Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Правовая природа организационных договоров в гражданском праве

Дата публикации: 2022-02-21 11:24:16
Статью разместил(а):
Молчанова Татьяна Алексеевна

Правовая природа организационных договоров в гражданском праве

Legal nature of organizational agreements in civil law

 

Автор: Молчанова Татьяна Алексеевна

Юридический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск, Россия

e-mail: moltata@mail.ru

Molchanova Tatyana Alekseevna

Law Institute of Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

e-mail: moltata@mail.ru

 

Аннотация: В статье исследуются научные подходы к определению организационного договора. Анализируется классификация организационных отношений. Представлены мнения авторов относительно правовой природы организационного договора.

Abstract: The article explores the scientific approaches to the definition of the organizational contract. The classification of organizational relations is analyzed. The authors' opinions on the legal nature of the organizational contract are presented.

Ключевые слова: организационный договор, взаимосвязанная деятельность, имущественное отношение сторон, имущественный договор.

Keywords: organizational contract, interrelated activity, property relation of the parties, property contract.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В системе гражданско-правовых отношений и в предмете гражданского права организационные отношения образуют отдельную группу неимущественных отношений. Объектом организационного отношения является организация отношений сторон, которая по своей природе имуществом, работой или услугой не является. Организация отношений сторон не имеет тесной связи с личностью участников организационных отношений, поэтому организационные отношения не являются личными неимущественными отношениями.

В условиях современной рыночной экономики все большее распространение получают организационные договоры, которые дают возможность участникам гражданского оборота координировать деятельность друг с другом. Потребность в координации возникает в самых разных сферах деятельности (банковская, кредитно-расчетная, страховая, транспортная и др.), что предопределяет многообразие видов организационных договоров, сложившихся на практике.

В работах исследователей, посвященных рассмотрению сущности организационных договоров, встречаются различные определения.

Первым в отечественной юридической литературе стало определение, согласно которому организационный договор – это взаимное соглашение двух или более сторон, направленное на организацию, упорядочивание взаимоотношений и создание предпосылок для вступления его участников в иные общественные отношения имущественного характера [1, с. 69].

Профессор Суханов Е.А. указывает, что организационные договоры направлены не на товарообмен, а на его организацию, а именно на создание отношений участников будущего обмена товарами [2, с. 142].

Рассматривая систему организационных договоров, доктор юридических наук Морозов С.Ю. пришел к выводу, что по организационному договору стороны обязуются выполнить определенные договором совместные действия, направленные на возникновение иного гражданского обязательства между теми же или иными лицами и (или) на его реализацию в соответствии с условиями организационного договора [3, с. 132].

По мнению доктора юридических наук Л.Г. Ефимовой, организационный договор — это договор, целью которого является организация длительных деловых связей в виде потока разнообразных деловых отношений, для достижения которой необходимо заключение договоров-приложений; при этом некоторые условия согласовываются в базовом договоре [4, с. 46].

Данное определение видится заключенным в жесткие рамки, поскольку договоры-приложения не являются обязательными для большинства организационных договоров (например, учредительные договоры, договор на перевозку грузов).

О.А. Красавчиков определил организационные договоры как общественные отношения, строящиеся на основе координации и подчинения, направленные на упорядочение (нормирование) других общественных отношений, действий их участников либо формирование социальных образований.

В работе «Категории науки гражданского права» О.А. Красавчикова изложена классификация организационных отношений. Среди таковых он определяет:

— организационно-делегирующие — в рамках которых один субъект уполномочивает другой субъект совершать действия от его имени;

— организационно-контрольные — в рамках которых одному субъекту предоставляется возможность контролировать действия другого;

— организационно-информационные — в рамках которых происходит взаимный обмен информацией между участниками имущественного правоотношения;

— организационно-предпосылочные — в рамках которых происходит возникновение и последующее развитие имущественных отношений [5, с. 46].

