Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Почему Петр I лишил Россию патриаршества

Дата публикации: 2022-08-23 04:41:06
Статью разместил(а):
Белинский Никита Олегович

Почему Петр I лишил Россию патриаршества

Why did Peter deprive Russia of the Patriarchate

Автор: Белинский Никита Олегович

ФГБОУ ВО “МПГУ”, Москва, Россия

e-mail: no_belinskii@student.mpgu.edu

Belinskii Nikita Olegovich

MPGU, Moscow, Russia

e-mail: no_belinskii@student.mpgu.edu

Аннотация: В данной статье рассматриваются причины, побудившие первого русского императора к созданию указа об отмене патриаршества в России. Проводится анализ деятельности русских патриархов до этого указа и после его отмены в 20 веке.

Abstract: this article discusses the reasons that prompted the first Russian emperor to create a decree on the abolition of the patriarchate in Russia. The analysis of the activities of the Russian patriarchs before this decree and after its abolition in the 20th century is carried out.

Ключевые слова: Петр I, указ об отмене патриаршества в России, история патриаршества в России.

Keywords: Peter I, decree on the abolition of the patriarchate in Russia, the history of the patriarchate in Russia. 

Тематическая рубрика: История, исторические личности.

 

2022-й год посвящен знаменитому государственному деятелю, сыгравшему огромную роль в российской истории – Петру 1. Можно сказать, что во многом именно он стоит у истоков формирования принципиально новой модели церковно - общественных и церковно - государственных отношений, которая действует в разных своих вариациях и по сей день. В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, всероссийского императора и реформатора.

Стремление Петра Великого «прорубить окно в Европу» и поставить Россию в ряд могущественных западных держав, определяющих мировую политику, безусловно, важнейшая заслуга первого всероссийского императора. Однако, как писал замечательный русский богослов протоиерей Георгий Флоровский, «новизна Петровской реформы заключается вовсе не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом» [1].

Результаты его деятельности неоднозначно оцениваются как церковными историками, так и простыми православными верующими. В истории русской церкви есть огромный период длительностью в два столетия, когда институт патриаршества отсутствовал по причине его отмены именно Петром 1. Поэтому, в связи с празднованием в этом году юбилея со дня рождения этого государственного деятеля, чьи реформы повлияли на всю дальнейшую судьбу Русской Православной Церкви, актуальным будет разобрать этот его указ. Тем более, что конец прошлого года был ознаменован 75 – летним юбилеем Патриарха Кирилла.

Таким образом, две эти знаменательные даты дают нам отличный повод поговорить о 200 летнем периоде без патриаршества в России. К тому же, учреждение русского патриаршества было одним из замечательных событий в истории русской церкви, следовательно, его отмена имеет в этой истории свой глубокий смысл. Так как, наделение предстоятеля русской церкви высоким достоинством патриаршеского сана не только говорит о высоком посте церковной иерархии в древней России, но и о высоком положении русской церкви, какое она заняла в среде остальных церквей православного востока. Оно служит еще выражением внутренних отношений между церковью и государством в древней России, той идеи, с какою соединялось учреждение русского патриаршества. Оно имеет интерес в описании хода и характера переговоров об учреждении его и значительно облегчает уяснение последующей судьбы патриаршества в России. С этой стороны оно заслуживает серьезного внимания и изучения.

Для начала обратимся к истории появления этого церковного института в России. Итак, статус православия на Руси, начиная с момента крещения в 988 году, сильно зависел от того, в каком положении находилось государство.  Период подъема Древнерусского государства сменился тяжелыми временами ордынского нашествия. Взлет времен объединения русских земель вокруг Москвы сменился Смутой, когда церковь в лице своих иерархов оказалась втянута в гражданский конфликт.

На этапах подъема русские правители предпринимали усилия по повышению статуса своей церкви в мире. В 1448 году при Василии Темном Собором русских епископов новым митрополитом Киевским и всея Руси был избран Иона. Согласно существовавшему правилу, Иона должен был пройти утверждение у константинопольского патриарха. Однако Византия доживала последние годы, и из-за политических сложностей митрополит не имел возможности добраться до Царьграда. В 1459 году, когда Константинополь, а вместе с ним и патриарх оказались под властью Османской империи, в России был утвержден порядок, согласно которому митрополит утверждается собором русских епископов с согласия князя.

