Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Защита прав граждан-потребителей в транспортном обслуживании

Дата публикации: 2021-10-28 16:23:34
Статью разместил(а):
Копылова Евгения Геннадьевна

Защита прав граждан-потребителей в транспортном обслуживании

Defense of the legitimate rights of citizens-consumers in transport services

 

Автор: Копылова Евгения Геннадьевна

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: www.jane1998@mail.ru

Kopylova Evgeniia Gennadievna

HERZEN UNIVERSITY, St.-Peterburg, Russia

E-mail: www.jane1998@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье дается характеристика основных способов защиты прав потребителей в сфере транспортного обслуживания пассажиров. С помощью применения данных способов пассажир имеет возможность восстановить и защитить свои нарушенных права.

Abstract: This paper character main ways of statutory remedy of consumers in transport services. Passenger can recover and defend his violated rights using this ways.

Ключевые слова: Защита прав потребителей, моральный вред, неустойка, прекращение и изменение правоотношений.

Keywords: consumer protection, moral injury, diseconomies, cancellation and modification of jural relation.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

На современном этапе развития общества транспорт стал неотъемлемой частью жизни каждого человека, особенно проживающего в городе, каждый день которого сопровождается постоянными перемещениями: на работу, учебу в гости к знакомым. Разнообразные виды транспорта, а именно: воздушный, морской, автобусный, железнодорожный позволяют в кратчайшие сроки произвести доставку населения по их желанию в пункт назначения. Транспортная отрасль также способствует обогащению духовной жизни граждан, здесь значительную роль играют перевозки людей из других регионов, городов и за границу. 

К большому сожалению, в России нередко можно встретить ситуации, когда пассажиру оказываются недобросовестные транспортные услуги. Каждая ситуация индивидуальна, но если рассмотреть различные случаи и обращения в суды, то можно выделить несколько основных причин, приведших к инциденту: силы непреодолимых обстоятельств, таких как состояние погоды, различные внешние факторы, например, прекращение движения по автостраде из-за аварии третьего лица впереди, а также ошибки, недобросовестность и порой даже халатность исполнителя услуги.

В качестве примеров, можно привести следующие ситуации: 28.06.2019 года на Ленинградском направлении Октябрьской железной дороги произошел сбой движения поездов, в результате чего задержки поездов составили от 10 минут до 110 минут, а 9 поездов на участке Москва – Крюково были отменены. Причиной сбоя стало исчезновение суммарно более 1,5 тысячи метров кабеля, которые должны были обеспечить нормальную работу устройств централизации, блокировки и сигнализации. Обслуживающий персонал оперативно обнаружил данную неисправность, оповестил о предстоящих работах и связанными с ними задержками поездов и начал восстановительные работы. Однако, несмотря на оперативные действия работников Октябрьской железной дороги, многие пассажиры в тот день непредвиденно задержались в пути, прибыв в пункт назначения позже указанного времени в их проездных билетах, а значит их права были нарушены.

Другой пример: катастрофа теплохода Булгария, которая произошла вследствие халатности определенных лиц. 10.07.2011 года в Куйбышевском водохранилище перевернулся и затонул теплоход Булгария с 201 человеком на борту, из которых удалось спасти всего лишь 79. В ходе расследования было выявлено, что причины катастрофы – невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа, действия которого и привели к крушению судна.

Как следствие можно сделать вывод, что пассажир должен знать, как защитить свои права в случае предоставление перевозчиком некачественных услуг. Существуют большое многообразие механизмов правовой защиты нарушенных прав потребителей.

Потребитель-пассажир имеет возможность по собственному выбору определить форму защиты прав – юрисдикционную, или неюрисдикционную, а также конкретный способ защиты.

Основываясь на законодательстве Российской Федерации, можно выделить паять основных способов защиты прав потребителей;

Во-первых, это прекращение или изменение правоотношений. Данный способ характерен тем, что применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение прекратилось или видоизменилось. В случаях связанных с оказанием транспортных услуг к представленным юридическим фактам возможно отнести предоставление не качественных услуг, отсутствие надлежаще соблюденных требований о безопасности здоровья и жизни пассажиров; предоставление не своевременной и не достоверной информации о предоставляемой транспортной услуге. 

Во-вторых, к способам защиты прав потребителя можно отнести возмещение убытков стороне чьи права были нарушены.  Конкретное определение представленного способа даться в ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой под убытками стоит понимать стоимостное выражение имущественного вреда включающие в себя как реальный вред (т.е. утрата имущества, повреждение, расходы произведенные или планируемые произвести в бедующем), а также упущенных упущенная выгода (т.е. доход не полученный в лицом в результате нарушения прав). Примером взыскания неустойки в следствие нарушения прав пассажира может служить дело 2-362/2018 рассматриваемое Магдагачинским судом Амурской области о возмещении убытков, причиненных задержкой рейса следующего по маршруту Сочи-Москва (Внуково).

К третьему способу относиться возмещение неустойки. Определение представленного способа защиты прав потребителей дается в ст.330 Гражданского Кодекса Российской Федерации и подразумевает под собой денежную сумму, определенную договором или же законом, которую одна сторона должна уплатить другой в случае не исполнения или не надлежащего исполнения обязательств.

Два вышеперечисленных способа, а именно выплата пострадавшей стороне неустойки и убытков могут применяться также и во внесудебном порядке урегулирования спора, а именно на стадии подачи претензии перевозчику.

Из данного обстоятельства, плавно переходим к четвертому способу защиты нарушенных прав – самозащита. В качестве самостоятельного способа отстаивания прав самозащита впервые появилась в статье четырнадцать Гражданского Кодекса Российской Федерации. Указанный способ действует только при совокупности трех необходимых условий: непосредственного нарушения права или возможности его нарушения, необходимости пресечения и применения мер, соответствующих характеру и содержанию правонарушения. И дает возможность правомочному на то лицу самостоятельно защитить свои права без обращения в соответствующие государственные органы. В отношениях связанных с оказанием транспортных услуг, он реализуется в качестве претензионного порядка урегулирования спора.

Заключительным способом и не менее важным является компенсация морального вреда, обязанность возложения которого появляется в следствие причинения пострадавшей стороне физические и моральные страдания действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягательства на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Сам размер компенсации морального вреда определяется судом, законодательство не дает четкий критериев определения, отсюда остро встает вопрос определения размера компенсации морального вреда. При подаче заявления в суд сам потребитель должен доказать, что действительно действиями ответчиком были нарушены неимущественные права, а это бывает довольно сложно сделать.

Таким образом с помощью представленных действительных и законных способов, таких как возмещение убытков, компенсации морального вреда, взыскание неустойки, самозащита права, прекращение и изменение правоотношений потребитель все же имеет возможность восстановить и защитить свои права.

 

Литература:

1. Епифанова Т.В. Применение Закона «О защите прав потребителей» к гражданско-правовым договорам в сфере транспортного обслуживания населения / Т.В. Епифанова, Ю.В. Савицкая, Л.Е. Чугуй // Юридический журнал пробелы Российского законодательства.

2. Игнатович Н.М. Внесудебные способы защиты субъективных гражданских прав/Н.М Игнатович // Научно исследовательские публикации.

3. Дмитриева К.В. Возмещение морального вреда при перевозке пассажиров и багажа / К.В. Дмитриева. — Текст: непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.).

 

. . . . . . .