Уголовная ответственность за убийство по уголовному законодательству Ирака

Дата публикации: 2021-06-09 20:59:54
Статью разместил(а):
Абдулхуссейн Муштак Р. Абдулхуссейн

Уголовная ответственность за убийство по уголовному законодательству Ирака

Criminal liability for murder by the criminal legislation of Iraq

Автор: Абдулхуссейн Муштак Р. Абдулхуссейн

ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия

e-mail: mushtaqradhl2020@gmail.com

Abdulhussein Mushtaq R. Abdulhussein

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: mushtaqradhl2020@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается одно из основополагающих и спорных вопросов права. Отталкиваясь от истории убийства и формирования системы его наказания, автор обращается к самым истокам, отображенным еще в Великих Книгах, как мусульман, так и христиан. Автор приходит к выводам, что ответственность за убийство, как самое тяжкое преступление против личности, была предусмотрена уже в первых нормативных актах всех стран, причем формы ее реализации были чрезвычайно жестокими, то есть смертная казнь в различных видах ее применения. Помимо этого, в статье приводятся достаточно обоснованные попытки сравнения законодательных систем России и Ирака с целью предложить к внедрению свои рекомендации в законодательную систему Ирака.

Abstract: In article one of fundamental and controversial issues of the right is considered. Making a start from history of murder and formation of a system of its punishment, the author addresses the sources displayed in Great Books, both Muslims, and Christians. The author comes to conclusions that responsibility for murder as the most serious crime against the personality, was provided already in the first regulations of all countries, and forms of its realization were extremely cruel, that is the death penalty in different types of its application. In addition, rather reasonable attempts of comparison of legislative systems of Russia and Iraq with the purpose to offer to introduction the recommendations in the legislative system of Iraq are given in article.

Ключевые слова: убийство, законодательство, Ирак, мусульманское право.

Keywords: murder, legislation, Iraq, islamic law.

Тематическая рублика: юриспруденция и право.

 

Убийство издревле считалось преступлением против человека и осуждалось как моралью, так и системой норм и правил, имеющих силу закона. Запрет на убийство был одним из первых табу в человеческой культуре. Во многом это объяснялось необходимостью продолжения рода и укрепления общества.

По мере становления более крупных человеческих сообществ, вплоть до государственных объединений, табу на убийство приобрело форму закона, обязательного для всех членов сообщества. Известно, что первые нормативные предписания (как написанные, систематизированные совокупности норм и правил поведения, а также запретов) формируются на основе общепринятых норм морали, формализуемых и закрепляемых в законах.

Убийство трактуется как преступление практически во всех законодательных системах – древних и современных. Посягательство на чужую жизнь может быть оправдано моралью и законом лишь в исключительных случаях.

Об убийстве как преступлении написано большое количество научных трудов как российскими, так и арабскими учеными в области уголовного права. Это Ю.М. Антонян, Ахмед Фатхе, С.В. Бородин, Р. Р. Галиакбаров, Джамиль Аль Аурафали, Н.И. Загородников, В.П. Коняхин, А.Н. Красиков, Махмуд Ибрагим Исмаил, Махмуд Нагиб Хусни, А.С. Никифоров, А.А. Пионтковский, Э.Ф. Побегайло, JI. A. Прохоров, Н.С. Таганцев, М.Д. Шаргородский и многие другие.

Огромный интерес данная тема представляет не только с точки зрения криминологии, виктимологии и психологии поведения преступника, но и с точки зрения уголовного права, так как убийство (как, собственно, и любое умышленное преступление против жизни другого человека) всегда и во всех странах мира традиционно являлось (и является сейчас) особо тяжким преступлением, которое карается длительными сроками лишения свободы или же смертной казнью.

В современном мире ряд стран, в которых государственной религией является ислам, основывает уголовную ответственность на принципах мусульманского права. К ним относятся Иран, Пакистан, Ирак, Ливия, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и др. В то же время в некоторых арабских странах, где ислам также является государственной религией, уголовное право создавалось под влиянием европейского континентального законодательства и включает лишь отдельные элементы мусульманского права. К ним относятся, например, Марокко, Сирия, Ливан, Иордания. Поскольку мусульманское право является религиозным по своей сущности, основными источниками его служат Коран и Сунна.

