Развитие законодательства о помощи инвалидам и недееспособным в современный период

Дата публикации: 2020-10-13 15:13:16
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Развитие законодательства о помощи инвалидам и недееспособным в современный период

Development of legislation on assistance to the disabled and incapacitated in the modern period

 

Автор: Шахбанов Мевлют Салманович

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.

e-mail: mev.shakhbanov@mail.ru,

Shahbanov Mevlut Salmanovich

Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

e-mail: mev.shakhbanov@mail.ru

Научный руководитель: Черкашина Наталья Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.

Cherkashina Natalia Valeryevna,

PhD in law, associate Professor, Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

e-mail: natasha8181@mail.ru 

 

Аннотация: Работа посвящена изучению вопросов развития законодательства о помощи инвалидам и недееспособным в современный период, исследованы нормы о заботе об инвалидах данного периода, внимание уделено государственному призрению. 

Abstract: the work is devoted to the study of the development of legislation on assistance to the disabled and incapacitated in the modern period, the norms on the care of disabled people of this period are studied, and attention is paid to state support.

Ключевые слова: призрение, инвалид, помощь, нормы права.

Keywords: charity, disabled person, assistance, legal norms.

Тематическая рубрика: юриспруденция и право.

 

Государственно-правовые основы социальной защиты и помощи инвалидам отражались в Конституции РФ, а также в нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Российской Федерации, указах президента РФ, постановлениях и распоряжениях правительства об инвалидах, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местной власти.

Социальная защита, социальная работа с инвалидами основывается на конституционно-правовых установках и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ. Особую значимость для осуществления социальной защиты и социальной работы с инвалидами имеет статья 7 Конституции РФ, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.

В статье 39 основного закона РФ говорится о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае его болезни, инвалидности…». Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинских и других услуг и т.д. 

Реформы, проводившиеся в России в 1990-х гг., вызвали обострение социально-экономической ситуации, что заметно усилило влияние всех факторов, обуславливавших причины инвалидности. Наметилось отставание уровней доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления. Снизились возможности и системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения, менее эффективной стала охрана труда, ухудшалось состояние окружающей среды.

Ко всему перечисленному добавлялось отсутствие навыков здорового образа жизни, употребление суррогатных спиртных напитков, распространение наркомании. Все это повлияло на рост инвалидизации населения страны и обострение проблем детской инвалидизации.

В 1991–1992 гг. были зарегистрированы Российский благотворительный фонд для слепых и слабовидящих детей, ассоциация молодых инвалидов «Апрель», общественная благотворительная ассоциация «Фонд социальной помощи пенсионерам» и многие другие.

В 1991 г. было создано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Конкретной деятельностью по разработке и реализации социальной политики государства занимались профильные департаменты и управления. Основную исполнительскую и координационную роль в решении проблем инвалидности и инвалидов выполнял Департамент по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Важнейшим направлением деятельности Департамента являлась разработка основ государственной политики в области реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

В 1990-е гг. были разработаны и реализовывались федерально-комплексные программы «Социальная поддержка инвалидов», «Социальная защита инвалидов военной службы» и др.

В середине 1990-х гг. созданы детские социальные учреждения нового типа - 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В России тогда насчитывалось 342,7 тыс. детей-инвалидов. Из них 60 % - с психоневрологическими заболеваниями, 10% - с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Именно тогда была создана нормативно-правовая база, определяющая инвалидность, создана государственная служба медико-социальной экспертизы, принято Положение о порядке признания граждан инвалидами, разработаны основы формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.

После принятия закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995) появились новые благотворительные организации и фонды, призванные помогать инвалидам.

В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ. В отличие от прежнего компенсационного подхода к инвалиду, сводящегося лишь к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг, закон обосновал новую идеологию, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей и реализация гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципам и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации.

В июне 2004 г. произошла еще одна реорганизация Министерства, курирующего социальную защиту и поддержку нуждающихся. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 утверждало Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и др.

Продолжающейся рост числа инвалидов в наше время заставляет совершенствовать проводимую в отношении инвалидов политику, устранять препятствия (невежество, пренебрежение, предрассудки и др.) на пути приближения общества к нуждам инвалидов, преодолевать изоляцию данной группы населения.

На протяжении развития общества, особенно в течение последних 200 лет, отношение к инвалидам изменялось от обычного ухода за ними до создания системы учреждений для содержания и получения образования детьми-инвалидами, реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы организации инвалидов, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов, за дальнейшее развитие политики в отношении к ним.

В последние десятилетия наметилась тенденция к интеграции и включению инвалидов в нормальную жизнь общества, к признанию потенциальных возможностей инвалидов.

Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 832 в целях создания условий для формирования в стране полноценной системы комплексной реабилитации и реинтеграции в общество инвалидов утверждена целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 гг.».

В мае 2008 г. вступил в силу важнейший международный документ - Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция призывает страны к решению задач безбарьерной среды - системы физической доступности для инвалидов как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации и транспорта. Это дает возможность инвалидам вести независимый образ жизни и участвовать во всех аспектах жизни: учиться, работать, отдыхать вместе со всеми.

Международная конвенция затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы недискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, полного включения и вовлечения в общество.

