Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры РФ

Дата публикации: 2021-11-30 23:18:48
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры РФ

Problems of protection of human and civil rights and freedoms by the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Авторы:

Белов Дмитрий Игоревич

Владимирский филиал РАНХИГС, г. Владимир, Россия

e-mail: belov96@internet.ru

Belov Dmitry Igorevich,

Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir, Russia

e-mail: belov96@internet.ru

Научный руководитель: Шаханов Вячеслав Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, Владимирский филиал РАНХИГС, г. Владимир, Россия

e-mail: shakhanov-vv@ranepa.ru

Shakhanov Vyacheslav Vladimirovich

candidate of Law, Associate Professor, Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir, Russia

e-mail: shakhanov-vv@ranepa.ru

Аннотация: работа посвящена выявлению и изучению основных проблем, связанных с деятельностью органов прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина. В работе приведены отдельные статистические данные, выделены и аргументированы основные проблемы, возникающие на практике при защите основных прав граждан при обращении в органы прокуратуры, сделаны обобщающие выводы.

Abstract: the work is devoted to the identification and study of the main problems associated with the activities of the prosecutor's office for the protection of human and civil rights and freedoms. The paper presents some statistical data, highlights and argues the main problems that arise in practice when protecting the fundamental rights of citizens when applying to the prosecutor's office, generalizing conclusions are made.

Ключевые слова: прокуратура, защита, права и свободы, проблемы, статистические данные.

Keywords: prosecutor's office, protection, rights and freedoms, problems, statistical data.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В настоящее время реальная защита юридическими средствами прав и свобод человека и гражданина является задачей политической значимости. Ее решение требует больших разноплановых усилий государства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом.

Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обусловливает необходимость выделения в рамках единого по своей сути прокурорского надзора его участников или направлений. При этом общий объект надзора – законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности структуры поднадзорного объекта [3].

Таким образом, в общем виде направление прокурорского надзора можно определить, как специализированную деятельность прокуратуры, обладающую в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими ей особенностями. В целом можно отметить стабильность основных направлений прокурорского надзора с момента его возникновения до настоящего времени [2].

На выявления нарушения законов прокурор реагирует посредством определенных актов. Характерным признаком подобных актов является то, что они принимаются в качестве итога всей предшествующей деятельности прокурора по проверке исполнения закона. Законом «О прокуратуре РФ» применительно к рассматриваемой отрасли надзора названы следующие акты: протест, представление, постановление.

Например, в прокуратуру Г-ого района поступило 533 обращения (АППГ - 373). Количество жалоб, поступивших в 2020 году, увеличилось на 160 жалоб (31%).

В анализируемый период чаще всего граждане обращались по следующим вопросам: на нарушения в сфере безопасности дорожного движения 5 обращений; на нарушения в сфере ЖКХ 10 обращений; на нарушения в сфере государственной и муниципальной службы, о противодействии коррупции 5 обращений; на нарушения земельного законодательства 5 обращений; на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следствия при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении 40 обращений; на нарушения при производстве предварительного следствия и дознания 10 обращений.

За предыдущий год рассмотрено 542 обращения. Количество жалоб увеличилось на 176 (33,5%). Прокуратурой района разрешено 135 обращений. Количество жалоб снизилось на 17 (12,2%). Доля разрешенных обращений к числу рассмотренных составляет 24,9 %. Доля разрешенных обращений к числу рассмотренных за предыдущий год составляет 41,5 %.

Таким образом, наблюдается тенденция к снижению доли разрешенных обращений прокуратурой района (на 16,6%), что обусловлено увеличением числа обращений, поступивших в прокуратуру района и относящихся к компетенции иных органов государственной власти, а также увеличением количества обращений, которые возвращены заявителям.

За предыдущий год прокуратурой района все обращения разрешены в установленный законом срок. Прокуратурой района ведется постоянный мониторинг качества и полноты ответов на обращения.

Особое внимание уделяется наличию разъяснения порядка обжалования, информированию заявителей о принятых мерах прокурорского реагирования, разъяснению возможности ознакомления с их результатами рассмотрения, обязательному возврату приложенных документов, подписанию ответов надлежащим должностным лицом.

Приведем пример, 13.05.2019 в прокуратуре района зарегистрировано обращение Кр-ва М.В. по факту невыплаты заработной платы АО «Эле-ш».

Проверкой установлено, что на 27.05.2019 задолженность по заработной плате составила 11574,22 рублей, в связи с чем, прокурор района 30.05.2019 обратился в мировой суд судебного участка №1 г. Гор-а и Гор-кого района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы.

Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, судьей вынесен судебный приказ, трудовые права заявителя восстановлены.

Приведем другой пример. В августе 2019 года прокуратурой района рассмотрено обращение Орловой Г.А. по вопросам начисления платы в мае 2019 года ООО «Ж-р».

При проверке расчета начисления по услуге за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлено, что площадь квартиры заявителя составляет 26,8 кв.м., а в квитанциях за период с декабря 2017 года по настоящее время расчет платы производится исходя из занимаемой площади в размере 26,9 кв.м.

В связи с изложенным, 29.08.2019 прокуратурой района в адрес директора ООО «Ж-р» внесено представление об устранении допущенных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, выявляются случаи нарушения со стороны службы судебных приставов-исполнителей в сфере проведения исполнительных действий. Например, 01.02.2019 в прокуратуре зарегистрировано обращение В-ой Н.Г. по вопросу правомерности действий судебных приставов-исполнителей ОСП Г-ого района УФССП по В-ой области.