Коран содержит высказывания пророка Мухаммеда, а Сунна – предания о его поступках и решениях. Несмотря на явный консерватизм, мусульманское право развивалось под влиянием ряда школ (толков) суннитского и шиитского направлений ислама. Поэтому иджтихад означал возможность выбора наиболее подходящих для рассматриваемого дела предписаний. Определение преступлений и их тяжести в мусульманском праве основывается на догматах религии. Признается пять основных ценностей ислама. Это религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность.

Преступления, посягающие на эти ценности, признаются тяжкими и караются наиболее серьезно. Наказания, назначаемые по законодательству Ирака за убийство, значительно отличаются от наказаний за аналогичный вид преступных деяний в уголовном праве Российской Федерации.

В Российской Федерации назначаемые наказания за убийства гораздо мягче, чем сложившаяся годами практика наказаний за убийство в Ираке, где практически за все виды убийства наказание одно – смертная казнь.

К сожалению, мы не имеем возможности предоставить точную статистку убийств в Ираке, но это не более 20 убийств в год, а на 100000 населения ~ 0,4, что свидетельствует о сравнительно невысоком уровне преступности в отношении человеческой жизни. Этого нельзя сказать о России.

Нынешнее уголовное законодательство Ирака и России содержат разную трактовку понятия убийства, различный перечень отягчающих и смягчающих убийство обстоятельств, отличаются и подходы к дифференциации ответственности за убийство. По мнению исследователей, отдельные решения иракского законодательства более соответствуют практике борьбы с убийствами, в то же время, отдельные решения российского законодателя нам представляются предпочтительнее.

Преступления против жизни и здоровья в мусульманском праве, к которому относится и уголовное право Ирака, имеют более длинную историю, чем в европейском, в том числе, и российском уголовном праве. Первым преступлением в мире считается убийство Каином своего брата Авеля.

Со временем стали появляться другие виды преступлений против жизни и здоровья, такие, как побои, истязания, ранения и т. д. За эти преступления назначались различные наказания, которые со временем менялись: ужесточались или же, наоборот, смягчались. Стали разделяться убийства умышленные и убийства по неосторожности. Месть, прежде служившая наказанием за убийство, была отменена с появлением в мусульманских странах Ислама. Был принят новый закон, определяющий ответственность за убийства. Несмотря на то, что Уголовный Кодекс Ирака исходит из романо-германской доктрины, в Ираке сохраняется смертная казнь, часто приговор приводится в исполнение публично. В уголовном праве Ирака одним из самых тяжких преступлений против личности является убийство, характеризующееся, как умышленное причинение смерти другому человеку.

Исходя из анализа приведенных понятий, можно выделить три элемента убийства, господствующих в большинстве арабских стран французской концепции и присущих всем без исключения преступлениям, а именно: а) легальный; б) материальный; в) моральный.

Кроме того, необходимо хотя бы в общем плане затронуть такой важный вопрос, как объект преступления (убийства), который в силу несовершенства указанной концепции оказался за ее пределами, так как не включен ни в один из этих элементов, но который следовало бы отнести к материальному элементу преступления. Объектом совершения преступления – убийства – может быть только живой человек. Жизнь человека является одним из важнейших объектов уголовно-правовой охраны. Определение этого объекта позволяет очертить круг действий, подпадающих под категорию преступления – убийства.

Нет сомнения в праве человека на жизнь. Это право осуществляется, в том числе и путем охраны его уголовным законом, ибо такая охрана обеспечивает, в конечном итоге, существование самого общества.

Определение, предложенное С.В. Бородиным, вызвало среди ученых ряд возражений, которые сводятся к следующему:

1) убийство может быть предусмотрено и не в Особенной части уголовного кодекса, а в специальном законе (как это имеет место, например, в Англии);

2) оно может быть вообще не предусмотрено в уголовном законе (как это обстояло в советском праве до УК РСФСР 1922 г.);

3) признак «виновное» излишен, так как он относится ко всем преступлениям. Закон предусматривает не «деяние, посягающее на жизнь другого человека и причиняющее ему смерть», а лишение жизни другого человека, ибо в уголовном законе предусмотрены статьи, которые предусматривают ответственность и за качественно новые преступления, но с теми же последствиями (терроризм, захват заложника, бандитизм и др.).

