Развитие суда присяжных в России

Дата публикации: 2021-03-26 11:32:10
Статью разместил(а):
Крюкова Алла Андреевна

Развитие суда присяжных в России

Development of the jury trial in Russia

Автор: Крюкова Алла Андреевна

Уральский филиал ФГБОУВО "РГУП", г. Челябинск, Россия

e-mail: Mail__91@mail.ru

Kryukova Alla Andreevna

Ural branch of FGBOUVO "RGUP", Chelyabinsk, Russia

e-mail: Mail__91@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается процесс создания и развития в России правового института суда присяжных заседателей. Различие подходов законодателей к предоставляемым правам и интересам человека, их объему обусловило собой специфику развития указанного института. Продолжительное время российскому государству данный элемент демократии не был известен, а потому при его создании законодатель столкнулся с определенными трудностями. При этом отдельные проблемные вопросы функционирования указанного правового института продолжают сохранять свою актуальность.

Abstract: The article considers the process of creation and development of the legal institute of the jury court in Russia. The difference in the approaches of legislators to the rights and interests of a person granted, their scope, determined the specifics of the development of this institution. For a long time, the Russian state did not know this element of democracy, and therefore, when creating it, the legislator faced certain difficulties. At the same time, certain problematic issues of the functioning of this legal institution continue to remain relevant.

Ключевые слова: присяжные заседатели, правосудие, гражданское общество.

Keywords: jurors, justice, civil society.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Важным элементом гражданского общества является институт присяжных заседателей. Введение указанного института преследовало за собой цель обеспечения условий для участия граждан в отправлении правосудия.

Специфика рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей заключается в том, что конкретные дела рассматриваются коллегиальным составом «уполномоченных» лиц, среди которых выделяются независимые, незаинтересованные участники уголовного процесса. Рассмотрение уголовных дел с участием суда присяжных обеспечивает собой состязательность уголовного процесса, его поддержание. Кроме того, институт присяжных заседателей позволяет исключить случаи злоупотребления правом со стороны правоприменителей, уменьшить риск допущения судебных ошибок.

Возможность участия граждан при отправлении правосудия находит свое закрепление в положениях действующего законодательства. Так, указанное право закреплено в Основном законе нашего государства – в ст. 20 Конституции РФ. С учетом обозначенного положения разрабатываются и принимаются иные нормативные акты, в которых указанное правомочие находит свое дальнейшее развитие.

Институт присяжных заседателей – одна из гарантий на пути вынесения по уголовному делу справедливого решения, привлечения к уголовной ответственности лишь тех лиц, в действиях которых содержатся признаки конкретного состава преступления. В свою очередь, правом на решение вопроса о виновности лица в совершении преступления наделяются представители народа, что исключает возможность принятия по делу незаконного решения.

Рассматриваемый правовой институт был введен в 1864 году в результате проведенной судебной реформы. Результатом такой реформы явилось создание всесословных судов, где активная роль в решении отдельных вопросов отводилась представителям народа.

По мнению Э.С. Ахъядова, проведение судебной реформы 1964 года имело своей целью создание независимой судебной системы. Вместе с тем, в условиях установившегося абсолютизма достижение такой цели представлялось затруднительным.

Суд присяжных заседателей явился новой формой судопроизводства, при которой создавались условия для рассмотрения уголовных дел беспристрастным судом. При наличии таких условий на судью возлагалась обязанность по руководству процессом. В свою очередь, судьи были освобождены от обязанности по восполнению недочетов, ошибок, допущенных органами следствия при производстве по уголовному делу.

Несмотря на положительные признаки рассматриваемого правового института, население страны резко негативно высказывалось о деятельности таких коллегий. Обуславливался такой подход, главным образом, тем, что в результате рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей по делу принималось «мягкое» наказание к преступнику. При этом присяжные заседатели могли указывать и на отсутствие в действиях лица признаков преступления.

