Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Перспективы внедрения цифровых технологий в сфере исполнительного производства

Дата публикации: 2022-01-25 17:08:41
Статью разместил(а):
Дич Роман Антонович

Перспективы внедрения цифровых технологий в сфере исполнительного производства

Prospects for the introduction of digital technologies in the field of enforcement proceedings

 

Автор: Дич Роман Антонович

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия

e-mail: x.radhome@mail.ru

Dych Roman

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

e-mail: x.radhome@mail.ru

 

Аннотация: Одним из приоритетных направлений развития в настоящее время является формирования технологической и нормативной базы для развития информационного общества, что подтверждается множеством национальных и межгосударственных проектов. Сфера исполнительного производства не является исключением. В данной статье рассмотрены аспекты регулирования исполнительного производства, а также перспективы внедрения цифровых технологий для совершенствования процесса исполнения судебных актов.

Abstract: One of the priority areas of development at present is the formation of a technological and regulatory framework for the development of the information society, which is confirmed by many national and interstate projects. The scope of enforcement proceedings is no exception. This article discusses the aspects of regulation of enforcement proceedings, as well as the prospects for the introduction of digital technologies to improve the process of execution of judicial acts.

Ключевые слова: искусственный интеллект, правовой статус, исполнительное производство, ФССП, цифровизация.

Keywords: artificial intelligence, legal status, enforcement proceedings, FSSP, digitalization.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Стремительное развитие экономики, финансовых технологий, ускорение научно-технического прогресса, острая необходимость повышения уровня жизни людей, налаживание систем взаимодействия государства и граждан – все это в совокупности требуют инновационных решений и новых подходов. Цифровизация занимает одно из ключевых позиций на современном этапе развития России.

Подтверждается вышесказанное Указом Президента от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где в качестве цели национального развития России указана цифровая трансформация, а также достижение «цифровой зрелости» ключевых секторов, услуг, в том числе и государственного управления.

Исполнение судебных актов является важнейшим этапом на пути к восстановлению нарушенных прав и свобод или охраняемых законом интересов. Структурная интеграция цифровых технологий во внутренние процессы Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП) осуществляется уже не первый год. Касаясь уже реализованных цифровых проектов, в Федеральном законе от 21.12.2021 № 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который принят в целях проведения цифровой трансформации, предусматривается возможность автоматического принятия решения ФССП. Это коснулось сферы обмена информацией, возбуждения, отказа, окончания исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве и иных процедур.

Переходя непосредственно к перспективам внедрения цифровых технологий в сфере исполнительного производства, соглашаясь с позицией Министерства юстиции Российской Федерации, наиболее актуальным и необходимым в настоящее время видится переход на реестровую модель исполнения судебных актов. Так, на сегодняшний день, для возбуждения исполнительного производства необходимо предъявить исполнительный документ в ФССП с соответствующим заявлением. Реестровая модель подразумевает создание специализированного ресурса исполнительных документов, который будет доступен сторонам исполнительного производства. Предлагаемый государственный реестр даст возможность полностью отказаться от получения исполнительных документов в бумажном формате. Данную процедуру заменит запись уполномоченного органа, например, суда о конкретном исполнительном документе, взысканной сумме, идентификационных и иных сведениях.

В свою очередь, соответствующей компетенцией администратора ресурса будет наделена ФССП. Таким образом, основанием для взыскания денежных средств будет являться не оригинал исполнительного документа в его физическом проявлении, а запись, сделанная в соответствующем реестре. Для реализации данной цифровой технологии потребуется системное дополнение норм ГПК РФ, АПК РФ, Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которым категория «исполнительный документ» приравняется к категории «запись в реестре об исполнительном документе».

Внедрение реестра исполнительных документов, прежде всего, поможет более эффективно и быстро взаимодействовать с ФССП, сократит операционные и личные затраты на осуществление данной процедуры. Помимо этого, произойдет укрепление гарантий взыскателя по получение присужденной денежной суммы. Это связано с тем, что при введении соответствующего реестра утрачивается возможность утери оригинала исполнительного документа. Так, например, при утере оригинала исполнительного листа и дальнейшем обращении в судебные органы с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа, существует риск того, что суд может отказать в удовлетворении требований заявителя.

Внедрение искусственного интеллекта начинает проводиться во многих сферах правового регулирования, среди которых, безусловно, находится исполнительное производство. В настоящее время, с нормативной точки зрения, под искусственным интеллектом, понимают комплекс технологических решений, который позволяет имитировать когнитивные функции человека и получать результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. В приказе ФССП России № 890 от 30.12.2021 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации ФССП на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в качестве результатов, поставленных к достижению в 2022-2023 году указано внедрение технологии искусственного интеллекта для автоматической подготовки резолюций, осуществление без участия судебного пристава операций по исполнительному производству, актуализация информации о исполнительном производстве, автоматизация документооборота, подготовки процессуальных документов, таких как ответы на ходатайства.

Помимо этого, на 2024 год рассчитано внедрение системы, благодаря которой адреса сторон исполнительного производства в формате ФИАС будут использоваться для расчёта маршрутов судебного пристава, а также электронных почтовых отправлений. Организацию применения искусственного интеллекта для ответов на ходатайства видится наиболее целесообразным построить по аналогии с пилотным проектом в участках мировых судей в Белгородской области, когда искусственный интеллект не выносит в окончательной форме документ, а лишь формирует его проект, проверяет все необходимые данные и реквизиты. Все это может существенно экономить время. Тем не менее, несмотря на значительные возможности искусственного интеллекта, его применение в рамках исполнительного производства должно строиться на принципах ограниченности использования в заранее определенных сферах, а также на приоритете решения людей. 

К сожалению, основной трудностью может являться недостаток финансирования со стороны государства на реализацию внедрения искусственного интеллекта в ФССП России. Так, в приказе ФССП России № 890 от 30.12.2021 на создание, эксплуатацию таких технологий было выделено чуть более 2.3 млн. рублей на 2022 год.

Внедрение цифровых технологий в сфере исполнительного производства должно повысить гарантии, а также ускорить процесс исполнения соответствующих актов. Безусловно, ФССП России нуждается во внедрении технологий, которые смогут оптимизировать внутреннюю структуру работы, эффективность использования трудовых ресурсов персонала. Тем не менее, основной задачей цифровизации государственного управления является не перспектива замены человеческого труда машинным, а перераспределение трудовых ресурсов в рамках характера задач, которые могут быть исполнены должным образом только человеком, что в конечном счете должно привести к повышению качества работы государства.

 

. . . . . . .