Защита прав и интересов граждан при оказании медицинских услуг

Дата публикации: 2021-08-03 12:14:18
Статью разместил(а):
Ханов Ильяс Альгисович

Защита прав и интересов граждан при оказании медицинских услуг

Protection of the rights and interests of citizens in the provision of medical services

Автор: Ханов Ильяс Альгисович

ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Медицинский центр ОДОНТ, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: i-j87@yandex.ru

Khanov Ilias

Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg, Russia

Medical center ODONT of Russia, St.-Petersburg, Russia

e-mail: i-j87@yandex.ru 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что защита прав граждан при оказании медицинских услуг играет важную роль в связи с увеличением перечня медицинских услуг и становления рынка медицинских услуг. Актуальность темы обусловлена тем, что охрана здоровья граждан и права граждан в области охраны здоровья имеют важное социальное значение, следовательно, значимость соблюдения качества оказания медицинской услуги говорит сама за себя. Важную роль играют теоретические вопросы, анализ медицинской услуги, медицинской помощи как объекта гражданских прав. Это позволяет определить правовые особенности договоров на оказание медицинской помощи, что безусловно влияет на практику охраны здоровья граждан.

Abstract: In this article, the author writes that protecting the rights of citizens in the provision of medical services plays an important role in connection with the increase in the list of medical services and the emergence of the medical services market. The relevance of the topic is because the protection of the health of citizens and the rights of citizens in the field of health are of great social importance, therefore, the importance of observing the quality of the provision of medical services speaks for itself. An important role is played by theoretical issues, analysis of medical services, and medical care as an object of civil rights. This makes it possible to determine the legal features of contracts for the provision of medical care, which undoubtedly affects the practice of protecting the health of citizens.

Ключевые слова: медицинская услуга, юридическая защита граждан, договор на оказание медицинской помощи.

Keywords: medical service, legal protection of citizens, contract for the provision of medical care.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право. 

 

Под медицинской помощью следует понимать комплекс доступных и качественных медицинских (профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных) правомерных вмешательств и невмешательств, которые направлены на поддержание и (или) восстановление здоровья. Гражданин, которому оказывается медицинская помощь, приобретает статус и пациента, и потребителя медицинской услуги.

Законодателем установлено девять основных принципов охраны здоровья граждан, каждый из которых играет определенную роль и в конечном счете определяет отношение государства к системе охраны здоровья граждан как части государственной и общественной системы правоотношений.

В основу принципов охраны здоровья легли все общеправовые конституционные принципы: гарантированности и не отчуждаемости прав и законных интересов человека и гражданина; признание прав и свобод непосредственно действующими; охрана достоинства личности, гарантированность социальной защиты и социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, и т.д.

Право на охрану здоровья является сложной категорией, характеристика которой может включать различные подходы.

Важность и сложность реализации права на охрану здоровья также подчеркивается многоплановостью мер, его обеспечивающих, – это меры политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера.

Улучшение качества жизни человека, порождаемое охраной здоровья и развитой медицинской помощью, требует совершенствование механизма ее оказания, и причиной тому не только естественное для человека желание жить лучше и дольше.

Став неотъемлемым фактором общественного развития, охрана здоровья и медицина в известном смысле подчинили себе человека, сделав его зависимым от уровня развития медицинского знания и подвергнув его всем сопряженным с этим развитием рискам.

В современном обществе охрана здоровья – это не просто категория, определяющая содержание отношений между врачом и пациентом. Это общественная, а не только субъективная величина. И дело не столько в том, что от здоровья каждого отдельного гражданина зависит «здоровье» общества, сила и успехи государства. Сегодня без профессионального содействия в сохранении здоровья для человека становится объективно невозможным достижение физического, психического и социального благополучия (здоровья).

В Российской Федерации существует правовой механизм, регулирующий надлежащее оказание медицинских услуг, качественное оказание медицинской помощи в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Однако еще есть над чем поработать, но, по сравнению с предыдущим десятилетием, прогресс прогрессивного правового регулирования определенно заметен и имеет поступательное развитие.

