Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Взаимодействие прокуратуры с субъектами общественности

Дата публикации: 2022-02-14 14:42:17
Статью разместил(а):
Ляпина Лина Андреевна

Взаимодействие прокуратуры с субъектами общественности

Interaction of the Prosecutor's Office with public entities

 

Автор: Ляпина Лина Андреевна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия

e-mail: lina34@mail.ru

Lyapina Lina Andreevna

VOLSU, Volgograd, Russia

e-mail: lina34@mail.ru 

 

Аннотация: В настоящей статье исследуется взаимодействие прокуратуры с различными субъектами общественности, целью которого является реализация их общих задач.

Annotation: This article explores the interaction of the prosecutor’s office with the different public representatives, the aim of which is to achieve each of the participants their personal goals.

Ключевые слова: Прокуратура, социальная сфера, защита прав.

Keywords: Prosecutor’s office, social sphere, protection of rights.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Связи и взаимодействие между людьми в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, правовой, экологической, деловой, духовной, социальной и т.д.) задают специфику проявления общественных отношений. Разновидности общественных отношений не только взаимосвязаны, но и перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга. От совершенства образующейся ими системы общественных отношений зависит социальное равновесие и стабильность, как основа динамического развития общества.

Общественность - это сообщества, объединяющие всех, кто так или иначе связан с жизнедеятельностью организаций, общественно-политических объединений, общества в целом, осознаёт себя их частью и влияет на их функционирование. Например: общественность - это избиратели, участвующие в выборах в Государственную или Областную Думу и т.д.

На фоне преобразований в России к значимым необходимо отнести защиту прав и свобод человека и гражданина, которая является конституционной обязанностью государства. Осуществление полномочий по их охране возложены на специально учрежденные структуры – правоохранительные и надзорные органы.

Началом этапа формирования российской прокуратуры следует считать – 2 января 1991 г. С этого момента полномочия упраздненной Прокуратуры СССР перешли к прокуратуре РСФСР.

Первым нормативным актом России, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности стал Федеральный закон РФ от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

В законе определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура осуществляет:

– надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов;

– принимает меры, направленные на устранение их нарушений;

– привлечение виновных к ответственности;

– осуществляет уголовное преследование.

Анализируя приведенные положения закона можно понять, что достигнуто соответствие содержания прокурорского надзора с формируемой новой системой права. Определены виды прокурорского надзора:

– за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законов, издаваемых ими правовых актов;

– за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

– за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Кроме того, в закон Российской Федерации от 17.01.1992 г. включены другие направления прокурорской деятельности, которые определяют правовое положение прокуратуры:

– участие в рассмотрении дел судами;

– осуществление расследования;

– участие в правотворческой деятельности в пределах своей компетенции;

– участие в заседаниях органов государственной власти и управления при рассмотрении представлений и протестов;

– поддержание правопорядка;

– осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– осуществление надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержаний задержанных и заключенных под стражу;

– осуществление надзора за исполнением законов судебными приставами;

– рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений;

– определены порядок назначения на должность, сроки полномочий прокуроров.

Прокуратура Российской Федерации является федеральным государственным органом, функции которой не входят ни в одну ветвь государственной власти. Государственные органы согласно российскому законодательству, осуществляют функции в объеме своих компетенций. Правовые основы образования и деятельности регламентированы только в российском законодательстве. На сегодня определение о государственных органах не получило отражения в Конституции Российской Федерации, что отрицательно сказывается на качестве осуществления функций государственного управления. Категория «государственные органы» применяются в подзаконных нормативных правовых актах.

Одним из видов государственного управления является внутриорганизационное управление. Федеральные государственные органы осуществляют внутриорганизационное государственное управление. Функции внутриорганизационного государственного управления осуществляются судами, прокуратурой, иными государственными органами.

Новая редакция закона о прокуратуре должна подвести черту под длительной дискуссией о месте и роли прокуратуры в системе федеральных государственных органов, которая активно велась в процессе подготовки и обсуждения изменений и поправок к Конституции Российской Федерации.

Актуализация связей с общественностью является важным направлением деятельности прокуратуры, поскольку именно связь с общественностью действуют как коммуникационный механизм, который обеспечивает диалог между прокуратурой и обществом. С одной стороны, любое государственное учреждение желает положительно воспринимать его действия и решения в глазах населения, чему способствует взаимодействие прокуратуры с субъектами общественности. Незнание роли связей с общественностью в установлении должных отношений между прокуратурой и населением, несомненно, приведет к непониманию гражданами основ ее деятельности, что может представлять серьезную угрозу для имиджа данного органа власти.

