Судебная власть и судебная система РФ

Дата публикации: 2021-06-21 12:23:00
Статью разместил(а):
Полухин Максим Юрьевич

Судебная власть и судебная система РФ

Judicial power and the judicial system the Russian Federation

 

Автор: Полухин Максим Юрьевич

ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет", г. Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail: Poluxin.2000@inbox.ru

Poluhin Maxim

Donskoy State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: Poluxin.2000@inbox.ru

Научный руководитель: Студеникина С.В.

Заведующая кафедрой «Процессуальное право», доцент, к.ю.н., ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет", г. Ростов-на-Дону, Россия.

Studenikina S.

Donskoy State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

 

Аннотация: Понимание сущности и цели судебной власти зависит от политического и государственного устройства, и от идеи власти в целом. Итак, в конце XIX - начале XX вв. судебная власть рассматривалась как один из способов осуществления власти монарха. После революции 1917 года судебная власть рассматривалась как инструмент дисциплинарного воспитания. В настоящее время под судебной властью следует понимать влияние государства на поведение людей, их объединений, организаций и других юридических лиц, осуществляемое в установленном законом порядке через деятельность органов судебной системы Российской Федерации.

Abstract: Understanding the essence and purpose of the judiciary depends on the political and state structure, and on the idea of power in general. So, in the late XIX - early XX centuries. The judiciary was seen as one of the ways to exercise the power of the monarch. After the 1917 revolution, the judiciary was seen as an instrument of disciplinary education. At present, the judicial power should be understood as the influence of the state on the behavior of people, their associations, organizations and other legal entities, carried out in the manner prescribed by law through the activities of the bodies of the judicial system of the Russian Federation.

Ключевые слова: Суд, Судебная система, Судебная власть, Закон.

Keywords: Court, Judicial system, Judicial power, Law.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

Конституция Российской Федерации закладывает предпосылки для создания модели правосудия, полностью отвечающей принципам верховенства закона. Наиболее важными из них считаются: верховенство закона во всех сферах общественной жизни; абсолютное соблюдение законов и прав человека всеми государственными органами; приоритет прав личности в разрешении возникающих социальных конфликтов; эффективность и оперативность реализации надзорных и контрольных функций, в основном осуществляемых независимым судом.

С.С. Алексеев по вопросу определения и классификации основных принципов правового государства и путей их реализации, указывает на важнейшие из них, а именно: главенство закона, свобода и охрана прав личности, эффективность надзора за соблюдением законов.

Конституцией РФ 1993 г. определено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст.118), а судебная власть – один из видов государственной власти (ст.10). Однако Конституция РФ в полной мере не отражает, целостное понятие судебной власти, так как, в конце концов, совокупность судов еще не представляет из себя судебную власть.

Основу судебной власти, составляют демократические институты, выработанная и отлаженная система защиты прав человека.

Судебная власть обладает и вспомогательными функциями, которые обусловлены целью и сущностью судебной деятельности. Цель деятельности судебной системы — принудительным способом опосредство­вать волю общества, выраженную в его законах, и восстано­вить либо защитить нарушенное право субъектов государства, в котором действует эта судебная система. В этом, по существу, и проявляется властный характер, дающий основания на право существования понятия «судебная власть».

Правовая природа судебной системы заключается в том, что в правовом регулировании она подчиняется единым правилам, важнейшими из кото­рых являются:

1. Автономия и самостоятельность на базе отделения от власти законодательной и исполнитель­ной.

2. Проявление властных полномочий только на основе пра­ва, закона.

3. Структурное построение системы судебной власти, обеспечивающее её самостоятельность, свободу и подчинение только Закону на основе внутренней строго регламентирован­ной системы судебного надзора и контроля вышестоящих субъек­тов власти за нижестоящими.

4. Функционирование не как про­извольной, стихийно возникшей власти, а как власти, дей­ствующей на основе полномочий, врученных от имени обще­ства (народа).

5. Формы реализации властных полномочий долж­ны согласовываться с сущностью и целью судебной власти.

Общепризнанной для науки является то, что основным и общеобязательным признаком любой власти является её самостоятель­ность. Признав правосудие основной функцией судебной власти, стоит отдельно выделить важные вспомогательные функции судебной власти.

1. Судебный контроль.

2. Деятельность судей в стадии досудебной подготовки и стадии возбуждения уголовного дела.

3. Организационно-распорядительная и предупредительная деятельность суда и судей.

4. Деятельность судей в стадии исполнения судебных поста­новлений.

Исходя из сказанного, в упрощённом виде, понятие судеб­ной власти можно сформулировать следующим образом: судеб­ная власть — это легитимная деятельность государственной власти в лице судебной системы, основной задачей которой является воздействие на поведение людей, общества, социальных групп, организаций, которая реализуется путём: конституционного, хозяйственного, уголовного, административного и гражданс­кого правосудия.

Это определение, даёт понять, что для функционирования и развития судебной власти необходимо наличие определённых предпосылок, в том числе важную роль играет организа­ционное единство всей судебной системы и построение структуры судебных органов, обеспечивающей правосудие в любом современном правовом государстве.

Если говорить о роли и месте судебной власти в государстве, то стоит выделять ряд ключевых факторов, которые могут оказывать, позитивное влияние на судебную власть и судебную систему в целом. К этим факторам можно отнести: степень независимости суда от остальных ветвей власти; уровень профессиональной подготовки судей; экономическая обеспеченность деятельности судов.

