Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Соотношение политики и права: взаимосвязь и взаимозависимость

Дата публикации: 2021-02-05 11:02:27
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Соотношение политики и права: взаимосвязь и взаимозависимость

The relationship between politics and law: interrelationship and interdependence

Автор: Ефремовцева Мария Юрьевна

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.

e-mail: Mary_3@mail.ru

Efremovtseva Maria Urievna,

Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

e-mail: Mary_3@mail.ru 

Научный руководитель: Каирова Алла Игнатовна

кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.

e-mail: allakairova@mail.ru

Supervisor: Kairova Alla Ignatovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

e-mail: allakairova@mail.ru 

 

Аннотация: Данная работа посвящена изучению вопросов взаимодействия права и политики, их общих черт. Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Abstract: the paper is devoted to the study of the interaction of law and politics, their common features. Law and politics are two interrelated spheres of public life. The relationship between law and the political state is two-sided: on the one hand, the state authorizes and establishes the system of law, making it public, generally binding, universal, and its violation entails measures of state influence; but on the other hand, the state itself is supported and ensured by law.

Ключевые слова: право, политика, взаимосвязь, соотношение политики и права.

Keywords: law, politics, the relationship, the balance between politics and law.

Тематическая рубрика: юриспруденция и право.

 

Политика и право на данный момент играют огромную роль в общественно-политическом устройстве любого государства, в том числе Российской Федерации, так как являются механизмами социального регулирования. Сферы и нормы политики и права пересекаются со всеми остальными сферами жизнедеятельности общества. Политика и право способны с помощью определенного инструментария прямо повлиять на все виды социальных отношений, упорядочить их в рамках принятой системы. Эффективность этого регулирования определяется степенью использования средств политики и права, их соотношением, а также целесообразностью применения их норм. Из-за несоразмерного и неграмотного соотношения политики и права возникают нарушения в осуществлении прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Получается, что политика и право являются одними из определяющих аспектов благополучной жизни общества и каждого отдельного человека в частности.

Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь – закон):

1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства;

2) наука, изучающая юридические нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке. 

Политика и право имеют глубокие и неразрывные взаимосвязи, они тесно связаны с функционированием государства, которая определяет содержание политики, ее приоритеты и средства реализации, формирует правовую политику, обеспечивает соответствующую меру свободы своих граждан. Государство устанавливает и санкционирует право, используя для этого широкий арсенал соответствующих средств, включая и средства государственного принуждения.

Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия, демографические процессы и т.д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных, национально-культурных и т.п.) факторов объективного и субъективного порядка.

В политических и правовых системах данные факторы могут различаться в связи с национальным менталитетом и специфическими национальными ценностями, а многие вообще не действуют. Влияние некоторых факторов может нести необратимый характер, некоторыми очень трудно или даже невозможно управлять. Естественно, в первую очередь, это касается фактора климатических условий природы. Именно эти условия зачастую порождают многие причины социальных обстоятельств.

Для того, чтобы проводить воздействие на правовые и политические процессы, нужно отталкиваться от экономических и моральных потребностей человека, которые выражены в системе человеческой философии и религии. Эти понятия чётко дают определить человеческую культуру, общественный менталитет. Исходя из этого, строится некая идеология, которая направлена на достижение интересов всех социальных слоёв, групп, систем, раскрывающая то, что должно лежать в основе построения здорового общества и надлежащего функционирования всех отношений в социуме.

В политическом обществе главную роль играет господствующая идеология, которую активно внедряет верховенствующий класс в обществе, находящийся у механизма власти. Она определяет, главным образом, мотивы правовых и политических явлений, является плацдармом организованного развития права и политики как системы и регулирует их грамотное взаимодействие между собой.

Политическая идеология призвана объединять людей с разными политическими предпочтениями с целью разрешения общественных проблем, вопросов и задач. На основе этой идеологии складываются правовые и политические установки, которые охотно принимает, исполняет и соблюдает общество в целом или та часть общества (господствующий класс), которая установила данную политическую идеологию.

Также общим аспектом между политикой и правом является особенность общественной культуры, религии, философии. Эти факторы отражают общественный менталитет, манеры речи и индивидуальность в разных направлениях общественного течения жизни конкретной народности. Эта особенность является причиной независимости друг от друга правовых и политических систем. Каждый народ индивидуален в силу вышеперечисленных признаков.

Можно подумать, что все политико-правовые системы идентичны и образуют собой сообщество друг друга, учитывая их единую цель. Но важно заметить, что в любой, будь то правовой, будь то политической норме, главным элементом является содержание, а не форма. Имеется ввиду то, что и те, и другие нормы должны быть подстроены под общественный менталитет и культуру соответствующего общества. В случае, если законотворческая инициатива идёт вразрез с общественной культурой и народным духом, данные нормативные предписания рискуют не прижиться внутри общества, реализация таких норм будет крайне неэффективна для должного функционирования власти и общества, а само общество будет крайне сложно регулировать.

И право и политика являются общественными регуляторами отношений, которые регламентируют рамки разрешимых поступков через обязательные или необязательные права, а также общие для всех или для отдельной социальной группы обязанности.

Нормализация отношений в обществе выражена в воздействии на аспекты, которые определяют развитие политико-правовой системы, и в сдерживании или полном запрете на распространение каких-либо вредоносных явлений для всего социума в целом или отдельных индивидов.

Политика и право должны выполнять социальное предназначение, которое выражено в создании, формировании, реализации различных норм, направленных на осуществление контроля над жизнью общества, а также своевременные действия по контролю, за правильной реализацией диспозиций данных норм и верного их истолкования.

Между правом и политикой существует тесная связь, которая выражается в следующем:

- политика с помощью политических субъектов и участников политических процессов вырабатывает главные требования к праву, как к регулятору общественных отношений в целом и политических - в частности. Политика в лице государства участвует в законодательном процессе;

- политика, используя управленческую функцию, реализует и устанавливает ограничения на применение норм права;

- политика определяет формы и степень жесткости контроля за выполнением правовых норм;

- политика обладает возможностью поменять или отменять нормы права;

- право используется политикой в интересах легитимации власти. Оно реализует рационально-легальный тип легитимности, что является необходимым, хотя и недостаточным условием нормального функционирования политической системы общества [5].

Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формы политики. Посредством права решаются многие важные, принципиальные политические задачи, право активно способствует реализации политики, не растворяясь и не исчезая в ней.

Не все общественные отношения, регулируемые правом, имеют политический характер, например, экономические, семейные, религиозные и другие отношения. Но при их правовом регулировании проводится определенная политика государства. Если государство считает необходимым урегулировать посредством права какие-либо общественные отношения, то это означает, что государство включает их в сферу своей политики.

В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права.

Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.

Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов.

Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно-исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей.

Представляется более правильным исходить из того, что политика и право - два способа существования государственной власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Право, например, должно выступать ограничителем политики, политика, в свою очередь, является средством реализации и функционирования права [6].

Таким образом, политика и право имеют целый ряд схожих между собой свойств. Относятся к ним первоначало формирования, одинаковая итоговая цель, которая направлена на регулирование общественной стабильности, а также функционирования социума как системы.

 

Список литературы:

1. Спесивцев Александр Сергеевич Политика и Право. Современные проблемы. – М., 2017.

2. Малько А.В. Политология для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2015. - С. 217.

3. Шабуров А.С. Теория государства и права: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С. Шабуров, В.И. Шерпаев, И.В. Сошникова; [отв. за вып. В.Е. Кучинская]; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. Ч. 1. - 194 с.

. . . . . . .