Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Правовая защита инноваций: субъекты инновационной деятельности

Дата публикации: 2022-01-16 21:46:21
Статью разместил(а):
Марилова Марина Борисовна

Правовая защита инноваций: субъекты инновационной деятельности

Legal protection of innovations: subjects of innovation activity

 

Автор: Марилова Марина Борисовна

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия 

E-mail: marilova0199@gmail.com

Marilova Marina Borisovna

Volgograd State University, Volgograd, Russia

E-mail: marilova0199@gmail.com

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования инновационной деятельности, действующие законодательные нормы их достоинства и недостатки. Анализируются вопросы с правовой оценкой субъекта инновационной деятельности. 

Abstract: The article discusses the issues of legal regulation of innovation activity, the current legislative norms, their advantages and disadvantages. The issues with the legal assessment of the subject of innovation activity are analyzed.

Ключевые слова: инновационная деятельность, правовая защита.  

Keywords: innovation activity, legal protection. 

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Правовое регулирование в области инновационной деятельности в РФ долгое время развивалось медленно и непоследовательно, без четкой концепции, вне определения методов и предмета правового законодательства.  

Прежде всего, надо заметить, что такие термины как «инновация» и «инновационная деятельность» достаточно неоднозначно рассматриваются в нормативно-правовых актах. Как справедливо указывают многие исследователи в сфере юриспруденции, разнообразность подходов к определению понятия «инновации», а именно раскрытие содержания термина и как конечный результат научно-технической и инновационной деятельности, и как процесс реализации инновационной деятельности в производство – все это указывает на неразвитость теоретических вопросов на уровне общеправовой доктрины. 

В содержании правового регулирования возникают спорные ситуации относительно определения целей инновационного развития Российской Федерации. Массовость источников правового регулирования (а именно – программные документы, федеральные законы, региональное законодательство имеет разнообразное содержание относительно базовых понятий, а причиной такой разрозненности становится отсутствие единой концепции инновационного развития, опираясь на которую бы принимались последующие правовые акты.  

Также учитывая, что нет комплексного нормативно-правового акта, ссылаясь на который определялось бы отнесение субъекта предпринимательской деятельности к числу инновационных, фактически страдает конкурентная среда как основа рыночной экономики – все это существенно затормаживает процесс инновационного развития всей системы хозяйствования в Российской Федерации. 

Основы осуществления инновационной деятельности опираются на Конституцию Российской Федерации, которая закрепляет гражданские права создателей инновационных объектов. Существенными в регулировании развития инновационной деятельности являются кодексы Российской Федерации: так, глава 69 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает правовые основы интеллектуальной деятельности и защиты интеллектуальных прав. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает финансирование фундаментальных исследований из средств федерального бюджета. Налоговый кодекс РФ определяет набор льгот для хозяйствующих субъектов, занятых в сфере инноваций, глава 28 Уголовного кодекса РФ рассматривает различные виды преступлений. [2] 

Отметчу, что до сих пор на федеральном уровне не приняты нормативно-правовые акты, содержащие базовые понятия для регулирования инновационной деятельности, со стороны регионального правительства принимаются различные законы, направленные на урегулирование данной сферы. Важно отметить, что существенным недостатком законодательства Российской Федерации является отсутствие четкой правовой регламентации понятия «участник инновационной деятельности». 

Существенным моментом является необходимость отнесения определенных физических или юридических лиц к субъектам инновационной деятельности. Создание такого круга лиц возможно при наличии определенного критерия, позволяющего отнести таких лиц к инновационным структурам или участникам инновационной деятельности. 

В общеэкономическом инновационном процессе участвуют субъекты разного статуса и принадлежности, субъект инновационной деятельности является обязательным участником инновационной деятельности, он не только принимает в ней участие, но и обладает собственным интересом. 

При вовлечении в сферу правового регулирования отношений, связанных с разработкой, созданием, внедрением инноваций и выпуском новой или улучшенной продукции, они приобретают характер инновационных правоотношений, а субъекты, участвующие в них, являются носителями субъективных отношений права и становятся участниками инновационных правоотношений.  