Главным образом, перед государством возникает задача, в виде законодательного закрепления и выработки механизма, который будет в полной мере разрешать вопросы, связанные с независимостью судебной власти и судей.

Основа развития судебной системы в крайней степени зависима от некоторых внешних факторов, так или иначе суд может являться независимым, но развитие происходит на основании воздействия гражданских (социальных) и политических процессов внутри страны. Тем самым у судебной власти появляются некоторые черты, которые отражают общественное и политическое устройство.

Например, в преддверии судебной реформы России 1864 года доминирующей оказалась точка зрения о том, что в основу преобразо­вания судебной системы должны быть положены два глав­ных руководящих начала - самостоятельность суда и незави­симость судей. Как известно, разработка проектов судебных уставов началась по высочайшему повелению Александра II от 21 октября 1859 года.

История свидетельствует о том, что многие прогрессивные идеи судебной реформы оказались нереализованными в резуль­тате систематических «усовершенствований» законодательства в угоду политическому режиму и, в основном, направленных на нейтрализацию принципа независимости судей.

Несмотря на это, за годы, прошедшие после реформы, в России был накоплен значительный положительный опыт фор­мирования и организационного обеспечения деятельности судов который полностью был отвергнул при построении совет­ской системы правосудия.

На сегодняшний день, судебная система любого современного правового государства, обладает рядом признаков, а именно: соподчинённость, иерархичность, организованность и динамический характер развития системы. 

В Российской Федерации, суды имеют конкретное разделение, выделяют, федеральные суды и суды субъектов. Система функционирования и образования федеральных судов определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законами. Нормативная основа деятельности судов субъектов Федерации определяется федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.

Систему федеральных судов следует разделить на три подсистемы:

1. Конституционный Суд Российской Федерации.

2. Суды общей юрисдикции.

3. Арбитражные суды.

Главным органом судебного контроля является Конституционный Суд Российской Федерации. Им осуществляется проверка принятых законов на соответствие с конституцией, так же к полномочиям Конституционного Суда относят: защиту основ конституционного строя, защиту прав и свобод человека, и гражданина

Как одно из звеньев судебной системы, конституционный суд имеет ряд специфичных особенностей, которые присущи только ему: к примеру, любые вынесенные судом решения или определения имеют высшую юридическую силу перед любым федеральным законом, а из этого уже следует, что в случае принятия решения, имеют место быть и правовые последствия.

Выделяют порядка трёх видов правовых последствий:

1. Пересмотр ранее принятых по делу заявителя судебных решений.

2. Установление новых правовых норм и процедур.

3. Отмена существующих норм права и обязание федерального законодателя в установленный срок внести изменения в правовые нормы.

Суды общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, он является высшим судебным органом по делам подсудным судам, сформированными в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

2. Районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

3. Военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

4. Специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся и мировые судьи. Им свойственен небольшой спектр рассмотрения дел. Всецело ими осуществляется гражданское, уголовное и административное правосудие, но при этом, рассматриваемые дела носят наименее сложный характер.

На уровне субъектов Российской Федерации система судов включает конституционные (уставные суды). Основная задача этих судов - решать вопросы, связанные с соответствием законов и постановлений властей.

По всему вышеизложенному представляется возможным сделать вывод о том, что:

1. Судебная власть - это совокупность четкой работы всех звеньев системы правосудия по обеспечению и реализации: конституционного, хозяйственного, уголовного, административного и гражданс­кого правосудия. Из этого определения видно, насколько важно для обеспе­чения предпосылок к становлению судебной власти организа­ционное единство всех звеньев судебной системы и построение структуры судебных органов, обеспечивающей правосудие в любом современном правовом государстве, в частности и в Российской Федерации.

2. Современная судебная система в правовом государстве должна отвечать определенным задачам, по осуществлению своей основной функции - правосудие. Также, построение и функционирование судебной системы должно строиться на сугубо правовых и демократических принципах, важнейшей которой, по нашему мнению, является «независимость» и «самостоятельность» от влияния политических режимов и интересов, а также от влияния других ветвей власти.

 

Список литературы:

1.  Анишина В.И. Функции судов каксамостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации // Российский судья. - 2020. №10. – С. 14 – 16.

2. Носков И.Ю. Судебная деятельность и правосудие: понятие, соотношение // Современное право. - 2019. №11. - С.85.

3. Османова Ф.М. О понятиях и функциях судебной власти // Успехи современной науки. - 2019. №2. - С. 68-70.

4. Стецовский Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. - М.: Дело, 2020. - 400 с.

5. Стус Н.В. От суда старейшин к суду присяжных // Вестник ВГУ. - 2019. №2. - С.57-67.

6. Харатян Г.Э. Некоторые аспекты реализации принципа разделения властей в США в историческом измерении // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2019. №4. - С. 6-9. 

7. Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. - М.: Юр. лит.,2020. - С. 176. 

8. Алешкова И.А., Дудко И.А. Конституционные основы судебной власти. Курс лекций. - М.: РГУП, 2019. - 379 с. 

9. Аристотель. Политика. - М., 2020. - 142 с.

10. Большая юридическая энциклопедия. - М., 2019. - 688 с.