Актуальные проблемы обеспечения безопасности военной службы в мирное время
Актуальные проблемы обеспечения безопасности военной службы в мирное время
Actual problems of ensuring the security of military service in peacetime
Автор: Табацкий Владимир Александрович
Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация
E-mail: tabatskiy1991@mail.ru
Tabatsky Vladimir
Vyatka State University, Kirov, Russian Federation
E-mail: tabatskiy1991@mail.ru
Аннотация: Тысячи молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет призываются в Вооруженные Силы Российской Федерации и другие воинские формирования. Немалое количество граждан связывают свою жизнь с военной службой по контракту. И каждая семья, где хоть кто-нибудь мужчина или женщина имеет статус военнослужащего, испытывает непрерывное и законное беспокойство о жизни, физическом и психологическом здоровье, своих родных в военной форме. Так как военная служба требует от военнослужащего отличного психического и физического здоровья, высокого уровня боевой подготовки, для возможности вооруженной защиты Российской Федерации и беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников), даже с риском для жизни.
Abstract: Thousands of young people between the ages of 18 and 27 are being conscripted into the Armed Forces of the Russian Federation and other military formations. Not a small number of citizens connect their lives with military service under contract. And every family, where at least one man or woman has the status of a soldier, feels continuous and legitimate concern about the life, physical and psychological health of their relatives in uniform. Since military service requires excellent mental and physical health, a high level of combat training, for the possibility of armed protection of the Russian Federation and unquestioning execution of orders of commanders (superiors), even at the risk of life [3].
Ключевые слова: безопасность военной службы, вооруженные силы, исполнение служебных обязанностей в мирное время.
Keywords: security of military service, armed forces, performance of official duties in peacetime.
Тематическая рубрика: Междисциплинарные работы.
Введение.
Особая злободневность и значение проблемы предупреждения получения военнослужащими травм, ранений, контузий, увечий, а также гибели личного состава, создания и обеспечения безопасных условий прохождения военной службы определена рядом причин.
В Федеральном законе от 27. 05. 1998 года "О статусе военнослужащих" подчеркивается: "на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни". Логично, что в федеральном законодательстве для военнослужащих, по сравнению с другими категориями граждан, определено большое количество льгот, гарантий и компенсаций, предусмотрено пенсионное обеспечение на особых условиях. При этом нужно отметить, что даже в повседневной деятельности, при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, не говоря уж о военном или чрезвычайном положениях, участии в контртеррористических операциях, привлечении военных к выполнению задач по наведению конституционного правопорядка, и другим особым правовым режимам жизнедеятельности страны, в период прохождения военной службы военнослужащие в повседневной деятельности войск часто подвергают угрозе свою жизнь и здоровье.
Связано это, в первую очередь, с тем, что в войсках (силах) имеется большое количество сложного по устройству, с элементами повышенного риска при эксплуатации, вооружения и военной техники.
При этом повседневная деятельность соединений и воинских частей отличается повышенным динамизмом, насыщенностью трудовых будней. Заключается это, главным образом, в регулярном несении личным составом внутренней, гарнизонной и караульной служб, боевого дежурства, в привлечении военнослужащих к стрельбам, командным тренировкам, учениям и другим мероприятиям боевой подготовки. Доступ к оружию, боеприпасам и другим взрывчатым веществам, имеет каждый военнослужащий, периодически выполняющий служебные задачи (упражнения, работы), связанные с применением вооружения. В целом, добросовестное исполнение обязанностей военной службы требует очень высоких физических и психических нагрузок, зачастую их перенапряжения.
Поэтому одна из главных задач Министерства обороны – это предупреждение гибели и увечий военнослужащих при прохождении ими военной службы. Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации определено понятие безопасности военной службы, руководство которой, в воинской части, осуществляет командир части, а в расположении подразделения – командир подразделения. В 90-е годы XX века в Российской Федерации разработан комплекс законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности военной службы.
