Разграничение политики и права

Дата публикации: 2021-02-05 08:56:02
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Разграничение политики и права

Delineation of policy and law

Автор: Ефремовцева Мария Юрьевна

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия

e-mail: Mary_3@mail.ru

Efremovtseva Maria Urievna

Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia

e-mail: Mary_3@mail.ru 

Научный руководитель: Каирова Алла Игнатовна

кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия

e-mail: allakairova@mail.ru

Supervisor: Kairova Alla Ignatovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia

e-mail: allakairova@mail.ru 

 

Аннотация: Данная работа посвящена изучению вопросов взаимодействия права и политики, их различий. У данных механизмов различна направленность, источник, они различны в зависимости от деятельности субъектов, по своему содержанию, сфере деятельности, форме внешнего выражения, способам обеспечения и реализации решений.

Abstract: the paper is devoted to the study of the interaction of law and politics, their differences. These mechanisms have a different orientation, source, they are different depending on the activities of the subjects, in their content, scope of activity, form of external expression, methods of ensuring and implementing solutions.

Ключевые слова: право, политика, различия, соотношение политики и права.

Keywords: law, politics, differences, correlation of politics and law.

Тематическая рубрика: юриспруденция и право.

 

Одним из важнейших принципов правовой государственности является господство справедливых законов, то есть законов, отражающих и защищающих естественные права и свободы личности, объективные потребности общественных отношений в соответствующем правовом регулировании. Необходимым условием реализации этого принципа является оптимальное сочетание правового и политического. Практическое решение данной задачи невозможно без глубокого и всестороннего научного обоснования механизма взаимодействия права и политики.

Право является одной из важнейших категорий, характерных практически для любого государства. В свою очередь, государство представляет собой еще и организацию политической власти. Соответственно, еще одним из обязательных элементов государства является политика.

Под политикой и политической жизнью в государстве понимается способ организации управления жизнью общества, а также регламентированная деятельность соответствующих органов, в результате которых происходит формирование и закрепление правовых норм.

Политическая деятельность направлена на получение и реализацию различными способами политической власти в определённом обществе. В то время как право представляет из себя инструмент достижения всеобщего равноправия и справедливости в обеспечении различных общественных интересов во всех отраслях права.

Различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Важным различием является то, что политика исходит от общества к власти, а правотворчество – прерогатива государства, и направляются нормы права самому обществу от государства.

Правовые и политические нормы различны в зависимости от деятельности субъектов, которые устанавливают само содержание данных норм. Деятельность политики выстраивается в различных инициативных группах, социальных классах, в политических партиях, общественных объединениях, которые представляют собственную волю от имени общества, одного или нескольких социальных слоёв.

В свою очередь, право устанавливается государственной властью через систему государственных органов, но некоторые нормы могут формироваться самим обществом на референдуме, однако организатором и контролёром данных процессов является государство.

Правовые и политические нормы различны по своему содержанию. Структура политики более разнообразна. Элементы политики носят неоднозначный характер. Некоторые научные деятели считают, что политика - это лишь отношения между различными социальными классами, которые заключаются в борьбе за власть над обществом. Также существует гипотеза, согласно которой в систему политики входят классовые отношения, политические нормы, политические сообщества, политическое сознание и политические организации, каждый элемент этой системы является субъектом политики и осуществляет соответствующую деятельность.

Касаемо права, учёные в своём большинстве считают, что структура права содержит только правовые нормы. Они объясняют это тем, что именно через них власть осуществляет главную правовую идеологию. Также в нормах зафиксировано юридическое содержание всех общественных отношений, которые в совокупности должны составлять отлаженную правовую систему в интересах граждан.

У права и политики различна сфера деятельности. Политика охватывает почти все государственные и общественные сферы (например, культуру, торговлю, экономику, транспорт, экологию, искусство, медицину, энергетику, оборону). В связи с этим, вычленяется социальная политика, экономическая политика, геополитика, кадровая политика, военная политика и т.д.

Сферы политики очень объёмны, и многие учёные склоняются к тому, что право является неотъемлемым элементом сферы политики. Это объясняется тем, что практически все важнейшие политические определения, постановления, решения реализуются с помощью нормативных правовых актов. Однако есть и другая гипотеза, согласно которой у права есть собственная, отличная от политики сфера действия.

Право разрабатывает различные регулятивные средства, которые субъект права использует в своей практике для достижения своих целей. При этом существует тенденция придания политической подоплёки многим проблемам жизни, которые не являются по своей природе и сущности политическими. Как правило, это приводит к негативному итогу.

Обе сферы только пересекаются друг с другом. Такие отношения, как идеологические, организационные не осуществляются в рамках норм права. В то время как правила перехода через дорогу или правила поведения в общественных местах не несут за собой никакой политической подоплёки.

Право является закрепляющим элементом в долгосрочном политическом курсе, служит основой текущих политических направлений. С помощью права формируются такие отношения в политике, которым придаётся нормативное значение, а в качестве ценностных ориентиров выступают члены всех социальных слоёв в обществе. Власть является независимым представителем всего общества, она обеспечивает разрешение споров между сторонами. Она находит справедливый и правильный способ его разрешения и закрепляет его на законодательном уровне, а также помогает без каких-либо проблем пользоваться им.

Важным отличием политики и права считаются формы их внешнего выражения. Политические формы внешнего выражения довольно широки. Примерами могут служить выступления политиков, перетекающие в такие политически значимые действия с их стороны и со стороны оппонентов, как пикеты, митинги, демонстрации, акции протеста, уличные забастовки. Также сюда входят политические заявления, политические декларации, политические программы и политические документы, имеющие юридическую силу и возможность проведения политических изменений в обществе.

Не так широка форма выражения права. Оно характеризуется документально зафиксированными, определёнными правилами поведения для общества, а также компетенция определённых законодательных органов при непосредственной связи с государством.

Важнейшим отличием являются способы обеспечения реализации решений политики и права. Результат политический, как правило, достигается насильственным путём, через общественные движения, народное доверие и взвешенность интересов населения в его принятых решениях. Именно от этого зависит активное или неактивное задействование населения в политической жизни государства.

Говоря же о результате применения, исполнения и соблюдения правовых решений, можно сказать, что эту деятельность обеспечивает весь государственный аппарат. Происходит выделение средств на необходимые организационные мероприятия, обществу предоставляется вся информация по поводу содержания правовых норм, указывается сфера действия нормы, направленность и возможные риски несоблюдения данного правового предписания. Нормы также сопровождаются аппаратом принуждения, который применяется к правонарушителям.

Государственное принуждение к соблюдению закона является особенностью права, которая отличает его от политического социального регулятора. Важность его состоит в том, чтобы соблюсти нарушенные права определенного субъекта права, устранить насколько это возможно те последствия, которые возникли в результате нарушения его прав, наказать виновного в совершении данного правонарушения или с целью проведения профилактической работы.

Таким образом, политика и право имеют ряд существенных отличий, которые не позволяют смешивать и путать их суть и значение для общества и государства, как регуляторов общественных отношений и общественной жизни.

 

Список литературы:

1. Спесивцев Александр Сергеевич Политика и Право. Современные проблемы. – М., 2017.

2. Пряхин В.Ф. Россия в глобальной политике: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - С.108.

3. Воротников А.А. Теория государства и права: курс лекций: учебник. - М.: Инфра–М, 2013. - С.241.

4. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - М.: Инфра-М, 2015. - С. 319.