Избирательное право в Российской Федерации: конституционные нормы и проблемы практики их реализации
Избирательное право в Российской Федерации: конституционные нормы и проблемы практики их реализации
Electoral law in the Russian Federation: constitutional provisions and problems of the practice of their implementation
Автор: Воронова Зоя Сергеевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.
e-mail: pavlovaz2000@mail.ru
Voronova Zoya Sergeevna,
Moscow State Humanities and Economics University, Moscow, Russia.
e-mail pavlovaz2000@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается избирательное право Российской Федерации. Обращается внимание на нормативные акты. Анализируются проблемы практики реализации норм избирательного права.
Annotation The article discusses the electoral law of the Russian Federation. Attention is drawn to the normative acts. The volume of financing of the problems of the practice of their implementation.
Ключевые слова: Избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательный кодекс.
Key words: electoral law, active and passive suffrage, electoral code.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
Российский конституционный опыт регулирования и реализации избирательных механизмов позволил выявить наиболее распространенную на современном этапе проблему – существенное несоответствие между содержанием законодательной нормы и политической практикой ее реализации. В нашей стране определенно прослеживается тенденция к сосредоточению реальной власти в руках политической элиты, что приводит к известным трудностям при выборе оптимальной избирательной системы, фактически нарушая право значительной части населения на участие в управлении государством.
Источники избирательного права образуют систему, в которую входят сразу несколько видов нормативно-правовых актов, среди которых – Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, указы Президента РФ, решения Конституционного суда РФ и нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ.
Конституция Российской Федерации в общем виде закрепляет принципы избирательного права (статья 3), определяет порядок избрания депутатов Государственной Думы (статьи 96, 97) и Президента России (статья 81).
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит общие требования к порядку организации выборов различного уровня, закрепляет основные гарантии избирательных прав граждан. Акты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о порядке выборов в данные органы власти не могут противоречить данному федеральному закону.
Основополагающее значение в системе источников избирательного права играет также совокупность федеральных законов, определяющих порядок избрания должностных лиц федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Первым и самым важным среди них является федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», далее следуют федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Принципиально важную роль в системе источников реализует Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ», который дополняется Указами Президента РФ, нормативными актами Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и решениями Конституционного Суда РФ.
Считается, что подавляющая часть источников избирательного права в Российской Федерации формирует национальное избирательное законодательство, которое регулирует общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами активного или пассивного избирательного права. Отношения, регулируемые национальным избирательным законодательством, составляют предмет избирательного права. Детальная регламентация избирательного процесса в России позволяет в короткие сроки разрешить разногласия по поводу нарушения избирательных прав граждан, прибегнув к нормам необходимого нормативного правового акта. С другой стороны, чрезмерная регламентация порождает новые проблемы, например, отсутствие структурной стройности в содержании некоторых источников избирательного права может привести к ошибочному толкованию правовой нормы или подмене правовых понятий, дестабилизируя избирательную систему в целом.
Таким образом, обширная система источников избирательного права Российской Федерации в большей степени негативным образом влияет на реализацию избирательных прав граждан и непосредственно на проведение выборов. Отсутствие единой стратегии развития избирательного законодательства порождает коллизии в праве, что является серьезным препятствием для проведения «чистого» избирательного процесса. Отсутствие кодифицированного акта – источника избирательного права делает невозможным преодоление бюрократизации выборов: наличие разветвленной системы источников избирательного права неизбежно порождает противоречие между различными правовыми нормами, так как сразу несколько равнозначных источников уполномочены регулировать однородную сферу избирательных отношений.
В разное время в Российской Федерации неоднократно поднимался вопрос о разработке Избирательного кодекса. А.Е. Любарев полагает, что концепция Избирательного кодекса – прогрессивное направление современной научной мысли; в принятии кодифицированного законодательного акта автор видит реальное средство для разрешения многочисленных противоречий, возникающих в ходе выборов из-за разрозненности источников избирательного права. С точки зрения исследователя, коллизии между федеральными законами о выборах происходят по той причине, что не решен вопрос об их приоритетности.
Литература:
Любарев А.Е. О концепции Избирательного кодекса Российской Федерации [Текст] / А.Е. Любарев // Государство и право. – 2010. - № 7. – С. 47 - 61.