Таким образом, русская церковь де-факто стала автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха. Идеология набирающего силу Российского государства («Москва — Третий Рим») требовала дальнейшего повышения статуса как светских, так и церковных лидеров. Иван Грозный стал именовать себя царем, а при сыне его Федоре Иоанновиче — с активным участием Бориса Годунова — было учреждено московское патриаршество, выводящее русскую церковь на принципиально новую ступень. Первым патриархом Московским в 1589 году стал Иов [2].

Большую роль в повышении авторитета патриаршества сыграло мужество патриарха Гермогена, в годы Смуты выступившего против польских интервентов и погибшего в заключении. В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси стал Филарет Романов, в миру Федор Никитич Романов, отец первого из царей династии Романовых Михаила Федоровича. В этот момент власть патриарха на Руси достигает максимально уровня: можно даже сказать, что в этот период в России наблюдалось двойное правление царя и главы церкви. При царе Алексее Михайловиче патриарх Никон носил титул «Великого Государя», и широкие полномочия главы церкви в конечном итоге привели его к конфликту с монархом. Борьба эта закончилась победой царя и лишением Никона сана, однако полностью проблема разрешена не была.

Петр I еще в раннем детстве смог оценить влияние патриарха, усмирявшего стрелецкие бунты и в целом оказывавшего огромное влияние на борьбу в рядах придворной знати. В 1689 году патриарх Иоаким, встав на сторону Петра, помог ему одержать победу в борьбе с царевной Софьей. Но молодой царь, затевавший реформы на западный манер, видел, что церковные иерархи, включая нового патриарха Адриана, от его нововведений не в восторге. Тем не менее идти на открытый конфликт было не в интересах царя, да и Адриан тоже, в отличие от более радикально настроенных иерархов, не стремился к «горячему» противостоянию. Хотя со временем отношения становились все более напряженными. Адриан отказывался постричь в монахини первую жену Петра Евдокию Лопухину, а тот, в свою очередь, проигнорировал просьбу патриарха о помиловании приговоренных к смерти участников стрелецкого бунта [3].

Царь, изучая европейский опыт, определился с тем, что иметь в государстве второй «центр силы» опасно. А, следовательно, отношения с церковью нужно выстроить так, чтобы она четко выполняла необходимые государству функции, не отклоняясь в сторону. В 1700 году Адриан умер. Петр I отложил избрание преемника, назначив местоблюстителем патриаршего престола близкого к себе митрополита Стефана Яворского. При этом полномочия местоблюстителя были ограничены, а в 1701 году все церковные вотчины были переданы в ведение Монастырского приказа. Такая ситуация сохранялась без малого два десятка лет, пока в 1718 году царь не высказал мнение, что управлению церковью более разумно доверить коллегии духовных лиц, а не одному конкретному человеку. Для будущей коллегии епископом Феофаном Прокоповичем был составлен Духовный Регламент, и в 1720 году началось его подписание иерархами.

Петр I все рассчитал правильно: за два десятка лет без патриарха, когда решение кадровых вопросов церкви оказалось в руках монарха, внутрицерковная оппозиция была полностью подавлена. Новые правила жизни приняли с подобающим смирением. После завершения формальностей Духовная коллегия была переименована в Святейший Синод. Влияние России достигло таких масштабов, что Петр I cо спокойной душой обратился к Вселенскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. Осенью соответствующее подтверждение было получено. Но, разумеется, русский царь не собирался сидеть и ждать почты – 25 февраля 1721 года Святейший Правительствующий Синод торжественно открылся. Первым его президентом стал Стефан Яворский [5].

Все члены Синода назначались монархом. Кроме того, царь имел в составе коллегии «око государево» – обер-прокурора, которому предписывалось присутствовать на заседаниях Святейшего Синода. Первоначально, при Петре I, это действительно был просто наблюдатель. Однако с течением времени монархи сочли, что человек в этой должности отлично может осуществлять государственную политику в лоне церкви. В XIX веке обер-прокурор стал главным связующим звеном между монархом и членами Святейшего Синода. Святейший Правительствующий Синод на протяжении двухсот лет руководил жизнью русской церкви, однако фактически управление ею было поставлено под жесткий контроль государства.

