Роль договоров при правовом регулировании отношений субъектов рекламной деятельности

Дата публикации: 2021-05-25 16:37:32
Статью разместил(а):
Козлов Александр Сергеевич

Роль договоров при правовом регулировании отношений субъектов рекламной деятельности

The role of contracts in the legal regulation of relations between subjects of advertising activities

 

Автор: Козлов Александр Сергеевич 

Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС, Волгоград, Россия.

e-mail: alexanderkozlov97@yandex.ru

Kozlov Alexander

Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA, Volgograd

e-mail: alexanderkozlov97@yandex.ru 

 

Аннотация: В данной статье проводится анализ правоотношений, складывающихся между субъектами в сфере рекламной деятельности. Автором рассматриваются основные виды гражданско-правовых договоров о выполнении работ и об оказании услуг, используемых субъектами рекламной деятельности при заключении договоров в сфере рекламы.

Abstract: This article analyzes the legal relationship between the entities in the field of advertising. The author examines the main types of civil law contracts on the performance of work and on the provision of services used by subjects of advertising activities when concluding contracts in the field of advertising.

Ключевые слова: рекламная деятельность, рекламное законодательство, гражданско-правовые договоры.

Keywords: advertising activities, advertising legislation, civil contracts.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Рекламный договор, как и любой другой договор - это механизм, предполагающий утверждению самого факта сделки, так как исполнение объема и качества, прописанных в нем обязательств сторон, можно оценить только после его прекращения.

В зависимости от предмета договора и содержания самого обязательства, определяется вид договора рекламы. Данные классификационные признаки являются основными критериями, по которым отличают один вид рекламного договора от другого.

Создание и распространение рекламного продукта среди потребителей рекламы предполагает заключение целого ряда гражданско-правовых договоров. В качестве смешанных договорных обязательств, гражданско-правовая наука традиционно рассматривает такие, которые сочетают в себе элементы различных видов урегулированных законом договоров. Предпосылкой появления учения о смешанных договорах является невозможность точного и полного отражения в позитивном праве всего многообразия обязательственно-правовых отношений, составляющих на сегодняшний день гражданский оборот.

Например, элементы договора подряда, договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, договора возмездного оказания услуг, а так же авторского договора, прописаны в ст. 37, ст. 38 и ст. 39 ГК РФ. Кроме того, ФЗ «О рекламе» содержит указания на некоторые договоры: на распространение социальной рекламы (ст. 10), на производство, распространение и размещение рекламы (ст. 12), на договор, заключаемый с собственником транспортного средства (ст. 20), на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 5 ст. 19).

Данные договоры близки тем или иным видам договоров, содержащихся в ГК РФ (прежде всего договоры подряда и возмездного оказания услуг).

Договор подряда или договор возмездного оказания услуг заключается, когда рекламодатель размещает информацию в СМИ. Данный вид договоров, которые могут заключаться в результате рекламных отношений, так же трактуется Гражданским Кодексом. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Из названного определения следует, что предметом договора подряда является выполнение работы подрядчиком и передача ее результата заказчику.

Когда исполнителем работы является гражданин, отличие договора подряда от трудового договора крайне важно. Для решения данного вопроса, обратимся к Трудовому Кодексу РФ (ТК РФ)1. Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения, как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Таким образом, работник за плату выполняет трудовую функцию, что связано с соответствующими обременениями и ограничениями для работодателя, с предоставлением определенных социальных гарантий работнику. Так, работодатель обязан осуществлять социальное страхование работника, организовывать процесс выполнения трудовой функции и обеспечивать безопасные условия труда и т.д.

Труд, кроме этого, зачастую оплачивается независимо от его конечного результата. При этом необходимо помнить о том, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают не только на основании трудового договора, но также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (Ст. 16 ТК РФ).

При заключении договора подряда работа выполняется иждивением подрядчика из его материалов, его силами и средствами, однако в договоре может быть предусмотрено иное, т.е. работа будет выполняться из материалов заказчика. Гражданин-исполнитель сам организует свой труд (работу), самостоятельно определяет способы выполнения задания. Заказчик, проверяя ход и качество работ, не вмешивается в его деятельность. Заказчик оплачивает лишь конечный результат (при его непредставлении работы не оплачиваются) и не предоставляет никаких социальных гарантий гражданину-исполнителю. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить невозможность заключения трудового договора в сфере рекламных отношений, в отличии от договора подряда.

Агентский договор относится к группе договоров об оказании услуг. В качестве самостоятельного договорного вида он был признан в английской судебной практике и затем получил широкое распространение в странах англо-американской системы права. Континентальной системе права данный договор не свойственен. В России агентский договор начал использоваться сравнительно недавно. Впервые нормы об агентировании появились в части второй Гражданского Кодекса РФ. Особое внимание ряд авторов уделяют договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Данный договор заключается между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.