Вместе с тем, подход присяжных заседателей зачастую противоречил фактическим обстоятельствам совершенного преступления. Преступники, как правило, оправдывались в силу наличия к тому следующих причин:

- боязнь взять «грех на душу»;

- вера в правителя, его могущество, что оказывало влияние на принятые решения по уголовным делам, связанным с привлечением к ответственности лиц, борющихся» с существующей политической системой.

С учетом указанных обстоятельств законодателем была определена необходимость в ограничении некоторых правомочий присяжных заседателей. Так, например, указанным составом суда не подлежали рассмотрению уголовные дела, связанные с сопротивлением власти, совершением убийства и др.

Дальнейшее реформирование института присяжных заседателей приводило еще к большему ограничению их правомочий. При наличии таких условий институт присяжных заседателей стал рассматриваться в качестве «половинчатого» института, где государство с помощью различных мер пыталось всячески защитить себя и свои интересы. Соответственно, указанный институт приобрел лишь формальные признаки.

Приход большевиков к власти в 1917 году ознаменовал собой ликвидацию института присяжных заседателей. Продолжительное время указанный институт не находил своего применения – вплоть до свержения советской власти.

В 1991 году была разработана новая концепция судебной реформы, где вопросам воссоздания института присяжных заседателей было уделено особое внимание. Именно присяжным заседателем в рамках проводимой реформы была отведена центральная роль, что служило основой для демократизации уголовной юстиции.

В целях урегулирования основ функционирования института присяжных заседателей было разработано значительное число нормативных актов. К их числу относятся: Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также специальные законы (Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», и др.).

Следует признать, что в введенный институт присяжных заседателей обусловил собой достижение следующих целей:

- создана самостоятельная, независимая судебная власть;

- обеспечены принципы состязательности, законности отправления правосудия;

- на судей, иных практических работников возложена обязанность по постоянному совершенствованию уровня своего профессионализма.

Вместе с тем, возникающие трудности при отправлении правосудия с участием присяжных заседателей, реформирование всех сфер общественной жизни потребовали за собой внесения определенных изменений и в рассматриваемый правовой институт. В ходе проведенной в 2016 году судебной реформы были достигнуты следующие результаты:

- существенно расширены полномочия присяжных заседателей. Теперь присяжные заседатели имеют право участвовать при рассмотрении преступлений, отнесенных к категории особо тяжких (убийство, геноцид, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека и др.);

- введен институты присяжных заседателей в судах районного уровня и приравненных к ним гарнизонных военных судов;

- установлен упрощенный порядок формирования коллегии присяжных заседателей;

- сокращена численность присяжных заседателей для судов субъектов – 8 человек, для районных судов – 6 человек.

С учетом сказанного, можно сделать вывод о том, что судебная реформа 2016 года привнесла за собой определенные положительные результаты в развитии института присяжных заседателей. Так, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростилась процедура отбора кандидатов, снижены расходы на формирование коллегии присяжных заседателей, выплату вознаграждения присяжным заседателям. Кроме того, предпринятые законодателем меры позволили существенно сократить сроки производства по уголовным делам, подлежащим рассмотрению с участием присяжных заседателей, а также приблизить правосудие к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса.

Предпринятые законодателем меры позволили обеспечить реализацию права граждан на рассмотрение их дела в судах нижестоящих инстанций с участием присяжных заседателей, что, безусловно, не могло не отразиться и на качестве отправления правосудия, защите прав и свобод личности.

Вместе с тем, отдельные результаты проведенной судебной реформы имеют за собой отрицательную оценку. Так, снижение количества присяжных заседателей приводит к тому, что имеющийся состав лиц будет легче склонить принятию определенного решения по результатам рассмотрения уголовного дела.

«Непрофессионализм» присяжных заседателей приводит к тому, что такие лица не осведомлены о таких основополагающих категориях уголовного судопроизводства, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и др. При наличии таких условий отправление справедливого, «законного» правосудия существенно затруднено.