Большое внимание уделяется повышению уровня доходов инвалидов и улучшению качества жизни. В течение 2009 г. рост пенсий для этой категории составила около 36 %, или 20 % сверх роста цен. Индексация социальных пенсий стартовала в апреле 2020 года, рост составил 6,1%. Пенсии по инвалидности в среднем к концу года вырастут от 270 до 770 рублей. В результате среднегодовая социальная пенсия поднимется с 9300 до 9700 рублей. Помимо пенсий инвалиды получают единовременные денежные выплаты.

В 2007-2010 гг. продолжалась реализация программы «Социальная поддержка инвалидов», приоритетным мероприятием которой было финансирование строительства и реконструкции учреждений медико-социальной экспертизы. В рамках этой программы были представлены субсидии общественным организациям инвалидов. Они направлены также на расходы, связанные с укреплением материально-технической базы самих общественных организаций, предприятий. В 2009 г. объем таких субсидий составил 1700 млн. рублей. Три общероссийские общественные организации инвалидов, объединяющие около 2 млн. людей с ограниченными возможностями, получили более 1,5 млрд. рублей в 2020 году. Всероссийскому обществу глухих выделено 157,9 миллиона рублей, Всероссийскому обществу инвалидов - 517,9 миллиона и Всероссийскому обществу слепых - 860,5 миллиона [5]. 

Среди наиболее серьезных современных проблем в области социальной защиты инвалидов выделяют неудовлетворительное состояние системы медико-социальной экспертизы и социальной реабилитации инвалидов.

Еще одна проблема в области социальной защиты инвалидов, которая решается сегодня, - устранение несовершенства организационно-финансовых механизмов предоставления инвалидам технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Следующая проблема, которая касается инвалидов и ждет своего решения, - низкий уровень их занятости и несовершенство правового регулирования этого процесса.

В целом, в настоящее время в России взят курс на переход от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1792 был создан Совет по делам инвалидов при главе государства, который призван содействовать реализации полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в России.

Основными задачами Совета являются: подготовка предложений по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов; определение способов, форм и этапов ее реализации; подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации по проблемам инвалидов и др.

Для решения возложенных на него задач Совету предоставлены широкие права. По сути дела, это было возрождение общественного органа, который уже существовал с 1996 по 2001 г. Несомненно, что определенным стимулом к принятию решения об этом послужило вступление в силу 3 мая 2008 г. важного международного документа - Конвенции ООН о правах инвалидов, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН еще 13 декабря 2006г.

В апреле 2009 г. состоялось первое заседание Совета по делам инвалидов при Президенте РФ. Здесь отмечалось, что в сентябре 2008 г. Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов. За последние годы в стране выросла в два раза пенсия по инвалидности, созданы и функционируют 221 реабилитационный центр для инвалидов и 305 центров для детей с ограниченными возможностями

В ноябре 2010 г. Правительство РФ приняло программу «Доступная среда для инвалидов».

В 2017 году Правительством России утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы. Основные направления плана мероприятий предусматривают: совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места; повышение эффективности работы органов службы занятости; создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

С 2017 года субъекты РФ приступили к реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве. В 2018 году количество субъектов, в которых реализуются такие программы, составило 80, остальные были приняты чуть позднее.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 476-ФЗ, которым установлена государственная услуга - сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации.

При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, волонтерских организаций, работодателей и наставников. На консолидацию усилий всего общества в содействии трудоустройству инвалидов направлена ведущаяся сейчас подготовка предложений по преобразованию механизма квотирования для них рабочих мест.

В рамках реализации Госпрограммы «Доступная среда» субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета на различные мероприятия, например, по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту; закупаются оборудование, инвентарь и экипировка, компьютерная и оргтехника, транспортные средства для оснащения указанных учреждений.

Из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию мероприятий региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусмотрена субсидия за счет федеральных средств на 2019 году в объеме 503 млн. рублей.

Для обеспечения инвалиду возможности избрать наиболее подходящее ему средство реабилитации с 2020 года в соответствии с поручением Президента России планируется введение еще одного механизма - электронного сертификата.

В 2018 году расширен перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается при первом обращении бессрочно, а детям – до достижения совершеннолетия. Определены случаи прохождения заочного освидетельствования. Упрощена процедура внесения изменений в программы реабилитации без пересмотра группы инвалидности или срока ее установления. Обмен документацией между медицинскими организациями и учреждениями МСЭ уже осуществляется без участия инвалидов. В дальнейшем это будет осуществляться в электронном формате.

Эти меры позволили сделать установление инвалидности более удобным для 3 млн. человек, ежегодно получающих услуги по медико-социальной экспертизе.

 

Список литературы:

1. Ковалевская Е.С. Социально-правовые гарантии инвалидов в Российской Федерации // Новый юридический вестник. - 2019. - № 1 (8). - С. 3-5.

2. Басов Н.Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 4 (19). – С. 56-69.

3. Мосин В.О. Становление и развитие учреждений для детей-инвалидов в России // Вестник ТГАСУ. – 2010. - №4. – С. 93-99.

4. Прокаева К.В. Государственно-социальная политика поддержки слабо защищенных категорий граждан в Хмао-Югре: современное состояние и перспективы совершенствования (по отдельным категориям) // ВКР, 2016. – 64с.

5. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Басов Н.Ф., под ред., Щербинина О.С., Топка Н.Б., Тимонин А.И., Смолонская А.Н., Смирнова Е.О., Смирнова Е.Е., Скрябина О.Б., Румянцев Ю.В., Петрова. – М.: КноРус, 2019. - 399 с.