Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Защита прав граждан-потребителей в транспортном обслуживании

Дата публикации: 2021-09-26 18:41:20
Статью разместил(а):
Копылова Евгения Геннадьевна

Защита прав граждан-потребителей в транспортном обслуживании

Protection of the rights of citizens-consumers in transport services

 

Автор: Копылова Евгения Геннадьевна

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: www.jane1998@mail.ru

Kopylova Evgeniia Gennadievna

HERZEN UNIVERSITY, St.-Peterburg, Russia

E-mail: www.jane1998@mail.ru

 

Аннотация: В представленной работе произведен детальный анализ транспортного законодательства, закона о защите прав потребителей. Отражены права граждан в сфере транспортного обслуживания, алгоритм их защиты в случае нарушения. Выявлены основные проблемы возникающие в процессе защиты прав.

Abstract: This paper analyzes the transport legislation and the law on consumer protection. The rights of citizens in the field of transport services, as well as the algorithm of their protection in cases of violation are reflected. We have also identified the main problems arising in the process of protecting rights and ways to solve them.

Ключевые слова: защита прав потребителей; транспортные услуги; претензионный порядок; моральный вред.

Keywords: consumer protection; transportation services; transportation services; moral injury.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

На современном этапе развития общества отношения между потребителем и производителей развиваются в условиях бурного роста объема, разнообразия номенклатуры и технической сложности продукции, работ и услуг. Общественное признание и всеобщее понимание первоочередности решения проблем обеспечения различных прав человека стали одним из достижений современной цивилизации. Данный аспект привел к возникновению правового института защиты прав потребителя.

Договор перевозки - разновидность договора на оказание услуг.

Потребителем, которому оказывается услуга в договоре перевозки пассажира являются лишь граждане. Следовательно, это обстоятельство обусловило правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не только Гражданского Кодекса и транспортного законодательства, к числу которого относятся: закон РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 24 декабря 2002 г.; Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. (УЖТ); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 февраля 2001 г. (КВВТ); Кодекс торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. (КТМ); Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. (ВК), но и Закона "О защите прав потребителей", что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов.

Пассажирские перевозки играют важную роль в социальной и экономической жизни общества, обеспечивают основные потребности населения. Современный воздушный, водный и наземный пассажирский транспорт позволяет осуществлять перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных сообщениях, на любые расстояния.

Так в соответствие с официальной статистики Министерства транспорта Российской Федерации по данным Росстата и Росавиации пассажирооборот транспорта общего пользования за январь - июнь 2020 года составил 141,6 млрд. пассажиро-километров, в том числе автобусный - 37,42 млрд.; морской – 0,010 млрд.; внутренневодный – 0,022 млрд.; железнодорожный – 33,9 млрд.

Эти данные хоть и меньше в сравнение с 2019 годом, в котором общий пассажирооборот составил – 259,6 млрд. пассажиро-километров, но тоже показывает внушительные данные.

В сфере пассажирских перевозок, как и в других сферах взаимоотношений нередко встречаются случаи нарушений прав одной из сторон, в большинстве – пассажиров. Каждый из нас практически ежедневно пользуется услугами транспорта и является пассажиром, поэтому вопрос о знании своих прав и о том, как правильно их защитить, является достаточно актуальным на сегодняшний день.

Так в силу действующего законодательства потребители-граждане, имеют следующие права при оказании транспортных услуг.

Во-первых, основываясь на ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», если же в самом договоре отсутствуют условия о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, на которых услуга такого рода обычно используется. Если же сам исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать данную услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Например, в железнодорожных перевозках пассажирам предоставляется возможность проезда в общих вагонах, плацкарте, купе, СВ, Люкс. В авиаперевозках пассажирам предоставляется три класса обслуживания: эконом-класс, первый и бизнес-класс.

В практическом понимании, если перевозчиком будут нарушены условия договора перевозки «о качестве» в случае, если он, например, предоставит пассажиру места более низкого класса или не предоставит услугу, предусмотренную классом обслуживания по договору. Данное условие мы можем отнести к правам потребителя по договору перевозки.

Во-вторых, закон устанавливает право на полную и достоверную информацию об оказываемой услуге и исполнителе, которая обеспечивает возможностью её правильного выбора. Другими словами, транспортные компании (перевозчики) незамедлительно должны предоставить информацию о стоимости билетов, расписании движения транспортных средств, стоимости перевоза.

В-третьих, стоит отметить ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», положение данной статьи явно выделяет право пассажира на приобретения качественных услуг. Так как в ней указано, что потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе потребовать от перевозчика: уменьшение цены оказываемой услуги; безвозмездного устранения недостатка; возмещение понесенных им расходов по устранению оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

В-четвертых, право пассажира на безопасность оказываемой услуги, что прописано в ст. 7 Закона «О защите прав потребителей».

Все вышеперечисленные права, защищаются законом, в случаи их нарушения перевозчик несёт ответственность.

Гражданин для защиты своих нарушенных прав должен действовать в соответствие со следующем алгоритмом: определиться, какие именно права были нарушены перевозчиком; если того требует транспортное законодательство, направить в компанию перевозчика претензию, тем самым принять меры урегулирования спора в досудебном порядке; в случае неполучения ответа на претензию, или не удовлетворительного ответа, обратиться в суд с исковым заявлением.