В своих работах Грибенникова Э. А. указывает на то, что связи с общественностью прокуратуры представляют собой коммуникативную, социально-ответственную деятельность, которая осуществляется в рамках структуры органов прокуратуры. По мнению автора, данная деятельность направлена на установление отношений с общественностью, которая предполагает совершенствование механизмов деятельности прокуратуры посредством институционализации двухсторонней коммуникации между органом  власти и общественностью.

В то же время органы прокуратуры являются официальным источником информации для субъектов медиапространства, обладающих «монополией» на владение и распространение сообщений, затрагивающих интересы отдельных лиц, малых и больших социальных групп, бизнес-структур, муниципальных образований и населения в целом.

В структуру связей с общественностью входят социальные и психологические аспекты, которые направлены, прежде всего, на установление доверительных отношений между объектом и субъектом коммуникационного процесса.

По мнению Маркова А.А. основная задача связей с общественностью  заключается в учете общественного мнения по наибольшему кругу проблем и вопросов, которые касаются непосредственно деятельности прокуратуры, улучшения отношений между участниками управленческого процесса, а также исследования и сбора данных для оценки ошибок либо успешных действий.

На современном этапе существуют разнообразные точки зрения о целях и задачах связей прокуратуры с субъектами общественности.

Учитывая современные представления, которые сложились в науке и практике, относительно рассматриваемой темы под взаимодействием прокуратуры с субъектами общественности, следует разъяснить саму суть совместной работы названных субъектов. Каждый из данных субъектов имеет свои личные цели, которых он старается достичь, являясь при этом отдельной частью общей организованной системы. При этом совместная работа помогает достичь общих для них целей – устойчивое состояние законности и правопорядка в сфере различных правоотношений. Полагаю, что прокурорская деятельность в осуществлении данного взаимодействия строится исходя из принципа законности, непрерывности, планомерности, оперативности, комплексности, объективности и эффективности.

Признаки, которые характерны для взаимодействия прокуратуры с иными органами и учреждениями, представляют собой внешнюю цель по отношению к взаимодействующим сторонам, для достижения которой необходимо объединить усилия. Кроме того, необходима четкая организация совместной работы, которая при наличии слаженности действий, позволит ее участникам реализовывать собственные задачи, необходим обмен полученной информацией, а также обоюдное влияние друг на друга.

Касаемо формализации сотрудничества органов прокуратуры с другими субъектами, необходимо отметить следующее. Практика, которая сложилась в работе Генеральной прокуратуры РФ, говорит о возможности и массовости при заключении подобных соглашений. Так, например, действует соглашение со Счетной палатой РФ, контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, Следственным комитетом РФ, Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ и другими структурами. У Генеральной прокуратуры РФ есть соглашение с Пенсионным фондом РФ, которое представляет собой информационный обмен определенными данными, которые необходимы для разрешения задач, возложенных законодательством о противодействии коррупции. Соглашение устанавливает круг уполномоченных лиц, процедура обмена данными четко прописана регламентом. Кроме того, соглашением установлен конкретный перечень данных и сведений, которые должны быть предоставлены.

Региональный уровень также может похвастаться наличием примеров подобного сотрудничества органов прокуратуры с другими структурами, которые решают задачи, в том числе и социальной сферы. Так, сотрудничество прокуратуры Республики Татарстан с региональным отделением Фонда социального страхования организовано по указанию прокуроров республики и ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан о совместной работе по взысканию недоимки страховых взносов на обязательное социальное страхование. При этом информация о должниках исследуется при участии прокуроров на совместных комиссионных заседаниях со страхователями по снижению недоимки.

Преследуя цели наиболее эффективного сотрудничества в вопросах защиты прав граждан с ограниченными возможностями, между прокуратурой Пермского края и Пермской краевой организацией Всероссийского общества инвалидов также действует соглашение о совместной работе. Изучая вопрос целесообразности заключения подобных соглашений прокуратуры и субъектов общественности, следует исходить из того, что определенного запрета на заключение данных соглашений нет. Считаю, что если сторонам действительно необходимо развивать взаимодействие, то это действительно возможно, если все условия согласованы с руководством прокуратуры субъекта РФ. Но стоит отметить, что наличие соглашения не имеет гарантий эффективного сотрудничества. Вот почему конкретные случаи исследуемого вопроса могут быть рассмотрены по-разному. Отсюда следует, что вполне нецелесообразно заключение подобных соглашений взаимодействия именно на районном уровне. Для обеспечения наиболее эффективного взаимодействия на практике немаловажное значение имеет выбор сторонами самой оптимальной формы сотрудничества. Анализ сложившейся практики позволяет разделить формы взаимодействия прокуратуры с другими органами, предприятиями и общественностью:

1) Постоянное участие при разработке и проведении совместных программ;

2) Реализация совместных проектов и мероприятий;

3) Обмен информационными данными;

4) Консультативная и организационная помощь;

5) Иные виды взаимодействия.