Принимая во внимание остроту и актуальность проблемы обеспечения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возникла цель – выяснить эффективность проводимой работы по предупреждению гибели (смерти), получения травм и увечий военнослужащими, снижению трудовых потерь среди личного состава в мирное время, используя статистические данные гибели и травматизма военнослужащих при исполнении военной службы в мирное время.
Кроме того, (что касается военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) служба в армии и на флоте, в подавляющем большинстве, связана с отрывом молодых парней, не имеющих за спиной житейского опыта, от родных и близких, друзей, привычного круга общения. Это является причиной их депрессии, морально-психологических срывов на начальных этапах прохождения службы. А также, в большом молодежном мужском коллективе, каким является большинство воинских подразделений, огромная вероятность появления так называемых «неуставных взаимоотношений» насаждают которые, проявленные личности с аморальными и криминальными наклонностями.
Эти обстоятельства и целый ряд других факторов, делают военную службу сферой повышенного риска. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, а значит, действующая в России система охраны труда (Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные, правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда) не способна решать проблемы обеспечения безопасности, учитывая особенности повседневной и служебной деятельности военнослужащих. Следовательно, для решения задачи сохранения жизни и здоровья военнослужащих при прохождении военной службы требуется отдельная нормативная правовая база, своя система работы, направленная на обеспечение безопасности военной службы детально продуманная и реализуемая с учетом особенностей повседневной деятельности и быта военнослужащих.
Поэтому, правильная организация повседневной деятельности по предупреждение травм и смерти военнослужащих стала главной работой органов военного управления и всех должностных лиц.
Общественно-политическая обстановка в России претерпела кардинальные изменения за последние десять лет. Происшествия со смертью, увечьями, ранениями, травмами и контузиями военнослужащих в процессе их военно-профессиональной деятельности, которые стали известными, воспринимаются резко негативно представителями практически всех слоев общества. Бескомпромиссность общественных и правозащитных организаций, комитета солдатских матерей значительно возросла, в оценке работы органов военного управления. И это не случайно, ведь в российской Конституции подчеркивается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.»
Исходя из сложившихся обстоятельств, важнейшим критерием правильной работы командира (начальника) стала способность к осуществлению эффективной работы по обеспечению безопасности военной службы. В связи с этим Министерство Обороны Российской Федерации, предприняло в прошлом десятилетии меры, направленные на улучшение условий безопасности военной службы. Эффективность которых и предстоит выяснить, проведя анализ статистических данных гибели и травматизма военнослужащих при исполнении военной службы в мирное время за последние 10 лет.
Методы исследования. Начиная с 2010 года Министерство обороны перестало публиковать статистику погибших от всех причин (болезни, убийства, самоубийства, аварии, несчастные случаи, боевые потери) военнослужащих. То же можно сказать и о статистике получения военнослужащими травм и увечий. В 2015 году этому так же поспособствовал указ президента Владимира Путина от 28 2005 года «О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне». Пункт 10 указа № 1203 от 30 ноября 1995 г. теперь говорит: «Сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций». В прежней редакции этого пункта говорилось о «сведениях, раскрывающих потери личного состава в военное время». Поэтому на сайтах сети интернет и в любых других источниках такой информации в свободном доступе не найти, так как согласно указа, к государственной тайне относятся не только потери в военное время, но и в мирное. Но для служебного пользования такая статистика ведется и есть возможность рассмотреть данные, собранные по результатам ежегодных анализов службы войск и безопасности военной службы в войсках (силах) и телеграмм о доведении случаев гибели и травматизма военнослужащих до личного состава.
Результаты исследований, их обсуждение. Согласно собранным данным количество случаев гибели военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы в мирное время с 2009 по 2019 года распределились следующим образом:
южный военный округ – 610 случаев;
центральный военный округ – 441;
восточный военный округ – 414;
западный военный округ – 386;
воздушно-космические силы – 237;
воздушно-десантные войска – 216;
ракетные войска стратегического назначения – 198;
северный флот – 124;
генеральный штаб – 46;
главное управление министерства обороны – 43;
главное командование сухопутных войск –35;
главное управление связи – 34;
штаб материально-технического обеспечения – 23;
главное управление военной полиции – 14;
главное военно-медицинское управление – 13;
вычислительный центр министерства обороны – 11.