Заслуживают внимания и попытки отразить в научной дефиниции своеобразие анализируемого посягательства [2].

Например, профессор Н.И. Загородников еще в 1961 г. дал свое определение убийства – «противоправное, умышленное или неосторожное лишение жизни другого человека, когда причинение смерти является основанием уголовной ответственности» [1]. Такое определение нам представляется неудачным.

Таким образом, делая вывод о трактовках убийства, как термина и как преступного деяния в законодательных доктринах России и Ирака, можно выявить отличия. Российское уголовное законодательство претерпело серьезные изменения, в нее продолжают вноситься изменения, усовершенствуется Уголовный Кодекс.

Иракское уголовное право имеет отличительные черты, не свойственные российскому уголовному праву, о чем свидетельствует наказание за убийство в этих странах. Наказание в России за убийство, мораторий на смертную казнь демонстрирует гуманизацию УК РФ, ее крен в сторону европейского законодательства. Иракское законодательство в свою очередь сохраняет жесткость, смертная казнь за убийство сохраняется в числе наказаний по УК Ирака. Итак, тема убийства позволяет определить крайне широкий круг объектов исследования, включая круг вопросов ответственности за преступления против жизни по уголовному праву России и Ирака.

В данной статье мы предложили анализ формирования понятия убийства, его объективных и субъективных признаков, как основополагающего элемента в структуре понимания убийства как преступления.

В ходе исследования я пришёл к выводам: уголовные законы разных стран не содержали нормативного определения убийства, оно было предложено теорией уголовного права, как предусмотренное статьей Особенной части УК виновное (умышленное или неосторожное) деяние, посягающее на жизнь другого человека и причиняющее ему смерть; постепенно более четко вырисовывалась субъективная сторона состава, различалось убийство с прямым и непрямым умыслом, при этом прямой умысел мог быть с обдуманным заранее намерением, без обдуманного заранее намерения, в запальчивости или раздражении. Неосторожное убийство было предусмотрено крайне неудачно, неосторожное причинение смерти различалось, если действие, которым оно причинено, само по себе запрещалось законом и если оно не противозаконно; советский законодатель в отличие от других зарубежных стран исключил из системы отягчающих обстоятельств те, которые основаны на родственных отношениях (родителей, детей, супругов и др.), хотя распространенность таких убийств в России очень высока; российский законодатель в УК РФ 1996 г. сформулировал легальное определение убийства как умышленное причинение смерти другому человеку, что следует признать несомненной заслугой законодателя.

Уголовный закон тем самым сделал шаг вперед и наконец-то вывел за рамки убийства гораздо менее опасный деликт – неосторожное причинение смерти; ответственность за убийство, как самое тяжкое преступление против личности, была предусмотрена уже в первых нормативных актах всех стран, причем формы ее реализации были чрезвычайно жестокими, то есть смертная казнь в различных видах ее применения [1].

Смертью карались все виды убийства, за исключением случае в принуждения убившего, когда наказанием было тяжкое тюремное заключение. Суровость закона смягчалась большим количеством смягчающих вину обстоятельств, при наличии которых смертная казнь не назначалась; так обстояло дело: а) если объектом преступления явился нежизнеспособный ребенок, неизлечимо больной или лицо, находящееся в агонии; б) когда имела место необходимая оборона или крайняя необходимость. неосторожное убийство каралось изгнанием, при этом были специальные города-убежища, где убийцы, совершившие преступление по неосторожности, могли скрываться. Умышленное же и предумышленное убийства, хотя и различались, но карались в равной мере смертной казнью.

 

Список литературы:

1. Лунеев В.В. Преступность XX века мировые региональные и российские тенденции. - М.: WoltersKluwer, 2005. - С. 38.

2. Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М.: Юрист, 1994. – С. 92.