Работа гостиничного сервиса Анапы в условиях рисков распространения COVID-19

Дата публикации: 2020-11-09 21:02:23
Статью разместил(а):
Борисевич Сергей Петрович

Работа гостиничного сервиса Анапы в условиях рисков распространения COVID-19

The work of the Anapa hotel service in the context of the risks of COVID-19 spread

 

Автор: Борисевич Сергей Петрович

кандидат исторических наук, доцент, Филиал Сочинского государственного университета в г. Анапе, Россия

e-mail: borisevich555@mail.ru

Borisevich Sergey Petrovich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, the Branch of Sochi State University in Anapa, Russia

e-mail: borisevich555@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные требования и опыт деятельности средств размещения в условиях пандемии.

Annotation: The article examines the main requirements and experience of accommodation facilities in the context of a pandemic.

Ключевые слова: средств размещения, санитарно-гигиеническая безопасность, пандемия.

Keywords: accommodation facilities, sanitary and hygienic safety, pandemic.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Официально курортный сезон на Кубани закончился 1 ноября. В связи с пандемией 2020 год стал одним из самых тяжелых для курортного бизнеса. Решением Правительства РФ от 27 марта 2020 все пансионаты, дома отдыха, санаторно-курортные организации (санатории), детские лагеря и гостиницы, независимо от формы собственности, должны были приостановить с 28 марта до 1 июня 2020 года прием и размещение гостей. 1 июня первых туристов в Анапе встретили только здравницы, имеющие медицинскую лицензию, а более 1000 отелей и баз отдыха начали постепенно принимать отдыхающих только в июле.

Из-за пандемии туристическая отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших, число гостей снизилось на 36%. Наибольшие потери понесли детские здравницы. К ним предъявлялись повышенные требования, касающиеся эпидемиологической безопасности. В итоге из 33 подобных объектов отдыха в Анапе летом открылись только 9. Но и они выстояли с трудом. Так, в ДСОК «Жемчужина России», принимающей ежегодно более 42 000 детей со всей страны, оздоровились только 15 000, да и то благодаря программе «Дети Кубани» [1] При этом, по мнению руководителей ведущих здравниц, Анапа смогла не только «пережить» этот сезон, но и привлечь новых отдыхающих. Анапу посетило около 2,5 миллиона туристов, и сезон еще активно продолжается, отчасти благодаря тому, что появилась возможности вернуть часть потраченных на отдых средств в виде кешбэка.

Этот год стал переломным и в требовательности отдыхающих к безопасности отдыха, в первую очередь санитарно-гигиенической. Если раньше при выборе места проживания 20% туристов обращали внимание только на систему безопасности, то сегодня оценки гигиенической безопасности стали в один ряд со стоимостью и расположением и интересуют большинство проживающих. При этом 30 % респондентов заявили, что программы лояльности теперь «куда менее важны». Санитарная обработка номеров и социальное дистанцирование в гостиницах стали главными требованиями.

Становится очевидно, что весь процесс размещения в гостиницах на фоне пандемии нужно перестраивать: с одной стороны, выбор клиента, с другой – жесткие требования власти. Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил во время пандемии предусмотрена уголовная ответственность руководителя, если на его предприятии произойдет массовое заболевание людей, по статье 236 УК РФ в виде штрафа до 500 до 700 тыс. рублей или ограничения свободы до двух лет (при гибели людей – до семи лет), а за нарушения в общепите грозит штраф по статье 6.3 КоАП до 1 000 000 рублей или приостановка деятельности заведения на 90 суток. 

Рассмотрим "Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" Санэпиднадзора и Роспотребнадзора и перспективы их выполнения.

Организационные мероприятия. Прием отдыхающих осуществляется при наличии отрицательных результатов лабораторных обследований на COVID-19, полученных не позднее чем за 2 суток до даты отъезда, а пациентов, перенесших COVID-19, не ранее чем через 14 календарных дней с даты выздоровления. Предусматривается одноместное размещение (за исключением членов одной семьи), с доплатой по коэффициентам комфортности. Чтобы избежать лишних контактов, большинство отелей расширяют выбор цифровых услуг – виртуальный ресепшен в мобильном приложении, цифровой ключ, бесконтактные платежи, заказ рум-сервиса и другие услуги становятся обычным делом. Если бесконтактная регистрация невозможна, групповые заезды, по возможности, разделяются по времени и месту ожидания, а индивидуальным посетителям назначается время прибытия. В отелях создается разделительная разметка для движения и разделители на пути к ресепшену в качестве дополнительной меры предосторожности. Перемещение в лифтах производится по одному, если вы не члены семьи. Многие средства размещения ввели бесплатную отмену или изменение брони не позже, чем за 24 часа до запланированной даты заселения.