Как пример организации взаимодействия прокуратуры с иными органами можно привести работу межведомственных групп по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений норм законодательства в сфере соблюдения трудовых прав граждан. Организация рассматриваемого взаимодействия либо поиск и созидание новшеств в формах сотрудничества прокуратуры с иными субъектами по большому счету зависят от проявления инициативы и разностороннего подхода к данной деятельности именно самих участников, причем это относится к обеим сторонам. Практика прокурорской деятельности показывает, что для того, чтобы повысить эффективность конкретной деятельности стоит начать относить взаимодействие органов прокуратуры с иными органами и общественностью как бесспорно важное и необходимое направление деятельности прокуратуры и как способ повысить коэффициент полезности осуществляемого прокурорского надзора.

Функции связей с субъектами общественности в системе органов прокуратуры непосредственно отражают характер и особенности их деятельности. В зависимости от уровня власти эти функции могут быть расширены или, напротив, сужены. В целом, существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями деятельности подразделений по связям с субъектами общественности.

В настоящее время роль взаимодействия с общественностью в органах прокуратуры значительно возросла, поскольку мы можем в целом наблюдать усиление значения коммуникативных процессов.

Эффективность управления во многом зависит от работы служб по связям с общественностью, как на региональном, так и муниципальном уровнях. Более того, на муниципальном уровне в силу «близости» к гражданам, эта деятельность приобретает особое значение. Органы прокуратуры, используя коммуникативную функцию, налаживают диалог с населением, осуществляют обратную связь.

Современные средства связей с общественностью дают возможность осуществлять коммуникативную деятельность, задача которой состоит в формировании и поддержании гармоничных отношений между властью и обществом при использовании оперативной, грамотной, полной по объему и содержанию информации.

Подводя итог, можно сделать логический вывод, что связи с общественностью на муниципальном уровне должны присутствовать в каждом подразделении органов власти, иметь место на каждом этапе планирования муниципальной политики, должны иметь четкий регламент работы. Основная цель связей с общественностью - наладить коммуникацию между государством и обществом. Деятельность по связям с общественностью - важный элемент государственной системы. Он имеет несколько четких функций и целей. Именно поэтому, одной из основных  задач государственных органов, является создание компетентного и эффективного механизма системы взаимодействия с субъектами общественности, который обладает сильной властью и способен решать стоящие перед ним проблемы, не ущемляя конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации. 

 

Список литературы:

1. Амирбеков К.И. Функции прокуратуры в правообеспечительной юридической деятельности власти: теоретический подход // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 2. — 34-38 с.

2. Амирбеков К.И., Магомедов М.А. Полномочия прокурора и их классификация // Юридический мир. 2016. № 2. — 39-44 с.

3. Артамонова Е.М. Защита прав неопределенного круга лиц // Законность. 2003. № 8. — 27 с.

4. Артамонова Е.М. Новый ГПК РФ: статус прокурора // Законность, 2003. № 3. — 47-54 с.

5. Байдина О.Ю. Взаимодействие прокуратуры и избирательных комиссий // Законность. 2015. № 2. — 16-19 с.

6. Байкин И.М. Прокуратура и судебная власть // Российская юстиция. 2009. № 10. — 36-37 с.

7. Безруков А.В. Конституционное право России. М.: Юстицинформ, 2015. — 155 с.

8. Богданова Н.А. Общество как объект конституционно-правового регулирования. // Конституционные основы экономических и социальных отношений. Конституционная юстиция: Материалы IV Всероссийской научной конференции по конституционному праву. 31 марта - 1 апреля 2006 г. СПб, 2006.

9. Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода) // Уголовное право. 1999. № 2. — 92 с.

10. Бойченко С.И. Теоретические основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации // История государства и права. 2009. № 7. — 31-35 с.

 

. . . . . . .