Святейший Синод уже в день отречения Николая II признал новую власть и всего в течение нескольких дней изъял из богослужебных чинов упоминание о Романовых. В апреле 1917 года Святейший Синод издал обращение к архипастырям и пастырям и всем верным чадам Российской православной церкви, в котором говорилось: «Давно уже в умах православных русских людей жила мысль о необходимости созыва Всероссийского Поместного Собора для коренных изменений в порядке управления Российской Православной Церкви и вообще для устроения нашей церковной жизни на незыблемых началах, данных Божественным Основателем и Главою Церкви в Священном Писании и в правилах св. Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых Отцов. Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым» [3].

Работа Поместного Собора началась в августе 1917 года, а в октябре, когда в Петрограде уже произошла Октябрьская революция, было принято окончательное решение об восстановлении патриаршества. Путем жребия Патриархом Московским и всея России был назван Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин. В феврале 1918 года Совет Народных Комиссаров издал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» [4].

Большевики поняли, что им по примеру Петра Великого придется выстраивать отношения с церковью с позиции силы. После периода жесткого давления советская власть нашла форму сосуществования, при которой дела духовные были поставлены под контроль Совета по делам религий при Совете министров СССР.

И все-таки вернемся к причинам, побудившим Петра 1 к отказу от патриаршества. В 1682 году десятилетний Петр, которого провозгласили царем, игнорируя его старшего брата Ивана, стал свидетелем того, как стрельцы при подстрекательстве Софьи начали двухдневный мятеж. Потрясение и страх, пережитые у Красного Крыльца в Кремле, навсегда запомнятся Петру, и всю жизнь он будет с отторжением воспринимать все старорусское, «всех этих «бородачей» духовного или светского звания, которые позднее открыто или тайно, враждебно или пассивно противостояли его реформам». И, хоть, патриарх Иоаким впоследствии встал на сторону Петра, когда к 1689 году разрыв между Софьей и Петром стал очевиден, реабилитировать Церковь в глазах Петра не удалось.

Так как, в ходе процесса против Шакловитого, предводителя стрельцов, Петр узнал о том, что некоторые священники и монахи подстрекали стрельцов против него. К тому же у патриарха Иоакима был враг – Сильвестр Медведев, один из приверженцев ереси «хлебопоклонников», которого Иоаким максимально втягивал в дело Шакловитого. Спор заключался в том, что в какой момент евхаристического канона совершается пресуществление Святых Даров. При произнесении слов Спасителя «Приимите, ядите» или после призывания Святого Духа на Дары. Это не только вопрос догматики, но и вопрос, подразумевающий и определенное различие в переживании Церкви на Западе и на Востоке. Именно противостояние западных и православных обычаев и придало ему невиданную остроту в XVII веке. Кроме этого, именно благодаря деятельности Иоакима был отменен Монастырский приказ.

Сама церковная власть усиливала недоверие Петра к духовенству. А после смерти патриарха Иоакима, который был весьма энергичным, деятельным и, хотя бы заботился о практической стороне дела, был избран новый патриарх – Адриан, который не принимал ничего западного и пассивно отвергал все нововведения Петра. По мнению Адриана, главная обязанность патриарха «отстаивать привилегированное «статус кво» Церкви, идущее из глубокой древности», и это конечно расходилось с мнением великого государственника. В своих окружных посланиях он ни раз напоминал о том, что священство стоит выше царства. И это еще один аспект, толкнувший Петра на отмену института патриаршества как такового.

Петр Первый продолжил сложившуюся еще до него практику предоставления ежегодного церковного расходного отчета в дворцовое ведомство. Те меры, которые предпринимал Петр во время жизни патриарха Адриана, едва ли можно считать личной инициативой. Когда возник вопрос о финансировании военных походов, «московские дьяки сразу вспоминали о традиционных для правительства методах изыскания средств». Он так же, как и его предшественники смещал и назначал епископов на различные кафедры. Но к концу XVII века разногласия между Петром и Церковью обостряются: неприятие немецкого платья, указа о брадобритии, памфлеты о царе-антихристе, публичные выступления монахов против деятельности царя. Все это окончательно усугубляет отношение Петра к церковной иерархии.

