Законодательные акты, регламентирующие деятельность физической культуры в высших учебных заведениях
Законодательные акты, регламентирующие деятельность физической культуры в высших учебных заведениях
Legislative acts regulating the activity of physical culture in higher educational institutions
Автор: Пиотрковский Александр Константинович
ФГАОУВО «ЮУрГУ», г. Челябинск, Россия.
e-mail: alexkonst@mail.ru
Piotrkovsky Alexander Konstantinovich
SUSU, Chelyabinsk, Russia.
e-mail: alexkonst@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассмотрены законодательные акты за последние 5 лет, которые регулируют деятельность физической культуры в высших учебных образованиях. Анализируются цели и задачи, которыми руководствуется законодатель при составлении и последующем принятии нормативно-правовых актов. Даётся оценка законодательства в области физической культуры.
Abstract: This article discusses legislative acts over the past 5 years that regulate the activities of physical education in higher education. The goals and tasks that guide the legislator in the preparation and subsequent adoption of regulatory acts are discussed. The assessment of legislation in the field of physical education is given.
Ключевые слова: физическая культура, высшее образование, нормативно-правовой акт.
Keywords: physical education, higher education, normative legal act.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
На сегодняшний день развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации уделяется огромное внимание. Ежегодно, в соответствии с проводимой государственной политикой в области развития физической культуры и спорта, на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) принимаются десятки различных нормативно-правовых актов, направленных на популяризацию спорта и привлечение граждан к занятиям спортом и лечебной физкультурой.
Не обошла данная практика и высшие учебные заведения (сокращенно именуемые «ВУЗы»). Данный факт обоснован во многом состоянием здоровья и физической подготовки современных студентов. Так, согласно статистическим данным, в настоящее время только 40% студентов относятся к основной группе здоровья и только около 5% занимаются спортом на регулярной основе. Дефицит двигательной активности студентов неминуемо влечёт нарушения в работе функциональных систем организма, что вызывает негативные отклонения в состоянии здоровья, трудноустранимые впоследствии.
Законодательство, регулирующее спортивную деятельность в высших учебных заведениях динамично, оно подвергается постоянным изменениям и дополнениям, в связи с чем ещё сравнительно недавно принятые нормативно-правовые акты стремительно утрачивают актуальность. Между тем, их рассмотрение такого законодательства имеет определённый интерес — оно позволяет определить как развитие и совершенствование самих норм права в динамике, так и рост показателей, на которые направлены подобные акты — регулярность занятий спортом и вовлеченность в спортивное движение в целом.
Между тем, вызывает определённое недоумение тот факт, что по данной теме практически невозможно найти как монографий, так и научных работ, рассматривающих современное законодательство, принятое относительно недавно (в течение последних 5 лет). В связи с этим подобное исследование, направленное на выявление новелл в законодательных актах и анализ их возможного дальнейшего развития и совершенствования имеет важное значение. Особую новизну придаёт и контекст работы — рассмотрение нормативно-правовых актов через призму высших учебных заведений и правоприменительную практику в них, так как в настоящее время именно на ВУЗЫ возлагается основной объём программ по улучшению физического состояния молодежи и формированию интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Исходя из данных положений можно выделить следующие задачи данной работы:
1. Рассмотрение основных нормативно-правовых актов, регулирующих спортивную деятельность в ВУЗах.
2. Оценка эффективности данных нормативно-правовых актов.
3. Выявление новелл в законодательстве и предложения по его дальнейшему совершенствованию.
Начать однако стоит с основополагающего акта, принятого ещё в 1990-е гг. — Федерального государственного стандарта высшего образования. Принятый в 1994 году, именно он закрепил основные положения — физическая культура является дисциплиной, в обязательном порядке преподаваемой во всех без исключения высших учебных заведениях Российской Федерации. Однако деятельность высших учебных заведений не ограничивается соблюдением лишь Федерального государственного стандарта - при разработке учебных программ по физической культуре их учебно-методические отделы должны руководствоваться как различными нормативно-правовыми актами всех уровней, так и повышением качества образования. Проанализировав принимаемые в настоящее время законодательные акты, регламентирующие деятельность физической культуры и спорта в высших учебных заведениях, мы выделили следующие основные цели, которые они преследуют:
1. Сохранение нормы обязательного физкультурного образования для студентов не менее 4 часов в неделю (больше – лучше), повышение эффективности проводимых в высших учебных заведениях обязательных занятий, увеличение числа студентов, регулярно занимающихся физкультурой и спортом.