Распространение законодательства о защите прав потребителей на медицинскую помощь также требует от лечебно-профилактических организаций более ответственного подхода к оформлению медицинской документации, тщательной организации лечебно-диагностического процесса, наличия грамотной юридической службы, ориентирующейся в вопросах медицинского права, регулярного повышения квалификации медицинских работников с целью формирования и поддержания необходимого объема правовых знаний и, конечно, более ответственного отношения к правам пациента.

При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного в результате некачественных медицинских услуг, суды сталкиваются с достаточно сложными и вместе с тем имеющими высокую социальную значимость проблемами. При этом в практике разрешения этой категории дел единообразия еще не достигнуто.

По итогам моего исследования можно сделать следующие выводы и предложения.

1) Пациент – слабая сторона в договорных отношениях об оказании медицинских услуг. Ни один пациент не способен реализовать предоставленные юридические возможности или в целом, или надлежащим образом (не исключено злоупотребление правом, спровоцированное болезненным состоянием).

Перенос средств юридической защиты на неспособного их реализовать субъекта – вовсе не признак правового государства, в этой связи общение лечащего врача должно состояться не с фактически беззащитной стороной, а с реальными выразителями прав пациентов; в данном случае нет места рядовым правоотношениям, а создается особый порядок управления, который государство поддерживает лишь косвенным образом и фрагментарно.

2) Представляется, что одним из перспективных и действенных институтов защиты прав и охраняемых законом интересов как работников отрасли, так и потребителей оказываемых ею услуг мог бы стать институт Уполномоченного (омбудсмена) по защите прав в сфере охраны здоровья граждан.

Представляется, что у института Уполномоченного есть необходимый потенциал для отрасли, позволяющий снять значительную часть существующих в настоящее время проблем защиты прав и интересов граждан при оказании медицинских услуг.

3) Следует совершенствовать правовое регулирование оказания медицинских услуг, в том числе ответственность за их ненадлежащее оказание, с помощью разработки, например, таких федеральных законов «О регулировании частного здравоохранения», «О правах пациентов», «О страховании профессиональной ответственности медицинских работников».

Наличие самостоятельного закона о защите прав пациентов или о правах пациентов оправдано лишь в том случае, если рассматривать отношения между врачом и пациентом как комплексные, подверженные регулированию не только и не столько нормами гражданского права. Именно этим можно обосновать стремление многих субъектов законодательной инициативы разработать проекты федеральных законов, направленных на защиту прав граждан в сфере здравоохранения.

4) Действующее законодательство нуждается в существенных коррективах, в частности, необходимо детально урегулировать права пациента и ответственность за их нарушение.

В рассматриваемых гражданских правоотношениях пациент является слабой стороной и, следовательно, нуждается в дополнительной защите по сравнению с нормами, закрепленными в гл. 39 и 59 ГК. Таким образом, очевидна необходимость принятия в России Федерального закона «О защите прав пациентов», который регламентировал бы условия привлечения к ответственности за ненадлежащее оказание медицинских услуг с учетом их специфики.

 

Список литературы:

1. Арсланов К.М. Врачебная обязанность по своевременному информированию пациента о медицинском вмешательстве (опыт германского права) // Медицинское право. 2016. № 4. С. 50 - 55.

2. Мохов А.А., Селезнев Г.И. Институт Уполномоченного по защите прав в сфере охраны здоровья граждан // Юрист. 2020. № 10. С. 69.

3. Ярошенко К.Б. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. Вып. 25. С. 35.

4. Edzard Schmidt-Jortzig. Definition von Arzt und Patient ausrechtlicherSicht, in: V. Schumpelick / B. Vogel (Hrsg.), Arzt und Patient - EineBeziehungimWandel. Freiburg/Basel/Wien, 2006. S. 200. 

5. Goffin T., Pascal H.№., Dierickx B.K. Patient rights in the EU. Greece, European ethical - legal papers No. 6 Leuven, 2007. 56 p.