В 1700 году патриарх Адриан умирает, и «прибыльщик» Курбатов пишет Петру I письмо, в котором он явно излагает внутреннюю позицию царя, о том, чтобы обождать в выборе патриарха и назначить особое управление по делам архиерейских владений и финансов. В этом письме явно наблюдается неудовлетворение светской администрацией привилегиями духовенства. И Петр по возвращении в Москву, 16 декабря 1700 года издал указ об упразднении главного патриаршего управления, а через месяц – о восстановлении Монастырского приказа. Петр назначил местоблюстителя малоросса Стефана Яворского вместо патриарха [6].

После поражения под Нарвой 20 ноября 1700 года, у царя было много военных задач. Например, формировать новые полки, проводить переговоры с Польшей и Данией и просто само положение Петра не давало ему возможности уделить внимание церковным проблемам. Так же нельзя с уверенностью говорить о том, что на момент смерти Адриана, Петр хотел окончательно упразднить институт патриаршества, вероятнее всего неторопливость и осторожность с выбором нового иерарха церкви была связана с банальным отсутствием достойных кандидатов, по мнению царя. Поначалу он просто не знал, что делать с избранием патриарха, ведь с одной стороны у него великорусское духовенство, которое не поддерживает начинаний Петра, а с другой стороны – представители малорусской иерархии, которые поддерживали внешнюю политику Петра, но не сильно разделяли его европейских новшеств. Ни те, ни другие не подходили на место иерарха в церкви, первые по причине противлений Петру, вторые – по причине их народной нелюбви, ведь иногда на них даже воздвигали гонения.

В таких обстоятельствах Петр решился остаться без патриарха. В это же время произошел конфликт между Петром и царевичем Алексеем. Здесь Петр опять столкнулся с церковной оппозицией, которая многие надежды связывала с царствованием Алексея и на восстановление былых обычаев. Бежав в 1716 за границу, Царевич поддерживал отношения с митрополитом Крутицким Игнатием (Смолой), митрополитом Киевским Иоасафом (Краковским), епископом Ростовским Досифеем и другими представителями духовенства. Во время учинённого Петром розыска главною причиною измены Петр сам назвал «беседы с попами и чернецами». Все эти факты убедили Петра в том, что необходимо установить новый тип церковного управления – коллегию, которая ограничит произвол духовных лиц, и которая будет полностью подчинена государству.

Духовная коллегия, позднее переименованная в Святейший Правительствующий Синод, с течением времени меняла свою политику и отношения с государством. Например, изначально обер-прокуратура не играла  важной роли в коллегии, но в последствии первым лицом Синода будет министр обер-прокурор. То есть важно осознавать «после петровскую» эволюцию этого института власти. Но основу государственной церковности, которая выражалась в подчинении духовного светскому, заложил именно Петр I.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что состояние Русской Православной Церкви в эпоху реформ Петра Великого очень сильно изменилось. Это было связано со множеством факторов и событий, а самое главное, что повлияло на Церковь – это личность самого Петра I. Можно по - разному относится к его реформам, но факт остается фактом: Петр изменил саму Церковь и создал для нее условия полной зависимости от государства и в первую очередь, посредством отмены института патриаршества в России.

 

Список литературы:

1. Андерсон М.С. Петр Великий. Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 349 с.

2. Бояринцев К.В. Взаимоотношения Церкви и государства в досинодальный период. Калуга, 2007. - 156 с.

3. Булыгин И.А. Вопрос о секуляризации духовных вотчин в правительственной политике 20 - нач. 60-х годов XVIII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 2008 - 400 c.

4. Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого: Исслед. и материалы. М.: Новое лит. обозрение, 2006. - 360 с.

5. История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / Под редакцией А. Н. Сахарова. М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2008. - 943 с.

6. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра. М.: Планета, 2008. - 472 с.

 

. . . . . . .