Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Реализация полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в области противодействия терроризму

Дата публикации: 2021-11-23 19:05:59
Статью разместил(а):
Тлеубаева Анара Сапарбаевна

Реализация полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в области противодействия терроризму

Exercising the powers of the supreme executive body of state power of a constituent entity of the Russian Federation in the field of countering terrorism

 

Автор: Тлеубаева Анара Сапарбаевна

Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, Волгоград, Россия

e-mail: leubaevanara@gmail.ru

Tleubaeva Anara Saparbayevna 

Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA, Volgograd, Russia

e-mail: leubaevanara@gmail.ru

 

Аннотация. Противодействие терроризму осуществляется, как федеральными органами исполнительной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных положениями действующего законодательства. Однако в настоящее время ни в правовой доктрине, ни на законодательном уровне, не раскрыт вопрос, какие конкретно полномочия по противодействию терроризму могут осуществить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Проблема заключается в том, что отсутствие четко сформулированного объема полномочий приводит к тому, что на практике у региональных органов государственной власти возникают абсолютно обоснованные сложности в разграничении объема полномочий между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальными органами государственной власти субъекта. Более того, немаловажным является вопрос финансирования деятельности органов государственной власти субъектов, направленной на противодействие терроризму, в частности, на меры профилактического характера, которые могут включать в себя комплекс различных мероприятий.

Annotation. Counterterrorism is carried out both by the federal executive authorities and by the state authorities of the constituent entities of the Russian Federation within the powers provided for by the provisions of the current legislation. However, at present, neither the legal doctrine nor at the legislative level discloses the question of what specific powers to counter terrorism can be exercised by the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation. The problem lies in the fact that the lack of a clearly formulated scope of powers leads to the fact that in practice the regional government bodies have absolutely reasonable difficulties in delimiting the scope of powers between the executive bodies of the constituent entity of the Russian Federation and the municipal government bodies of the constituent entity. Moreover, not unimportant is the issue of financing the activities of public authorities of the subjects aimed at countering terrorism, in particular, on preventive measures, which may include a set of various measures.

Ключевые слова: противодействие терроризму, национальная безопасность.

Keywords: countering terrorism, national security.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В 2008 году Конституционный суд Российской Федерации сформировал позицию, в соответствии с которой, правовое регулирование деятельности государственных органов, должно отвечать ключевым требованиям ясности, четкости и непротиворечивости. Также Конституционных суд отмечает, что недопустимо закрепление за субъектами Российской Федерации неопределенного или неясного по своему объему и содержанию полномочий.

Приведенная позиция Конституционного суда послужила неким толчком для последующего развития законодательства, регламентирующего деятельность органов государственной власти субъектов по противодействию терроризму. Законодателем был принят ряд нормативных актов, целью которых было усовершенствование существующей правовой базы относительно полномочий, которыми наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия терроризму.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон № 35-ФЗ дополнен статьей 5.1, устанавливающей полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму.

Важно обратить внимание на то, что внесенные в закон изменения касались существенных аспектов, в частности, теперь на законодательном уровне раскрываются особенности участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении и реализации полномочий по противодействию терроризму с четким определением объема таких полномочий. Закон наделяет правом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в противодействии терроризму реализовывать, как полномочия, определенные региональным законодательствам, так и те полномочия, которые могут быть определены федеральными законами для достижения поставленных целей.

В качестве примера можно привести следующее. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, полномочий по разработке проектов программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации[4], при осуществлении которых решаются задачи по оздоровлению экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, что, согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, относится к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма.

Перечень полномочий, которыми законодатель наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму, является открытым, что порождает дискуссии в правовой доктрине.

Ряд авторов, исследователей рассматриваемого вопроса, в своих работах отмечают, что оставляя перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму, открытым, все еще не исполняется в должной мере предписание Конституционного суда Российской Федерации о ясности, четкости и непротиворечивости полномочий органов государственной власти субъектов в вопросе противодействия террористической деятельности.

Однако при рассмотрении обоснованности законодательного подхода и аргументированности приведенной выше точки зрения авторов, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26.3 Закона №174-ФЗ-4, органы исполнительной власти субъектов российской Федерации наделены полномочиями по организации и осуществлению на территории субъекта всего комплекса мероприятий, которые были бы необходимы для достижения целей по пресечению и предупреждению террористической деятельности.

Мы полагаем, что законодатель выбрал абсолютно обоснованный подход в формировании полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ввиду того, что терроризм представляет собой, зачастую, явление, к последствиям которого подготовиться невозможно, в связи с чем, каждый орган государственной власти, должен реагировать оперативно и иметь возможность реализовать весь комплекс мероприятий, который может предотвратить наступление негативных последствий, или же минимизировать ущерб, причиненный террористическим актом. Вместе с тем, важно акцентировать внимание на том, что, несмотря на то, что органы исполнительной власти субъектов наделяются широким объемом правомочий в сфере противодействия терроризму, и перечень таких полномочий является открытым, в соответствии с положениями действующего законодательства, органы исполнительной власти не могут реализовывать полномочия, которые отнесены исключительно к ведению федеральных органов.

Говоря о полномочиях государственных органов в целом, и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, следует сказать о том, что противодействие терроризму заключается не только в выявлении, пресечении террористических актов, большая работа органами государственной власти, также ведется по возмещению ущерба лицам и организациям, которые пострадали от реализации государственными органами своих полномочий по противодействию терроризму.

В качестве еще одной насущной и очень остро стоящей проблемы можно выделить тот факт, что на сегодняшний день несовершенство правовой регламентации деятельности органов государственной власти по противодействию терроризму приводит к тому, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выходят за пределы обозначенных положениями действующего законодательства полномочий.

Причины, основания и мотивы, в соответствии с которыми сложилась подобная ситуация, могут быть различными. Проведя анализ значительного числа источников научной и учебной литературы, положений законодательства, мы приходим к выводу о том, что основной причиной, все же, является существующая несогласованность нормативной базы региональных и федеральных актов, что порождает коллизии и создает определенные трудности при реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

Несомненно, отразить в рамках научной статьи все существующие проблемы осуществления органами государственной власти полномочий по реализации задач, направленных на противодействие терроризму – просто невозможно ввиду их объема, но мы постарались обратить внимание на самые актуальные вопросы.

Обозначенные в настоящей статье проблемы можно решить исключительно совершенствованием положений законодательства, регламентирующего деятельность органов государственной власти по противодействию терроризму.

 

. . . . . . .