Некоторые авторы рассматривают организационный договор в узком и широком смысле. В первом случае к организационным договорам относятся только договоры, содержание которых составляют обязательства сторон исключительно организационного характера (например, предварительный договор). Во втором случае допускается наличие имущественных обязательств в организационных договорах, и они отграничиваются от имущественных договоров исходя из соотношения организационных и имущественных отношений сторон, порождаемых конкретным договором, а также непосредственной целевой направленности данного договора в целом [6, с. 277].

Предметом организационных договоров является определение наиболее общих условий взаимосвязанной деятельности, которые не могут быть предусмотрены в заключаемых субъектами разовых, отдельных договорах. Соответствующий уровень организованности отношений создается не в результате законодательного регулирования, как в публичном праве, а на основе правовой инициативы и согласованного волеизъявления самих договорных контрагентов. Закрепление принципа свободы договора, автономии воли лиц расширяет возможности использования организационных договоров в сфере торгового оборота.

Всякий имущественный договор в коммерческом праве носит возмездный характер и направлен на получение имущественной или иной выгоды. В отличие от этого целью организационных договоров служит создание возможностей и предпосылок для более успешного осуществления взаимосвязанной деятельности лиц, повышение координированности и согласованности совершаемых в дальнейшем имущественных операций.

Организационное содержание и направленность рассматриваемых договоров не являются самоцелью, а ориентированы на последующие имущественные отношения сторон, связаны с ними. Таким образом, организационные договоры предназначены для последующего урегулирования их содержания, а часто также для уточнения и конкретизации их условий в отдельных имущественных договорах.

Поскольку организационные договоры в первую очередь направлены на регламентацию будущих имущественных отношений сторон, они, обычно, носят долгосрочный или бессрочный характер. 

Организационные договоры упорядочивают имущественные отношения субъектов, но на уровне не единичного обязательства, а определенной их совокупности. Это означает, что организационный договор предусматривает общие требования к заключению и исполнению всего множества отдельных обязательств в рамках его действия. Данная функция организационных договоров определяется как создание и стабилизация долгосрочных отношений участников договора.

Организационные договоры могут быть предпосылкой заключения его участниками любых видов имущественных договоров. Так, участники контрактного объединения в дальнейшем могут заключать между собой различные соглашения в силу взаимосвязанности своей деятельности. Наряду с этим организационные договоры могут служить основанием для заключения и исполнения договоров определенного вида. Например, транспортные организационные договоры определяют отдельные условия выполнения договоров на перевозку конкретных партий грузов.

Крайне важно использовать такую функцию организационных договоров, как создание условий и предпосылок для последовательного совершенствования взаимоотношений сторон. Здесь необходимо выделить два аспекта:

1) четкое определение условий и порядка действий, подлежащих учету при заключении и исполнении отдельных имущественных договоров;

2) включение в договоры обязанностей, предусматривающих меры по непосредственному совершенствованию взаимосвязанной деятельности. Так, например, включение в организационные транспортные договоры условий о расширении фронтов одновременной погрузки и выгрузки, оборудовании их дополнительными механизмами для ускорения погрузочно-разгрузочных работ и др. В подобных случаях организационный договор начинает включать в себя отдельные элементы имущественного договора, однако, общая цель, направленная на улучшение организации взаимосвязанной деятельности - остается неизменной.

Таким образом, специфика организационных договоров является правовым отражением вспомогательного характера организационных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Организационные договоры существуют, поскольку необходимы участникам гражданских отношений для более эффективного исполнения имущественных, а в ряде случаев, и личных неимущественных обязательств. 

 

Литература:

1. Васева Н.В. Имущественные и организационные договоры // Гражданско-правовой договор и его функции: Межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Красавчиков О.А. – Свердловск, 1980 С. 69.

2. Суханов Е.А. Российское гражданское право. Обязательственное право. М. : Статут, 2011. С. 142.

3. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров: диссертация…докт. юрид. наук. – М., 2011 С. 132.

4. Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 46.

5. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права: Избр. труды: в 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 1. С. 46—52.

6. Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник. Т 3.: Е.А. Суханов – М.: ЮрПроф, 2015 – С. 277.

 

. . . . . . .