Кроме того, присяжные заседатели сталкиваются с трудностями в оценке отдельных видов доказательств по уголовному делу. Например, такие трудности могут возникнуть при оценке заключения технических экспертиз, материалов оперативно-розыскной деятельности и т.п.

Сложности возникают также и в связи с самими категориями уголовных дел, по которым могут быть привлечены присяжные заседатели. В этом случае для разрешения отдельных сложных вопросов присяжные заседатели нередко обращаются за помощью к председательствующему судье, что влечет за собой увеличение сроков для рассмотрения уголовного дела.

Обстоятельством, существенно затрудняющим принятие по уголовному делу правильного, справедливого решения, следует признать и низкий уровень правового воспитания, правовой культуры присяжных заседателей. При этом законодательно установить какие-либо четкие требования к уровню правового воспитания, правовой культуры у присяжных заседателей не представляется возможным. Указанные «недостатки» могут быть характерны и для самих правоприменителей.

Возникают трудности привлечения присяжных заседателей и обеспечения их участия при рассмотрении уголовных дел. На сегодняшний день не все районные суды могут создать условия для участия коллегии присяжных заседателей в судебном заседании (например, в силу отсутствия специальных судов, помещений для совещания присяжных и др.). Помимо прочего, возрастает нагрузка на вышестоящие суды по пересмотру дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.

Для решения обозначенных проблемных вопросов в литературе предлагается предпринять следующие меры. Так, необходимо законодательно регламентировать порядок отбора граждан для их включения в коллегии присяжных заседателей. Создание «потока» желающих в данном случае видится в результате установления обязанности по участию граждан в отправлении правосудия (подобно несению воинской обязанности). Кроме того, для обеспечения исполнения такой обязанности предлагается ввести уголовную ответственность за уклонение от участия отправления правосудия без уважительных причин.

Представляется, что реализация обозначенных исследователями направлений совершенствования действующего законодательства по рассматриваемому вопросу на сегодняшний день затруднена. Кроме того, такие меры, в целом, не соответствуют положениям действующего законодательства. Принудительное привлечение лица к несению обязанности по участию в рассмотрении уголовных дел в составе коллегии присяжных заседателей не приведет к желаемым результатам, поскольку в этом случае правовое воспитание присяжных будет характеризоваться как неудовлетворительное. Наличие высшего образования при этом не следует рассматривать в качестве гарантии высокого интеллектуального и «профессионального» уровня развития такой категории лиц.

Наиболее целесообразными в данном случае необходимо признать меры, направленные на повышение уровня правового воспитания населения страны. Именно указанные меры позволят гражданам осознать потребность участия при отправлении судопроизводства.

Таким образом, длительное существование института присяжных заседателей позволило создать необходимые условия для его свободного функционирования, осуществления возложенных на членов такой коллегии полномочий по обеспечению и защите прав граждан от незаконного и необоснованного привлечения их к уголовной ответственности. Однако следует признать, что указанный институт на сегодняшний день остается несовершенным, о чем свидетельствуют существующие проблемные вопросы в данной сфере, а потому институт присяжных заседателей подлежит дальнейшему реформированию.  

 

Список литературы:

1. Алейников Б.Н. К вопросу о состоянии и перспективах развития суда присяжных в России // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. №1 (37). С. 138-144.

2. Арутюнян Г.С. Суд присяжных в Российской Федерации: реальность и перспективы реформирования // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). С. 440-443.

3. Ахъядов Э.С. История развития суда с участием присяжных заседателей // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 713-714.

4. Гамидов А.М. Проблемы и перспективы развития института суда присяжных в Российской Федерации // Закон и право. 2019. №5. С. 192-198.

5. Ильюхов А.А. Становление и развитие суда присяжных заседателей в России // Труды Академии управления МВД России. 2018. №4 (48). С. 61-64.

6. Шамаев А.В. Суд присяжных в Российской Федерации: основные направления развития // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 288-290.