2. Проведение просветительно-образовательной работы в образовательных организациях, направленной на пропаганду физкультуры и спорта, а также здорового образа жизни.
3. Выполнение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО – «Готов к труду и обороне) студентами учебных заведений.
4. Повышение квалификации и профессиональных навыков специалистов (преподавателей) в области физической культуры и спорта, их переподготовка с использованием современных средств и методов.
Одним из таких документов являются «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года», принятые 29 ноября 2014 года Распоряжением Правительства РФ. В настоящее время в России проживает 33 миллиона человек, в возрасте от 14 до 30 лет, из них более 7 миллионов – учащиеся высших учебных заведений[1]. Данная программа носит основополагающий характер, именно на ней базируются все нововведения в области физической культуры и спорта на федеральном уровне.
Также важную роль в спортивной и физкультурной деятельности высших учебных заведений занимает Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», принятая Постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 года. В соответствии с данной программой ведётся обеспечение учебных заведений новыми учебно-методическими и методическими материалами для занятий спортом и физкультурой, проведение различных конференций и семинаров, посвященных развитию спорта и физкультуры в высших учебных заведениях Российской Федерации. К задачам, поставленным данной программой перед высшими учебными заведениями, также относится доведение доли обучающихся и студентов дневной формы обучения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 80% к 2020 году[2]. На наш взгляд, данная программа оправдывает возложенные на неё надежды и ожидания - несмотря на то, что столь высокий показатель к настоящему времени так и не был достигнут, программа поспособствовала значительной популяризации спорта в высших учебных заведениях страны. Так в 2019 году каждый второй студент высшего учебного заведения участвовал в тех или иных конференциях или семинарах, посвященных развитию физической культуры и спорта в нашей стране[4].
В последние несколько лет на территории Российской Федерации проводится внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), который нацелен на развитие массового спорта и оздоровление нации, развитие личности как в физическом, так и в волевом аспектах, воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Высшие учебные заведения играют важную роль в реализации данного комплекса и подготовке студентов к сдаче нормативов. Так, в соответствии с «Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)", принятым Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 года, начиная с 2015 года все образовательные программы по дисциплине «Физическая культура», разрабатываемые в учебных заведениях, должны учитывать требования к уровню физической подготовленности студентов, необходимой для сдачи нормативов ГТО[3]. Также учебные заведения должны проводить спортивно-массовые мероприятия, направленные на повышение уровня физической подготовки студентов и подготовку к сдаче нормативов ГТО. Введение подготовки для сдачи норм ГТО в образовательные программы высших учебных заведений так же можно воспринять положительно, согласно статистическим данным число студентов, желающих сдать нормы ГТО, растёт год от года. Так в 2015 году прирост числа участников — студентов высших учебных заведений составил более 200%[4].
Также, говоря о нормативно-правовых актах, регулирующих студенческий спорт, нельзя не упомянуть рекомендации Министерства образования и науки, в соответствии с которыми, учреждениям, реализующим программы высшего образования, желательно участвовать в смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурной, спортивной и оздоровительной работы среди студентов высших учебных заведений. На основе этих рекомендаций также принимаются нормативно-правовые акты всех уровней, так, на сегодняшний день только в одном из субъектов РФ — Ленинградской области принято более 30 распоряжений, касающихся как организации и проведения смотров, так и подведения их итогов[5].
Подводя итоги по данной теме, можно констатировать, что в последнее десятилетие в Российской Федерации реализуются различные федеральные программы, направленные на формирование у молодежи позитивного отношения к здоровому образу жизни. Практически все такие программы так или иначе затрагивают спортивную деятельность ВУЗ’ов, так как именно они являются тем центром сосредоточения молодежи, через который легче всего реализовывать федеральные и региональные спортивные программы. Оценивая законодательство в области физической культуры и спорта, можно отметить его весьма высокий правовой уровень и прогрессивность.
В заключение хотелось бы отметить, что, разумеется, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность высших учебных заведений в сфере физкультуры и спорта, не исчерпываются федеральным уровнем. Множество актов принимаются на уровне субъектов РФ или на локальном уровне. Однако именно нормативно-правовые акты федерального уровня задают планку для формирования региональной политики в области физической культуры и спорта, а также демонстрируют то возрастающее внимание, которое уделяется спорту на государственном уровне.