Влияние цифровизации на регулирование бюджетного законодательства в Российской Федерации

Дата публикации: 2021-07-06 09:14:48
Статью разместил(а):
Воронова Зоя Сергеевна

Влияние цифровизации на регулирование бюджетного законодательства в Российской Федерации

The impact of digitalization on the regulation of budget legislation in the Russian Federation

Автор: Воронова Зоя Сергеевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитармно-экономический университет», г. Москва, Россия

e-mail: pavlovaz2000@mail.ru

Voronova Zoya Sergeevna

Moscow State Humanities and Economics University, Moscow, Russia

e-mail pavlovaz2000@mail.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается бюджетное законодательство Российской Федерации. Анализируются проблемы практики реализации норм бюджетного законодательства. Предлагаются возможные варианты решения.

Annotation The article discusses the budget legislation of the Russian Federation. The problems of the practice of their implementation are analyzed. Possible solutions are suggested.

Ключевые слова: Бюджетное законодательство, цифровая экономика, электронные закупки.

Key words: budget legislation, digital economy, e-procurement.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

С течением времени сферы, существующие в государстве и обществе, видоизменяются, расширяются и модернизируются. Одной из таких сфер является экономическая. В следствие развития технического прогресса и технологий, всё большее внимание привлечено к вопросам цифровизации.

Ни для кого не секрет, что развитие любого направления требует определённых затрат и вложений, именно этой теме посвящена статья Веремеевой О.В. «Совершенствование бюджетного законодательства в условиях построения цифровой экономики в РФ», в которой автор выделяет национальные проекты в качестве средств, которые могут способствовать развитию страны, выходу её на новый уровень и стабилизации экономики [1, c. 25].

До 1 декабря 2018 года Правительству РФ было поручено разработать национальные проекты, одно из направлений которых касалось цифровой экономики. Нельзя не согласиться с автором в том, что установленный курс на разработку национальных программ является одним из приоритетных. Возможность разработки таких проектов необходимо предоставить не только органам власти федерального уровня, но и субъектам Российской Федерации, так как в данном случае будут представлены различные мнения. Данная точка зрения наиболее широко раскрыта в статье Иванова О.Б. и Бухвальда Е.М. «Национальные проекты России: региональное измерение». Авторы обращают внимание на то, что в данный момент национальные проекты крайне значимы, так как они содействуют выведению страны на качественно новый уровень [2, c. 41]. Национальные программы являются инициативой федерального центра, но без участия субъектов невозможно провести детальный анализ всей экономической системы, переходящей на цифровую ступень развития.

Ознакомление с информацией о национальных программах формирует понимание того, что паспорта данных программ должны соответствовать федеральному бюджету, иначе придётся отложить на более поздний срок их запуск. Так как экономическое развитие, как было отмечено ранее, касается абсолютно всех сфер, бюджетное законодательство также требует нововведений. Цифровизация, цифровые технологии должны использоваться в бюджетных отношениях с целью обеспечения прозрачности не только при формировании бюджетов, но и при расходовании их средств». Очевидно, что для изменения законодательства необходимо привлечь не только представителей федеральных органов государственной власти, но и специалистов из субъектов Российской Федерации. Данная мера позволит законодателю ознакомиться с различными точками зрения и осуществить коллаборацию, которая является более эффективным средством в процессе изменения бюджетного законодательства.

Конкретизируя вопросы, которые поднимаются в сфере бюджетного регулирования, необходимо сконцентрироваться на инициативном бюджетировании. Вплоть до настоящего времени данный вопрос на федеральном уровне не регулируется, координация происходит только на уровне субъектов Российской Федерации. В таком случае не обеспечивается один из принцип правового регулирования, а именно «единообразие». Отсутствие ранее названного принципа вполне естественно, ведь не существует идентичных субъектов, каждый имеет свои путь развития, свойства и особенности.

Вагин В.В. и Шаповалова Н.А. в своей научной работе «Инициативное бюджетирование и смежные практики» выделяют ряд особенностей, присущих инициативному бюджетированию в Российской Федерации: распределение бюджетных средств осуществляется исключительно на основе инициатив граждан; все процедуры встроены в бюджетный процесс на региональном и местном уровнях; обязательно участие граждан в ходе реализации проектов; привлечение софинансирования со стороны граждан и местного бизнеса [3, c. 12]. Научные деятели также указывают на то, что инициативное бюджетирование осуществляется на уровне субъекта. Авторы акцентирует внимание на том, что участие граждан крайне выгодно скажется на экономическом состоянии, ведь оно обеспечивает прозрачность бюджетных решений и сэкономит средства бюджета.

Последним пунктом, на который обращается внимание в статье, является тема электронных закупок. Связь закупочного и бюджетного законодательств очевидна: при совершении государственных закупок используются бюджетные средства. Автор обращается к изменениям, внесённым в конце 2017 года в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указывая на то, что, благодаря изменениям, был сделан шаг в сторону становления и укрепления цифровой экономики. Помимо того, что осуществлено приближение к данному виду экономики, решены проблемы, касающиеся расходования бюджетных средств.

В современном мире достигнутая ступень технического процесса во многом определяет положение государства на международной арене. Переход к цифровой экономике позволит Российской Федерации преодолеть некоторое отставание в сфере цифровизации. Достигнуть этого можно будет с помощью средств, на подготовку и реализацию которых необходимо направить не только силы федерального уровня, но и силы субъектов. Объединение интересов предоставит возможность наиболее быстро и эффективно решить существующие проблемы определённых сфер жизни государства и устранить пробелы правового регулирования.

 

Список литературы:

1. Веремеева О.В. Совершенствование бюджетного законодательства в условиях построения цифровой экономики в Российской Федерации // Финансовое право. – 2019. – № 1. – С. 24 - 28.  

2. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // Этап: экономическая теория, анализ, практика. – 2019. – № 1. – С. 37 - 53.  

3. Вагин В.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование и смежные практики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – №38. – С. 2 - 19.