Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере оказания услуг, выполнения работ

Дата публикации: 2021-10-23 14:13:32
Статью разместил(а):
Волкова Валерия Игоревна

Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере оказания услуг, выполнения работ

Civil law regulation of consumer protection in the provision of services, performance of work

 

Автор: Волкова Валерия Игоревна

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: valeria26-97@mail.ru

Volkova Valeria Igorevna

Herzen Russian State Pedagogical University, Saint Petersburg, Russia

E-mail: valeria26-97@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы гражданско-правового регулирования защиты прав потребителей в сфере оказания услуг и выполнения работ. Автором рассмотрено одно из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение результатов работ и услуг надлежащего качества, под которыми понимаются работы (услуги). Делая выводы из проведенного исследования, автор отмечает, что законодатель установил, что Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие не только между потребителями и изготовителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, но и между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг.

Annotation: The article discusses topical issues of civil regulation of consumer protection in the provision of services and performance of work. The author considered one of the most important consumer rights, proclaimed by the Law, is the right to receive the results of works and services of proper quality, which are understood as works (services). Drawing conclusions from the study, the author notes that the legislator has established that the Law on the Protection of Consumer Rights regulates relations that arise not only between consumers and manufacturers, importers, sellers when selling goods, but also between consumers and performers when performing work, providing services.

Ключевые слова: защита прав потребителей, надлежащее качество, гражданско-правовое регулирование.

Keywords: consumer protection, proper quality, civil regulation.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

Среди известных типов гражданско-правовых договоров имеются договоры о выполнении работ и оказании услуг. Кроме Гражданского кодекса РФ одним из основных специальных законов, устанавливающих особые правила взаимодействия сторон договора при выполнении работ и оказании услуг для граждан, является Закон РФ «О защите прав потребителей».

Предметами указанных договоров в отличие, например, от договоров купли-продажи является отчуждение не вещи, а результата работ (для договора выполнения работ) или самого процесса оказания услуги (для договора оказания услуг). Как и в случае с договором купли-продажи, смысл обязательства из договора выполнения работ заключается в том, чтобы передать заказчику овеществленный результат работы.

Для услуги же характерна синхронность ее оказания и получения заказчиком, то есть предметом договора оказания услуг является сам процесс оказания услуги. Как разъясняет Верховный Суд РФ, под работой следует понимать действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе; под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора; под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

При этом гражданин подпадает под специальную защиту указанного выше Закона лишь в том случае, если он заказывает или приобретает работы (услуги) для личных, домашних семейных или иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, то есть получением прибыли. Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан) предпринимателей.

Поскольку использование работы (услуги) в целях, предусмотренных Законом, является самостоятельным критерием определения потребителя, постольку гражданин сохраняет этот статус и в том случае, если работа (услуга) приобретены для него юридическим лицом независимо от оснований приобретения. При необходимости гражданин-пользователь вправе от своего имени предъявить соответствующие требования на основе Закона. Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель (крестьянское (фермерское) хозяйство), выполняющие работы или оказывающие услуги гражданам потребителям по возмездному договору. Организации и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129- ФЗ (далее – ФЗ № 129).

Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с введением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Согласно ст. 6 ФЗ № 129-ФЗ, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы, являются открытыми и общедоступными. Сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. Приказом Министерства финансов РФ утвержден состав сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети интернет, и порядок их размещения.

В отношении юридических лиц государственным реестром является Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), в отношении индивидуальных предпринимателей (глав крестьянских (фермерских) хозяйств) – Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

В отдельных случаях исполнитель вправе заниматься определенной деятельностью только при наличии лицензии. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензия, установлен в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. (в ред. от 30.12.2015) № 99-ФЗ.

Таким образом, для целей проявления должной осмотрительности гражданин-потребитель вправе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет ознакомиться со сведениями о государственной регистрации предполагаемого исполнителя работ (услуг) до заключения с ним договора. Сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП подскажут действительно ли зарегистрировано в установленном порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, адрес места его регистрации, не начата ли в отношении юридического лица процедура ликвидации (не признано ли оно в установленном порядке несостоятельным (банкротом)), сведения о руководителе юридического лица, сведения о лицензиях и др. Более того, согласно ст. 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им работах (услугах).

Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России.

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение результатов работ и услуг надлежащего качества, под которыми понимаются работы (услуги), соответствующие по качеству требованиям, установленным в ст. 4 Закона. Так, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы (услуги) исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых работа (услуга) такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях выполнения работы (оказания услуги), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), пригодную для использования в соответствии с этими целями.

Недостаток работы (услуги) законодатель определяет как несоответствие работы (услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых работа (услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Статьями 28, 29 Закона установлены требования потребителя, которые он может по своему выбору предъявить исполнителю в случае, если последний нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) или выполнил их с недостатками.

Таким образом, законодатель установил, что Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие не только между потребителями и изготовителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, но и между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг. Закон устанавливает права потребителей на приобретение работ и услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о работах и услугах, и об их исполнителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

 

Литература:

1. Савченко С.А. Права потребителя в системе прав человека / С.А. Савченко // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. № 5(21). - Новосибирск: СибАК, 2019. - С. 47-50. –

2. Самсонова Е.В., Ходыкин И.М. Из истории развития законодательства о защите прав потребителей России и отдельных зарубежных стран / Е.В. Самсонова, И.М. Ходыкин // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2014. – №. 1. – С. 114-116.

3. Сапфирова А.А. Способы защиты трудовых прав, свобод и правовых интересов в сфере труда внесудебными органами государства // Трудовое право. – 2008. – № 8. – С. 32.

 

. . . . . . .