужели это Ленин? Наш Ильич? И он мертв! Да нет! Нет! Нет!.. нет! Он жив! Он должен быть жив для нас, для руководства всем пролетарским миром!” [19]. 

Подводя итог, мы можем сказать, что сама фигура Владимира Ленина в оценках разного рода представителей России представлена абсолютно неоднозначно и сводилась не только к оценке его как личности, но приравнивалась к чему-то сакральному, вне антропологическому. Можно сказать, что отношение к Ленину стало не отношением как к просто человеку или вождю, а как к целому историческому событию. 

 

Список литературы:

1. Бунин И.А. МИССИЯ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ: Речь, произнесенная в Париже 16 февраля 1924 года.

2. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894—1917/ Пер. с англ. Е. Дорман. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.

3. Грудинкин А. В поисках тайны Ленина / Н.Г. Тарасова // Журнал «Знание — сила». - 2004, № 1 С. 46–58.

4. Горький М. Владимир Ильич Ленин: отрывок из воспоминаний // Ленинградский университет. – 1936. – № 3 (238). – С. 2.

5. Збарский Б.И. Мавзолей Ленина. — М.: ОГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1946. — 48 с.

6. Кржижановский Г.М. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Т. 2.

7. Крупская Н.И. Мой муж - Владимир Ленин. — М.: Алгоритм, 2013.

8. Котеленец Е.А. Ленин и ленинизм: без предвзятости. // Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет. / Под ред. Г. А. Бордюгова. — М.: АИРО-XXI, 2013.

9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1967.

10. Логинов В.Т. Владимир Ленин. Выбор пути. Биография. — М.: Республика, 2005.

11. Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Авт. вступ. статей С. Н. Земляной. — М.: Международные отношения, 1990.

12. Майсурян А. «Другой Ленин». М.: «Вагриус», 2006.

13. Политическая история русской эмиграции. 1920–1940 гг.: Документы и материалы / Под ред. Киселева А.Ф. - М.: Русское небо, 1999.

14. Розин Э.Л. Ленинская мифология государства. — М.: Юристъ, 1996.

15. Савин О.М. Ленин и Пензенский край. - Пенза, 1980.

16. Степун Ф. Ленин // Вопросы философии. - М., 2002. - № 8. -С. 93–97.

17. Тумаркин Нина. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России / Перевод с англ. С.П. Сухарева. — СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 1997. — 285 с.

18. Хейфец А.Н. Ленин — великий друг народов Востока. — М., 1960.

19. Чечеткиной О.И. Воспоминания / ЦХДМО Ф. 44 Оп. 3 Д. 75. Л. 1.

20. Шагинян М. С. Семья Ульяновых: Очерки. Статьи. воспоминания. — М., 1959.

21. Шалаева Н. Проблема культа личности В. И. Ленина (историографический анализ) // Власть. — 2013. — № 5.

22. Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920. - М.: Новости, 1990.

23. Эннкер, Б. Формирование культа Ленина в Советском Союзе / Пер. с нем. А. Г. Гаджикурбанова. — М.: РОССПЭН, 2011.

 

. . . . . . .