Доводы указанного обращения о факте неправомерного наложения должностным лицом ОСП Г-ого района УФССП по В-ой области запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства заявителя подтвердились.

По факту выявленных нарушений 11.02.2019 прокурором района направлено представление в адрес руководителя УФССП по В-ой области, которое рассмотрено и удовлетворено.

08.02.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП Г-ого района УФССП по В-ой области в ГИБДД направлено постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства В-ой Н.Г.

За предыдущий год на личном приеме принято 92 гражданина. Наблюдается снижение количества граждан, принятых на личном приеме, на 31 в сравнении с предыдущим годом (на 25,3%).

Прокуратурой района используются следующие виды личного приема граждан:

1. Личный прием по месту нахождения прокуратуры: преимущества – наибольшее количество обращений с личного приема осуществляется по месту нахождения прокуратуры района, стабильная работа прокуратуры района позволяет качественно и в срок решать вопросы граждан.

2. С выездом: преимущества – позволяет принять обращения от граждан, которые в силу удаленности от прокуратуры района не в состоянии лично обратиться в прокуратуру района по месту нахождения.

Наиболее часто задаваемые вопросы гражданами на личном приеме: вопросы в сфере ЖКХ и жилищного законодательства; вопросы в сфере исполнительного производства.

Из статистических данных можно сделать вывод, что с каждым годом в центре и на местах прокурорами выявляются все больше и больше нарушений, связанных с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, его трудовых прав, его прав как субъекта экономической деятельности. Вместе с тем увеличилось число прокурорских протестов, представлений и исков (заявлений), поданных в суды общей юрисдикции.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина можно свести к следующему [3]:

- обширный объем информации правового характера как международного, так и национального. Помимо этого, остро стоит проблема приведения в соответствие национального законодательства международному. При этом, прокурор не обладает законодательной инициативой по внесению правовых поправок;

- необходимость наличия повода, то есть какого-либо письменного обращения в адрес прокуратуры с целью рассмотрения какого-либо законодательного несоответствия, проведения проверки. Сам прокурор, не имея на то оснований, не может произвести необходимые, для установления факта правонарушения, действия;

- частое изменение норм законодательства и, соответственно, средств и методов, которые применяет работник прокуратуры при проверке того или иного случая правонарушения. Прокуроры не имеют возможности самостоятельно вносить исправления в законодательные акты, они могут лишь поручить внести необходимые изменения, поправки уполномоченным органам. Исходя из установки по централизации построения прокуратуры, рождаются проблемы столкновения полномочий. Местные работники прокуратуры, как правило, лучше знают региональную законодательную специфику и могут дать более правильную квалификацию или оценку правонарушения, чем работник вышестоящих органов. Однако, прокуроры вышестоящего звена могут отменить решения нижестоящего прокурора, при этом, не имея настолько подробной картины правонарушения. Таким образом, строгая субординация, принятая в структуре органов прокуратуры может порождать ряд проблем.

- отдельного внимания заслуживает проблема координирования деятельности работников прокуратуры и других органов и ведомств при совместной работе. На практике, как отмечают современные исследователи, работники правоохранительных органов стремятся к более изолированному ведению дел, они не делятся информацией с другими подразделениями, не согласовывают проведение оперативных мероприятий. Это порождает снижение эффективности всех отделений, связанных с расследованием, увеличением вероятности ошибочных выводов и решений.

- негативное воздействие на итоги надзорной деятельности оказывают плохая организация в работе информационной и аналитической составляющей, дающей неполный и неточный объем информации о структуре нарушений правовых норм, устанавливающих направления надзоров. Действующие методы соответствуют правовой основе, но не имеют перечня правил, обязательных в процессе прокурорской проверки. Поэтому прокурорские действия часто не приводят к выявлению и ликвидации большого числа нарушений прав и свобод человека и гражданина, а иногда имеют связь с несоблюдением законов юридическими, официальными лицами из государственных структур или структур управления на местах.

- негативное влияние эффективности работы прокуратур оказывает ограничения по полномочиям в вопросах защиты прав и свобод гражданина и человека, всего общества или страны в любых областях жизнедеятельности. Практическая деятельность показывает необходимость введения новых, дополнительных методик по защите прав граждан на основе расширенного круга полномочий сотрудников прокуратуры для возбуждения гражданских дел.

- недостает полномочий прокурорам по выявлению и противодействию коррупционерам в таких вопросах как уничтожение сведений о счетах и вкладах лиц, по регистрации прав с недвижимостью и сделками с ними др. Это отрицательно влияет на эффективность работы прокуратуры.

Кроме того, основной проблемой, с которой сталкиваются прокуроры, является большое количество обращений, направленных в органы прокуратуры, рассмотрение которых находится в компетенции других органов государственной власти. Большое количество граждан не понимает роль прокуратуры как надзорного органа, зачастую обращаясь в прокуратуры с личными вопросами, для решения которых сотрудники прокуратуры не обладают необходимыми правомочиями.

Таким образом, на основе статистических данных, обозначены лишь основные проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и граждан, а также их причины [1]. Данное направление надзора было и является наиболее актуальным хотя бы потому, что по статистике основная часть нарушений, выявляемых органами прокуратуры, приходится именно на эту сферу, ввиду того, что она занимает обширную часть, будь то личные, политические и социально-экономические права и свободы граждан.

 

Список литературы:

1. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов. М.: Юрайт, 2019. 380с.

2. Кукушкина Ю.О. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // STUDIUM. 2015. № 3-4 (36-37). С. 1-25.

3. Сухарева А.Я. Российский прокурорский надзор: учебник. М.: Норма, 2011. С. 326.

 

. . . . . . .