Дезинфекция и обслуживание номеров. Для выполнения предписаний в гостиницах применяется ряд нововведений: автоматизированные подходы к уборке, увеличение штатов, тренинги для персонала по новым протоколам гигиены в отелях, введение новых правил гигиены, размещение графиков уборок в каждом номере и общественных местах, увеличение времени заселения номеров и другие. В номерах наборы для ванной включают маски, антисептик для рук и дезинфицирующие салфетки. Внутренняя отделка номеров должна позволять проводить влажную уборку и дезинфекцию в соответствии с требованиями к разным поверхностям. Уборку номеров с применением дезинфицирующих средств необходимо проводить не реже 1 раза в день, проветривание – не реже 1 раза в 2 часа. Матрасы и наматрасники обрабатываются парогенератором, ковровые покрытия – ковромоечными машинами. Гостиницы обязаны ликвидировать вещи и некоторые предметы мебели, которые трудно очистить. Рум-сервис отдаст предпочтение дополнительным услугам в номере: индивидуальным спа- и мед-процедурам, зарядке и тренировке на тренажерах с видеороликами тренировок.

Выездная уборка (весьма затратное мероприятие) проводится с очисткой и обработкой всех поверхностей помещений номера. В номерах с бумажными обоями вместо влажной уборки и дезинфекции необходимо использовать сухую уборку стен и потолка, после которой провести обработку оборудованием для обеззараживания воздуха.

Дезинфицирующие средства. Для проведения дезинфекции используются средства, разрешенные к применению, и в соответствии с инструкцией к препарату. После обработки поверхность промывают водой и высушивают с помощью бумажных полотенец. Неснижаемый запас средств для проведения дезинфекции, кожных антисептиков, средств индивидуальной защиты в учреждении должен составлять не менее чем на 5 суток.

Профилактические мероприятия. Диспенсеры с кожным антисептиком должны быть расположены рядом со стойками регистратуры, а также перед входом в столовую и в других местах общего пользования. Пациентам в санатории рекомендуется: самостоятельно проводить проветривание номера каждые два часа; в холлах и фойе занимать отдельные места или рядом с членами семьи; мыть руки с мылом после каждого посещения улицы или туалета, перед посещением столовой; пользоваться бумажными полотенцами, чтобы высушить руки; использовать кожный антисептик для обработки рук; для защиты органов дыхания используются маски (с учетом смены не реже чем 1 раз в 3 часа). На территории учреждений необходимо обеспечить возможность приобретения средств индивидуальной защиты (масок и перчаток) в достаточном количестве.

Работа персонала. Не допускать к работе сотрудников учреждения и сервисных предприятий без справок об отсутствии заболевания COVID-19, выданных не ранее чем за 7 дней до выхода на работу, а также обеспечить проведение лабораторного обследования сотрудников не реже чем 1 раз в неделю. В крупных отелях вводится должность эксперта по чистоте и безопасности или даже специальный отдел. Во многих гостиницах уборка помещений проводиться чаще, а уборка общественных зон должна производиться каждый час. 

Организация питания. С целью максимального ограничения контактов целесообразно организовывать питание отдыхающих по номерам либо в ресторанах, обеденных залах, столовых по системе заказов. Обеспечить расстояние между столами не менее 2-х метров и рассадку не более одного человек за стол (за исключением членов семьи, либо проживающих в одном номере). Нанести сигнальную разметку на полу и обеспечить расстановку блюд с соблюдением принципа социального дистанцирования. С целью проведения дезинфекции воздуха в помещениях пищеблоков необходимо использовать оборудование для обеззараживания воздуха.

При наличии пляжа: рассчитать и контролировать вместимость с соблюдением принципа социального дистанцирования; расставить пляжное оборудование по тому же принципу; по возможности нанести сигнальную разметку; разместить при входе на пляж информацию о правилах соблюдения дистанцирования.

При наличии собственного транспорта (трансфер, проведение экскурсий и др.): обеспечить обработку транспорта и наполняемость транспортного средства с соблюдением принципа социального дистанцирования. В итоге, рост стоимости путевок и ответственность водителя за соблюдением гигиены.

