Предпосылки принятия норм о цифровом праве в Российской Федерации
Предпосылки принятия норм о цифровом праве в Российской Федерации
Prerequisites for the adoption of norms on digital law in the Russian Federation
Автор: Иванова Ирина Сергеевна
ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
email: kisik011@mail.ru
Ivanova Irina Sergeevna
The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint- Peterburg, Russia
email: kisik011@mail.ru
Аннотация: в данной статье рассматриваются предпосылки принятия норм о цифровом праве Российской Федерации, а также описывается порядок принятия данных норм.
Resume: This article examines the preconditions for the adoption of norms on digital law of the Russian Federation, and also describes the procedure for adopting these norms.
Ключевые слова: цифровые права, цифровая экономика.
Key words: digital rights, digital economy.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
В настоящее время в темпе современного мира интернет-технологии развиваются стремительно: появляются новые сервисы, новые способы осуществления онлайн-операций и многое другое. Поэтому праву необходимо развиваться в соответствие с реалиями современного мира путем урегулирования общественных отношений.
В современном обществе происходит активная трансформация экономических отношений в цифровую форму. Цифровая экономика изменяет политические и общественные институты и принципы их функционирования, экономическую структуру общества, рынок труда и среду обитания человека. Соответственно, законодателю необходимо осуществлять нормотворческую деятельность путем адаптации права к возникающим новым экономическим отношениям, надлежащего их оформления, синхронизации с возникающей новой цифровой экономикой.
Необходимость принятия норм в части цифрового права в Российской Федерации (далее – РФ) возникла гораздо раньше, чем была принята сама эта норма. Например, термин «криптовалюта» получил широкое распространения после публикации статьи Энди Гринберга (Andy Greenberg) под названием «Crypto Currency» («Криптографическая валюта») в журнале Forbes, которая была опубликована 20 апреля 2011 года [1]. При этом в РФ принятие норм о цифровом праве было осуществлено лишь в 2019 году.
В РФ основанием принятия норм о цифровом праве являлось утверждение Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы, которая была утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. Поэтому в 2018 году было предложено несколько законопроектов, одним из которых был законопроект, который в числе прочего предусматривает появление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) нового объекта гражданских прав - "цифровые права" (далее – Законопроект). Впоследствии на основании Законопроекта были внесены изменения в нормы ГК РФ путем принятия Федерального закона от 18.03.2019 № 34 - ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно Пояснительной записке к Законопроекту, целью принятия изменений в ГК РФ является закрепление в гражданском законодательстве нескольких базовых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационнотелекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).
Законы о цифровых правах сформировали основу для развития цифровой экономики, дали определения базовым понятиям. В частности, помимо Федерального закона от 18.03.2019 № 34 - ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» был принят Федеральный закон от 02.08.2019 № 259 - ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральный закон от 31.07.2020 № 259 – ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Цифровая экономика в современном обществе носит спонтанный характер, постоянно изменяется, поэтому праву необходимо адаптироваться к динамическим процессам цифровизации общества. В связи с этим, законодатель в целях признания и защиты цифровых прав граждан от возможных нарушений осуществляет нормотворческую деятельность в сфере цифровых прав. При этом, в современном обществе могут оставаться общественные отношения в сфере цифровых прав, которые не урегулированы законом.
Таким образом, введение в законодательство понятия «цифровые права» положило начало регулированию сферы оборота электронного имущества. В дальнейшем возможно принятие норм, регулирующих порядок налогообложения, регистрации и подтверждения прав на цифровые активы. Принятие новых норм о цифровых правах позволит в дальнейшем снизить риски в части обращения цифровых прав, покупки финансовых активов и использования новых средств платежа.
Литература:
1. Andy Greenberg. Crypto Currency.