Многие авторы относят данный договор к смешанным договорам, другие к категории договоров об оказании услуг и даже к самостоятельному виду договоров арендного типа.

Применительно к рекламным правоотношениям можно выделить такие разновидности договора аренды, как аренда рекламного места, рекламного щита билборда, рекламного места на фасаде здания, аренда места на транспортном средстве.

Формирование, удержание интереса потребителей информации к товарам и услугам заказчика, является главной задачей рекламной деятельности. В связи с чем, в рекламе применяется целый комплекс методов и средств, направленных на привлечение внимания потребителя рекламы: изображения (графические, видео, фотографии), мелодии и звуки, в том числе человеческой речи, объемно-пространственные объекты и др.

Многие из этих средств являются объектами интеллектуальной собственности, на которые возникают исключительные права. Соответственно, для того, чтобы использовать эти объекты, необходимо заключение соответствующего договора с правообладателем.

Довольно часто рекламодатель в качестве рекламного продукта, не использует уже имеющееся произведение, охраняемое нормами авторского права, а заказывает создание нового. Для этого используется договор авторского заказа. Гражданский Кодекс РФ определяет договор авторского заказа, возмездным, однако это правило носит диспозитивный характер, и соглашением сторон может быть предусмотрено иное (абз. 3 п. 1 ст. 1288).

Таким образом, законодательное закрепление возможности заключения безвозмездного договора авторского заказа положило конец спорам относительно правомерности заключения подобных договоров. К следующим видам рекламных договоров можно отнести лицензионный договор или подобный ему, договор об отчуждении исключительного права. Соответствующие виды договоров имеют место быть, если рекламопроизводитель в процессе создания рекламного материала, использует уже существующее произведение, которое охраняется авторским правом и на которое есть исключительное право. Очевидно, что определить тот или иной вид договора на оказание рекламных услуг, можно, только обнаружив в нем определенные признаки.

Так, в смешанном договоре мы должны выявить элементы как минимум двух различных договорных видов, получивших легальное закрепление, сочетание признаков договоров различных классификационных групп. Классификация обязательств, предполагает разделение обязательств на типы, виды и подвиды в зависимости от характеристик классифицируемых обязательств.

Все вышеперечисленные виды договоров, используемых в рекламной деятельности, являются консенсуальными (вступающие в силу с момента достижения сторонами согласия), двусторонне обязывающими (в которых каждая из сторон имеет и права, и обязанности) и возмездными (которые предполагают получение каждой из сторон от ее контрагента определенной компенсации). На безвозмездной основе может производиться изготовление и размещение только социальной рекламы, причем такая деятельность признается благотворительной и пользуется предусмотренными законодательством льготами (ст. 575 ГК РФ,41 ст. 10 Закона о рекламе).

Стоит так же отметить, что к рекламным договорам не относятся договоры, заключенные посредством акцепта потребителями рекламы оферты, содержащейся в договоре.

Таким образом, для точного определения вида данного конкретного рекламного договора необходимо проанализировать элементы, входящие в состав предмета данного договора, с учетом целей, задач заказчика и обязательств сторон.

Предмет договора, является одним из существенных условий его заключения и так как нормативно-правовая база не содержит четкие указания о видах договоров рекламы, то правильная формулировка предмета, является важной и необходимой составляющей грамотного составления и эффективной реализации договора, используемого в рекламной деятельности. Предмет рекламного договора можно считать сформулированным, если он устанавливает, какое именно рекламное произведение должно быть создано, и на каком именно рекламном материале он должно быть изложено. Классификация договоров помогает сориентироваться участникам рекламных отношений и выбрать наиболее приемлемый вид договора, который соответствует интересам сторон.

 

Список литературы:

1. Аполлонов А.О., Страунинг Э.Л. Товарищество собственников жилья как субъект отношений в сфере наружной рекламы // Жилищное право. – 2007. – № 3. – С. 46-50.;

2. Измайлова Е.В. Наружная реклама в коммерческой деятельности // Актуальные проблемы коммерческого права. Вып. 2 / Под ред. проф. Б.И. Пугинского. – М.: Зерцало, 2005. – С. 67.

3. Баранова М.В. Право и реклама (общетеоретический аспект): Автореф. дисс….д.ю.н. – Н. Новгород, 2010. – С. 37.

4. Зверева Е.А. Проблемы заключения рекламного договора // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 4.

5. Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг. – М.: МГУИЭ, 2002. – С. 114.

6. Филиппова А.А. Правовое регулирование отношений между собственником недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции // Реклама и право. – 2008. – № 1. – С. 22-23.