Общее количество военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время за 10 лет (с 2010 по 2019 года) составляет 2845 человек. Основными причинами происшествий с гибелью военнослужащих явились:
дорожно-транспортные происшествия – 960 (33,7 % от общего количества погибших);
самоубийства – 740 (26,0 % от общего количества погибших);
несчастные случаи – 316 (11,1 % от общего количества погибших);
нарушения требований безопасности (далее - НТБ) – 297 (10,4 % от общего количества погибших);
утопления – 210 (7,4 % от общего количества погибших);
убийства – 160 (5,6 % от общего количества погибших);
отравления – 90 (3,2 % от общего количества погибших);
авиационные происшествия – 60 (2,1 % от общего количества погибших);
пожара – 12 (0,4 % от общего количества погибших).
Количество травм и увечий, полученных военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы в мирное время за тот же период времени, с 2010 по 2019 года, составляет 26701 случай. Основными причинами происшествий явились:
несчастные случаи - 18171 (68,1%);
нарушение требований безопасности - 3083 (11,5%);
нарушения уставных правил взаимоотношений - 2896 (10,8%);
превышения должностных полномочий - 917 (3,4%);
дорожно-транспортные происшествия - 915 (3,4 %);
противоправные действия гражданских лиц - 431 (1,6 %);
авиационные происшествия - 133 (0,5%);
суицидальные попытки - 104 (0,4%),
насильственные действия в отношении начальника - 51 (0,2 %).
Вывод. После проведенного анализа статистических данных гибели и травматизма военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы в мирное время с 2010 по 2019 года, видна тенденция снижения случаев гибели военнослужащих, чего нельзя сказать о случаях получения травм и увечий. За прошедшие 10 лет, несомненно, повышение уровня безопасности военной службы в России наблюдается, но все еще остается нестабильным.
Основными причинами, нестабильности состояния безопасности военной службы, являются:
- низкая подготовленность военнослужащих многих соединений, воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, к выполнению требований безопасности, связанная, с формализмом проводимых занятий и инструктажей;
- недостаточно проработанная правовая и нормативная база;
- отсутствие общей системы работы командования, должностных лиц органов военно-политической работы, медицинской службы по предупреждению самоубийств военнослужащих;
- недостаток взаимодействия службы войск с членами семей военнослужащих и родительскими комитетами, региональными структурами социально-психологической поддержки населения.
- серьезные упущения в проведении занятий по боевой подготовке во многих подразделениях, которые негативно отражаются на требуемом уровне боевой готовности большинства военнослужащих к обеспечению и поддержанию боевой готовности воинских частей (подразделений), гарнизонов с соблюдением в них внутреннего порядка, требований безопасности и дисциплины;
- устаревшее вооружение и военная техника, отсутствие комплектующих изделий и материалов, существенный износ казарменного фонда, зданий и сооружений, что, естественно, снижает эффективность принимаемых мер по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы;
- недостаточная координация, на всех уровнях управления, действий надзорных и контрольных органов;
- недостаточные полномочия военно-политических структур в вопросах формирования и подержания здорового морально-психологического климата в подразделениях, пренебрежение выданных психологических рекомендаций и предложений;
- низкие показатели общеобразовательной подготовки к исполнению воинской обязанности большинства призывников, следовательно, неспособность многих из них быстро и качественно усвоить обязанности и требования безопасности, которые определены для каждой замещаемой ими должности;
- формальность в изучении морально-психологических, психофизических и профессиональных качеств при отборе граждан для прохождения военной службы по контракту;
- дефицит специалистов на должностях психологов, имеющих высшее психологическое образование;
- отсутствие современных автоматизированных диагностических программам у психологов, работающих с призывниками и военнослужащими;
- нарушение единой системы работы командира и штаба воинской части в управлении безопасностью военной службы.
Все эти причины препятствуют повышению уровня безопасности военной службы, поэтому усилия всех должностных лиц и органов военного управления должны быть направлены на устранение указанных причин.