Именно при осуществление указанного алгоритма действий у потребителя-гражданина возникает много проблем, что свидетельствует о несовершенстве Российского законодательства. Начнём по порядку.

Очевидно, что особой проблемой не будет являться определение нарушенных прав, но при этом у граждан возникает много вопросов, связанных с досудебным урегулированием спора. Нужно ли отправлять претензию компании перевозчику или нет? Указанная путаница вызвана тем, что в ст. 17 закона «О защите прав потребителей», указывается не обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителей, гражданин, опираясь на данное положения может сразу обращаться в суд.

Данное обстоятельство идёт в разрез с некоторыми положениями транспортных кодексов и уставов, причём в некоторых законодательных актах претензия считается правом пассажиров, а в других возложенной обязанностью.

Для разъяснения указанного аспекта, стоит обратиться к преамбуле Закона «О защите прав потребителей» и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей, на основании анализа которых можно сделать вывод, что транспортное законодательство является преимущественным перед Законом «О защите прав потребителей», как следствие в указанной ситуации нужно действовать в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Суд может возвратить дело в соответствие с п.1 ч. 1 ст. 135 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, основываясь на несоблюдении пункта 23 указанного выше Постановления, который гласит о необходимости обязательного соблюдения претензионного порядка при подаче обращения по поводу перевозки пассажира

Хотя в данном вопросе сложно проследить логику законодателя. Можно сказать, что, представленное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ содержит ряд упущений и, следовательно, нуждается в комментариях.

К следующей неоднозначной ситуации следует отнести компенсацию морального вреда по указанному виду иска. По данному вопросу существуют несколько противоположных мнений.

Так профессор О.Н. Садиков, в подтверждение мнения, о том что пассажир имеет право на компенсацию морального вреда говорил, что «пассажир, потерпевший в результате задержки отправления и прибытия транспортного средства, вправе обращаться к способам защиты, предусмотренным Законом о защите прав потребителя в частности вправе требовать возмещения ему на основании ст. 15 Закона причиненных моральных убытков (опоздание на объявленное мероприятие, состыкованный последующий маршрут и т. д.)».

Такого же мнения придерживается В.В. Залесский, который пишет: «Пассажир выступает как потребитель услуг транспорта, и поэтому его отношения с транспортным предприятием регулируются не только транспортным законодательством, но и Законом о защите прав потребителей, который установил другой вид ответственности предпринимателя за неисполнение обязательства, возникшего из договора с гражданином-потребителем.

В.В. Витрянский, считал, что возмещение пассажиру морального вреда является лишь исключением из правил. В подтверждение своей точки зрения им приведено следующие обоснование, компенсация морального вреда устанавливается не Законом «О защите прав потребителей», а Гражданским Кодексом, а именно ст. 151, что свидетельствует о том, что компенсация морального вреда должна применятся только в качестве исключительной меры.

Не соглашусь с последним высказыванием, в подтверждение данного считаю нужным обратиться к ст. 1100 ГК РФ, в которой указано, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности. Транспорт в соответствие со ст. 1079 ГК РФ в полной мере следует отнести к источнику повышенной опасности.

Еще одной проблемой в указанной области защиты прав потребителей, является расчет суммы морального вреда, который в свою очередь не закреплён нормативно правовыми актами, и разрешается на усмотрения суда. Как показывает судебная практика в большинстве случаев, суд присуждает компенсацию морального вреда в два раза меньше заявленной суммы.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующей вывод. Перевозки с пассажиров на всех видах транспорта регулируются Гражданским Кодексом РФ, транспортными кодексами и уставами, а также целым Правил перевозок пассажиров и багажа, которые распространяются на все виды транспорта.

Защита прав потребителей (пассажиров) осуществляется на основании закона «О защите прав потребителей. Сам закон подробно регламентирует права потребителей, устанавливает нормы их реализации и ответственность исполнителя. При этом в данной области законодательства имеется своя проблематика, а именно, распространение закона «О защите прав потребителей» на отношения, связанные с транспортным обслуживанием в полном объёме невозможны. Могут регулироваться лишь глава один «Общие положения». Где-то положения указанного законодательного акта более подробно разъясняют действия потребителей, где-то применение указанного нормативного акта не рентабельно.

Также отсутствие четко прописанного расчета морального вреда, приводит к ситуациям, что в просительной части искового заявления данный показатель не однозначен и в большинстве случаев при вынесении решения суд уменьшает размер компенсации, что в свою очередь приводит к недовольству истцовой стороны. Считаю нужным законодательно закрепить размер компенсации морального вреда.

 

Литература:

1. Епифанова Т.В., Савицкая Ю.В. Применение закона «О защите прав потребителей» к гражданско-правовым договорам в сфере транспортного обслуживания населения / Т.В. Епифанова // Пробелы в Российском законодательстве Юридический журнал, Изд. дом Юр-ВАК - 2018г.

2. Гераев Э.М. Соотношение транспортного законодательства и закона о защите прав потребителей / Э.М. Гнраев // Проблемы Экономики и юридической практики, Изд. дом Юр-ВАК – 2013 г.

 

. . . . . . .