О некоторых новеллах правового статуса Конституционного Суда РФ в конституционных поправка 2020 года

Дата публикации: 2021-03-22 11:41:59
Статью разместил(а):
Байназарова Милана Дмитриевна

О некоторых новеллах правового статуса Конституционного Суда РФ в конституционных поправка 2020 года

About some novelties of legal status of the Constitutional Court of the Russian Federation in the 2020 сonstitutional Amendment

 

Автор: Байназарова Милана Дмитриевна

Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия.

e-mail: milanabajnazarova20@gmail.com

Baynazarova Milana Dmitrievna

Russian state University of justice, Chelyabinsk, Russia.

e-mail: milanabajnazarova20@gmail.com 

 

Аннотация: В статье анализируются положения Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» к вопросу статуса Конституционного Суда Российской Федерации. В рамках конституционной реформы 2020 года наметилась положительная тенденция совершенствования роли КС РФ в законодательном процессе Российской Федерации, однако наряду с расширением полномочий КС РФ, сокращение числа судей и ликвидации Конституционных Судов субъектов РФ могут породить, как нам кажется, некоторые проблемы, которые несомненно должны быть исследованы.

Abstract: the article analyzes the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Federal Constitutional Law on the Constitutional Court of the Russian Federation сoncerning the legal statusof the Constitutional Court of the Russian Federation. As part of the 2020 constitutional reform, there has been a positive trend towards improving the role of the Constitutional Court of the Russian Federation in the legislative process of the Russian Federation. However, along with the expansion of the powers of the Constitutional Court of the Russian Federation, the reduction in the number of judges and the liquidation of the Constitutional Courts of the constituent entities of the Russian Federation, we think, may give rise to some problems that undoubtedly should be investigated. 

Ключевые слова: Конституция РФ, Конституционный Суд РФ.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, Constitutional Court of the Russian Federation.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В условиях формирования правового государства, безусловно, растет роль и значение судебных органов, в частности Конституционного Суда РФ.

В результате осуществленных законодательных новелл первоначальная структура, состав и процедура формирования Конституционного Суда РФ претерпела существенные изменения.

Стоит отметить, что Конституционный Суд РФ ранее не осуществлял предварительный судебный контроль, в связи с поправками в Конституцию РФ 1 июля 2020 года законодатель расширил его полномочия, в частности согласно пп. «а», «в» п. 5.1 ст.125 Конституции РФ по запросу Президента РФ после окончательного одобрения законопроекта Советом Федерации РФ, Конституционный Суд проверяет конституционность законопроектов, а также принятых в установленном порядке законов до их подписания Президентом РФ. Кроме того, по запросу Президента Конституционный Суд РФ проверяет конституционность законов субъектов РФ до их обнародования главой региона.

Данное нововведение положительно скажется на правоприменительной практике, поскольку в условиях современности сочетание предварительного и последующего контроля – это действенное и перспективное направление совершенствования деятельности конституционных судов, повышения их авторитета и роли в обществе, в системе органов государственной власти.

Предварительная проверка правовых норм на соответствие Конституции РФ предполагает более ответственное отношение депутатов к процессу законотворчества, что должно привести к повышению результатов законотворческой деятельности. Считаем, что осуществляемая новая деятельность Конституционного Суда РФ преследует цель минимизировать спорные конституционные правовые вопросы до момента обращения в Суд, способствуя стабильности и устойчивости национальной правовой системы.

Учитывая тот факт, что объем работы Конституционного Суда РФ было увеличено с учетом возложения на данный судебный орган нового полномочия по осуществлению предварительного контроля стоит обратить внимание на п. 1 ст. 125 Конституции РФ.С введением новых поправок было сокращено число судей КС РФ с 19 до 11судей и данное нововведение вряд ли можно назвать удачным решением российского законодателя учитывая особую роль Конституционного Суда в делах о защиты прав и свобод граждан.

Возможна такая ситуация, что сокращение числа судей на практике может привести к созданию однополярного проправительственного судейского блока, при котором несогласные с общепринятой позицией судьи окажутся в явном меньшинстве и по этой причине не смогут эффективно отстаивать свою точку зрения.

Не учтено, как нам кажется, изменение численного состава судей Конституционного Суда, в механизме соблюдения кворума при принятии решения Конституционным Судом РФ на случай отставки одного из судей, по причине правовых коллизий между ч. 2 ст. 12 и ч. 4 ст. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Сформулированное положение «менее двух третий от общего числа судей» не было изменено на «менее восьми» полагаем, что на основании этого порождается коллизия правовых норм и теряется смысл заложенных других норм данного закона.

Для решения данной юридической коллизии следует внести изменение в ч. 2 ст. 12 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в следующей редакции: «если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, число судей окажется менее восьми, он продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи».

Угроза однополярности также подкрепляется и другой поправкой, в соответствии сост. 18 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» у Совета Федерации РФ появляется право лишать Председателя, его заместителя и судей Конституционного Суда РФ полномочий по представлению Президента. Данная поправка ставит под сомнение провозглашенный в п.1 ст. 120 Конституции РФ принцип независимости судебной власти от законодательной и исполнительной властей.

Ко всему вышесказанному, необходимо отметить внесенную поправку в п. 3 ст. 118 Конституции РФ, в соответствии с которой на сегодняшний день судебную систему РФ составляют следующие суды Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Таким образом, данная конституционная норма начала свое воплощение в реальную действительность. 

Так, 19 декабря 2020 года вступил в силу ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы», в котором в п. 6 ст. 2 говорится о ликвидации конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Региональная конституционная юстиция России берет свое начало с 1991 года (первый конституционный суд субъекта РФ появился в Дагестане), за первые 20 лет существования системы было учреждено 18 конституционных (уставных) судов, но с упразднением Уставного суда Челябинской области в 2014 году постепенно начинается ликвидация конституционных судов и на сегодняшний день в  России осталось 15 конституционных (уставных) судов, а в связи с реформированием органов конституционного правосудия, региональные конституционные суды будут упразднены до 1 января 2023 года.

В заключение необходимо отметить, что проводимые преобразование, в частности внесения поправок в главу 7 Конституцию РФ имеют положительную тенденцию в закреплении места Конституционного Суда РФ в законодательном процессе Российской Федерации, однако на данный момент с учетом расширения полномочий КС РФ, в связи сокращением числа судей и ликвидации Конституционных Судов субъектов РФбудет нарушаться принцип эффективности судебной деятельности. 

 

Литература:

Чиркин В.Е., Шульженко Ю.Л. Конституционный Суд России между прошлым и будущим // Государство и право. – 2011. – № 12. – С. 24-30.