Стадии совершения преступлений в уголовном законодательстве России и зарубежных стран
Стадии совершения преступлений в уголовном законодательстве России и зарубежных стран: сравнительно-правовой анализ
Stages of crimes committed in the criminal law of Russia and foreign countries: comparative-legal analysis
Автор: Захаров Андрей Андреевич
Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия.
E-mail: zah.andrey.404@gmail.com
Zakharov Andrey
Russian state University of justice, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: zah.andrey.404@gmail.com
Аннотация. В данной научной статье автором рассматриваются стадии совершения преступления в истории уголовного законодательства России и ряда зарубежных стран. Автором приводятся точки зрения отдельных авторов по исследуемому вопросу, а также показано собственное видение на проблему.
Abstract. In this scientific article, the author examines the stages of committing a crime in the history of criminal legislation in Russia and a number of foreign countries. The author presents the points of view of individual authors on the issue under study, as well as shows their own vision of the problem.
Ключевые слова: стадии преступления, приготовление к преступлению, покушение на преступление, оконченное преступление, уголовно-правовое значение, уголовный закон.
Keywords: stages of a crime, preparation for a crime, attempt to commit a crime, completed crime, criminal law significance, criminal law.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
Проблема стадий совершения преступления и их видов относится к числу важных проблем уголовного права. Осуществление задач уголовного законодательства предполагает точное определение круга преступных деяний, применение наказания только к лицам, виновным, в совершении преступлений, и назначение наказания в зависимости от характера и степени реализации преступного умысла. Решение этих задач требует рассмотрения и разрешения ряда вопросов, связанных с неоконченной преступной деятельностью, таких ее стадий, как приготовление к преступлению, покушение на преступление.
Актуальность выбранной мною темы усматривается в том, что выделять данные стадии необходимо для правильной правовой оценки совершенного преступления, его квалификации, а также для индивидуализации уголовной ответственности.
Изучение истории уголовного права и законодательства способно предостеречь от новых ошибок в применении законодательных норм. Поэтому накопленный опыт важно учитывать и современным исследователям, и законодателю, и практикующим юристам.
Характеристика любого преступления в большинстве своем опирается на исторические корни, которые его зародили в силу существовавших в прошлом объективных и субъективных причин. И чем древнее преступление, тем богаче палитра способов его совершения, разнообразнее динамика его развития от подготовки и до криминальных результатов, зрима многочисленность разноплановых лиц, совершавших подобные деяния.
Именно поэтому спорные вопросы о стадиях совершения преступления, которые требуют дальнейшего изучения и нахождения оптимальных путей решения, будут изучены в данном параграфе в историческом контексте.
Понятия «стадии совершения преступлений» УК РФ не содержит. Не было его и в законах царской России. Не сразу он нашел себе место и в законодательных правовых актах советского периода. Законы включали лишь нормы об отдельных этапах совершения преступления и разрешали вопросы, связанные с их наказуемостью.
Уголовный кодекс 1960 г., принятый 27 октября 1960 г.,15 в ст. 15, определял понятия приготовления и покушения, существенно уточнил их субъективные признаки. Приготовлением признавалось, в том числе, иное умышленное создание условий для совершения преступления, а покушением - умышленные действия, непосредственно направленные на совершение преступления. Таким образом, признавалось, что приготовление и покушение могут быть совершены только с прямым умыслом. Но по-прежнему не признавалось обязательного смягчения наказания за совершение приготовления или покушения. Ст. 16 УК содержало понятие добровольного отказа.
Ряд ученых, к примеру, Нигмадьянова С.Ф., различали стадии по субъективной стороне - как развитие преступного умысла, другие - по объективной стороне, как развитие преступного деяния. Одни ученые выделяли в качестве стадий умысел, приготовление, покушение и оконченное преступление, другие - приготовление, покушение и оконченное преступление, третьи - различали лишь покушение и оконченное преступление [4, с. 22].