Среди участников инновационного цикла целесообразно выделить следующие группы субъектов: разработчики новых идей, результатов инновационной деятельности; владельцы прав на объекты интеллектуальной собственности; заказчики, которые могут появляться как на стадии проведения научной и научно-технической деятельности, так и на стадии реализации объекта интеллектуальной собственности как инновационной разработки, инновационного продукта или инновации; субъекты инновационной деятельности, собственно, доводят объект интеллектуальной собственности в стадии инновационного продукта; субъекты хозяйствования (инновационно-внедренческой деятельности), привлекают инновации в реальный сектор экономики и реализуют их в производственном процессе. 

По мнению Иншаковой А.О., «деятельность субъектов или акторов инновационного хозяйствования заключается в разработке и внедрении инноваций, доведении этих новшеств до стадии коммерческого использования и распространения на рынке в виде нового продукта или процесса, внедрения его в повседневную жизнь и основывается на соответствующем организационно-правовом оформлении, определяющем их правовой статус (или личный статут, если речь идет о субъекте международного частного права - участнике инновационной внешнеэкономической деятельности)». [1] 

Указанный перечень участников инновационного цикла не исчерпывает всех субъектов, включенных в инновационные отношения. Но именно эти фигуры являются лицами, непосредственно заинтересованными в создании и реализации инноваций. 

В общем виде к участникам инновационных правоотношений следует отнести: субъектов инновационной деятельности, доказывающих объект интеллектуальной собственности в состояние инновационного продукта, а также внедряющих его как инновацию и / или производят инновационную продукцию; субъектов инновационной инфраструктуры; а также другие субъекты, наделенных отношении субъектов инновационной деятельности организационно-хозяйственной компетенцией в инновационной сфере. 

Круг участников инновационного цикла может быть как минимальным и ограничиваться одним субъектом хозяйствования, который на разных этапах инновационного процесса выступает в роли и субъекта научной (научно-технической) деятельности, и субъекта патентно-лицензионной деятельности, и одновременно является субъектом инновационно-внедренческой деятельности. Но перечень может быть и достаточно разветвленным, когда на любом этапе инновационного процесса каждая функция по разработке, созданию, внедрению инноваций выполняется отдельными субъектами хозяйствования. При этом некоторые участники инновационного цикла могут выступать на соответствующем рынке как профессиональные субъекты со специальной правоспособностью. 

Именно основной вид деятельности предприятия предопределяет его признание в качестве субъекта определенного вида хозяйственной деятельности, разновидностью которой является инновационная деятельность.  

Такой законодательно закреплённый подход дает основание относить к субъектам инновационной деятельности тех субъектов хозяйствования, для которых занятия именно инновационной деятельностью является основным видом их хозяйственной деятельности, а главным результатом работы которых является создание инновационных продуктов и (или) выпуск инновационной продукции. Такое утверждение основывается на видении того, что только лица, непосредственно осуществляющие хозяйственную деятельность, признаются субъектами хозяйствования, в отличие даже от таких родственных субъектов хозяйственного права, осуществляют руководство хозяйственной деятельностью, в том числе организацией такой деятельности. 

Вопрос о признании субъектами инновационной деятельности возникает и в отношении субъектов хозяйствования, которые приобрели право на использование инновационного продукта, внедрение которого в производственном процессе закончилось успешно, или субъектов хозяйствования, которые привлекают к собственному производственного процесса новое или усовершенствованное оборудование, уже является результатом реализации инноваций. Благодаря их деятельности фактически достигаются ранее указанные цели, имеющие особое общественное значение. Однако такие субъекты хозяйствования не связаны с формированием инновационного продукта, обеспечением его внедрения, не подвержены повышенному риску, связанного с выполнением инновационного проекта. То есть они непосредственно не участвуют в реализации инновационного проекта – их деятельностью обеспечивается распространение инноваций, уже реализованных другими субъектами хозяйствования.  

На этом основании считаю, что субъекты хозяйствования, которые привлекают инновационную продукцию или инновационные продукты, которые уже успешно внедрены другими субъектами хозяйствования, относятся к субъектам инновационно-производственной (инновационно-внедренческой) деятельности, однако не осуществляют, собственно, инновационной деятельности. 

 

Cписок литературы:

1Иншакова А.О. Обновленные и новейшие вариации организованно-правового оформления инновационной хозяйственной активности // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 5.  

2Орлов Л.Н. Инновационная деятельность: экономико-правовая сущность и проблемы регулирования // Право интеллектуальной собственности. 2016. № 1. С. 4–10. 

 

. . . . . . .