При оказании учреждением медицинских услуг необходимо оказывать их по предварительной записи, исключить групповое посещение процедур. Медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха, разрешенного к применению в присутствии людей. После приема каждого пациента также следует проводить дезинфекцию контактных поверхностей и проветривание помещения.

Термометрию необходимо проводить при заезде отдыхающих, а также не реже 1 раза в день; в случае выявления отдыхающих с повышенной температурой, и другими признаками ОРВИ – незамедлительно изолировать и сообщать в лечебную сеть.

В случае выявления больного с COVID-19 проводится его госпитализация, эпидемиологическое расследование, дезинфекция в номере всех поверхностей и предметов, дезинфекция предприятия – организатора питания.

Профилактические мероприятия в местах общего пользования: исключение скопления отдыхающих при заезде и регистрации; обеспечение социального дистанцирования; обеспечение дезинфекции воздуха путем установки бактерицидных облучателей; проведение дезинфекции контактных поверхностей (после приема каждого отдыхающего, но не реже чем 1 раз в 2 часа); обеспечение защиты сотрудников путем установки прозрачных заградительных конструкций; использование мебели, позволяющей проведение влажной уборки и дезинфекции и проч. Таким образом, вместимость мест общего пользования уменьшается в 2-3 раза, и для посещения спортзалов, бассейнов, тренажерных залов, библиотек и т.п. придется организовывать предварительную запись.

Профилактические мероприятия среди сотрудников. Не допускаются к работе сотрудники с проявлениями острых респираторных инфекций и вернувшиеся на территорию субъекта из других стран, до окончания сроков самоизоляции (не менее чем 14 дней). Допуск сотрудников в помещения учреждения осуществляется через "входной фильтр", включающий проведение термометрии (также необходимо проводить в течение рабочего дня). Сотрудники должны быть обеспечены масками (смена маски проводится не реже, чем раз в 3 часа), в достаточном количестве кожными антисептиками, средствами для дезинфекции поверхностей. Запрещается прием пищи на рабочих местах. При отсутствии комнаты приема пищи, предусматривается выделение помещения для этих целей с раковиной для мытья рук (с подводкой горячей и холодной воды), санитайзером. Обеспечивается ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств.

Профилактика при организации питания. По окончании рабочей смены пищеблока (не реже, чем через 6 часов) необходимо проводить проветривание и влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств путем протирания дезинфицирующими салфетками всех поверхностей. Воздух в отсутствие людей обрабатывать с использованием открытых переносных ультрафиолетовых облучателей. Дезинфекцию контактных поверхностей, влажную уборку и дезинфекцию публичных (общественных) туалетов следует проводить не реже чем 1 раз в 2 часа. Для сушки рук запрещается использование электросушилок (использовать одноразовые бумажные полотенца или салфетки). Не допускается использование посуды с трещинами, отбитыми краями, поврежденной эмалью. Идет процесс повсеместного внедрения одноразовой посуды, особенно при обслуживании в номерах, которую утилизируют в плотно закрываемых пластиковых пакетах в конце рабочего дня. Оснащать пищеблоки посудомоечными машинами, обеспечивающими дезинфекцию столовых приборов при температуре не ниже 65°С в течение 90 минут. Для мытья посуды ручным способом предусмотреть 3-хсекционные ванны с горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С с гибким шлангом с душевой насадкой.

Как видно, перечисленные мероприятия трудоемкие и затратные. Многие отели в корне пересматривают свои внутренние системы общепита. Выполнение мер дистанцирования почти вдвое сокращает вместимость кафе, баров, ресторанов и, скорее всего, придется бронировать столики заранее. Шведский стол может уйти в прошлое.

Таким образом, в условиях пандемии гостиничный сервис поставлен в жесткие условия и несет значительные убытки. В новых условиях санитарно-гигиенических требований одни средства размещения ищут возможности выживания и меняют подходы к предоставлению услуг, другие закрываются до лучших времён. Не все предприятия готовы в полном объеме выполнить предъявленные требования, но по прогнозам сложная эпидемиологическая обстановка в стране и мире в 2021г. не позволит ослабить режим, даже крупным гостиничным сетям придется выискивать резервы, кардинально менять подходы в обслуживании своих клиентов.

 

Литература:

Условия-2020: весело и безопасно! Как прошёл «детский» сезон в Анапе? АИФ-Кубань 02.11.20.