Кроме того, отдельные авторы начинали рассмотрение стадий от возникновения умысла к оконченному преступлению, то есть в направлении развития преступной деятельности, другие - в обратном порядке. Не было согласия среди юристов ни в используемой терминологии, ни в определении понятий. Исследователи были единодушны лишь в одном: рассматриваемая проблема сложная, спорная и требует дальнейшего теоретического исследования.
Теперь обратимся к вопросу о стадиях совершения преступления в законодательстве некоторых зарубежных стран. Так, параграфы 22–24 Уголовного кодекса ФРГ предусматривают три стадии совершения преступления: приготовление, покушение и оконченное преступление. При этом следует отметить, что Уголовный кодекс ФРГ не содержит правовых дефиниций, определяющих приготовление к преступлению и оконченное преступление.
Согласно параграфу 22 Уголовного кодекса ФРГ, «…покушение на преступление совершается лицом, которое, согласно своему представлению о деянии, непосредственно приступает к осуществлению состава преступления» [3, с.31-39].
Приведенное определение позволяет выделить два признака покушения на преступление: 1. Непосредственное начало исполнения преступления и 2. недоведение преступления до конца по причинам, не зависящим от воли виновного. Наказание наступает за покушение на любое преступление, в то время как покушение на проступок влечет ответственность только в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части [6, с.91].
Уголовный кодекс Франции не содержит понятия «оконченное преступление», однако уголовно-правовой доктриной преступление признается оконченным с момента, когда лицо выполнило деяние, предусмотренное диспозицией статьи Особенной части.
В ст. 43 Уголовного кодекса Японии (покушение на преступление и прекращение исполнителем совершения преступления) содержатся определения покушения и добровольного отказа. Лицу, приступившему к совершению преступления, но не сумевшему довести его до конца, может быть смягчено наказание. В случае добровольного отказа от совершения преступления лицо или освобождается от наказания, или наказание смягчается.
В Общей части Уголовного кодекса Японии не содержится указаний о приготовительных действиях, равно как и в уголовных кодексах ФРГ и Франции уголовная ответственность предусмотрена в соответствующих статьях Особенной части за приготовление к тяжким преступлениям, например, за приготовление к поджогу (ст. 113), к убийству (ст. 201), к разбою (ст. 237) и ряду других [5, с.86].
Согласно ст. 23 Уголовного кодекса КНР, покушение на преступление представляет собой действия, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не доведено до конца по причинам, не зависящим от воли преступника. За покушение на преступление может быть назначено более мягкое наказание, чем за оконченное преступление, либо наказание ниже низшего предела.
В заключении следует отметить, что, на наш взгляд, отечественное уголовное законодательство более детально регламентирует стадии совершения преступлений. К числу безусловных преимуществ правовой регламентации стадий совершения преступления по Уголовному кодексу Российской Федерации следует отнести наличие дефиниций, наиболее полно раскрывающих сущность понятий «оконченное преступление», «покушение» и «приготовление к преступлению». Кроме того, сравнительно-правовой анализ института добровольного отказа от преступления также позволяет прийти к выводу, что в законодательстве обозначенных стран его содержание раскрывается несколько поверхностно, в то время как положения ст. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации достаточно подробно описывают понятие и условия добровольного отказа от преступления, а также его правовые последствия.
Список литературы:
1. Борисов А.В. О некоторых аспектах объективной стороны угона транспортного средства // Транспортное право и безопасность. – 2017. – № 4 (16). – С. 31–39.
2. Нигмадьянова С.Ф. Стадии совершения преступления в уголовном праве России: 1917-1926 гг.: автореферат дис. ...кандидата юридических наук: 12.00.08 / Рос. ун-т дружбы народов (РУДН). – М, 2007. – 22 с.
3. Уголовное право зарубежных стран: учеб. пособие / Л.С. Аистова, Д.Ю. Краев. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. – 133 с.