Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Защита прав граждан органами прокуратуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Дата публикации: 2020-10-13 16:42:17
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Защита прав граждан органами прокуратуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства 

Protection of the rights of citizens by the prosecutor's office in the sphere of housing and communal services

Автор: Гусев Максим Александрович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ - филиал в г. Владимир, г. Владимир, Россия.

e-mail: bootwozz@mail.ru

Gusev Maxim Aleksandrovich,

Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation-branch in Vladimir, Vladimir, Russia.

e-mail: bootwozz@mail.ru 

Научный руководитель: Кудрявцев Алексей Вадимович

д.ю.н., доцент, заместитель директора филиала, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ - филиал в г. Владимир, г. Владимир, Россия.

e-mail: bootwozz@mail.ru

Kudryavtsev Alexey Vadimovich

doctor of law, associate Professor, Deputy Director of the branch, head of the Department of constitutional and municipal law of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation-branch in Vladimir, Vladimir, Russia.

e-mail: bootwozz@mail.ru 

 

Аннотация: в целях исполнения возложенной на государство задачи защиты прав и свобод человека и гражданина прокуратура наделена правозащитной функцией, которая должна реализовываться, в том числе при рассмотрении поступающих жалоб и обращений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 

Abstract: in order to fulfill the state's task of protecting human and civil rights and freedoms, the Prosecutor's office is endowed with a human rights function, which must be implemented, including when considering incoming complaints and appeals in the field of housing and communal services. 

Ключевые слова: жилищные права, прокурорский надзор, обращения граждан, прокуратура. 

Keywords: housing law, public Prosecutor's supervision of citizens ' appeals, the Prosecutor's office. 

Тематическая рубрика: юриспруденция и право.

 

Критическое состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства состоит из таких факторов как: неэффективность управления жилым фондом, изношенность основных фондов, необходимость капитального ремонта жилья и др. Данным обстоятельством обусловлено приоритетное направление для органов прокуратуры - осуществлять надзор за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере. 

Прокуратура является органом защиты и восстановления нарушенных прав и свобод граждан, данная деятельность, согласно Федерального закона от 17.09.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» является предметом надзора, что подтверждено и организационно-распорядительными документами, например Приказом от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», где установлена необходимость акцентирования внимания на защите прав, закрепленных Конституцией РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время особое внимание уделено такому направлению прокурорского надзора, как защита жилищных прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Остановлюсь на отдельных, наиболее значимых аспектах.

Во-первых, это общее состояние жилищного фонда, который ветшает и нуждается в ремонте, как следствие крайне важна реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов, целевого использования средств. Прокуратура принимает меры к устранению нарушений путем вынесения представлений, принимаются меры к устранению нарушений у регионального оператора, а также Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Во-вторых, на системной основе проверяется работа предприятий жилищно-коммунального комплекса и службы судебных приставов по взысканию дебиторской задолженности. Одной из мер укрепления состояния законности прокуратура рассматривает проверки использования организациями ЖКХ средств потребителей за коммунальные услуги.

В-третьих, важным моментом считается обоснованность установления тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги. Плата за них высока и непрерывно растет, становясь ощутимой статьей расходов. Помимо высокой стоимости, недовольство вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за услуги ЖКХ.

Проведя анализ обращений граждан в прокуратуру Гороховецкого района Владимирской области за 2016-2018гг., были выявлены следующие показатели. (Таблица 1)

Таблица 1.

Статистические данные обращения граждан в орган Прокуратуры Гороховецкого района Владимирской области за защитой прав в сфере ЖКХ

 

2016г.

2017г.

2018г.

Поступило жалоб

21

45

16

Удовлетворено

3

2

7

Большое число обращений поступает от граждан, относительно вопроса, произведенного ООО «Владимиртеплогаз» перерасчета за отопление, где по заявлениям проводится проверка. Большинство таких жалоб поступило в прокуратуру Гороховецкого района в 2017г., где граждане обращались за перерасчетом услуг отопления в летний период.

Нарушается порядок начисления платы за капитальный ремонт. Так в прокуратуру Гороховецкого района 06.03.2019г. поступило обращение по вопросу начисления взносов за капитальный ремонт. В ходе проведенной проверки установлено следующее. Собственники помещений многоквартирного дома № 58 по ул. Парковая г. Гороховец в срок до 25.03.2014 не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В связи с чем, Постановлением администрации МО г. Гороховец от 14.04.2014 № 56 по многоквартирному дому № 58 по ул. Парковая г. Гороховец был определен способ формирования фонда капитального ремонта - на счете регионального оператора. Установлено, что ТСЖ «Просвет» открыт специальный счет во Владимирском отделении ОАО «Сбербанк России» с целью формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Однако, документы, предусмотренные ч. 4 ст. 173 ЖК РФ в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» не предоставлены, что привело к незаконному перечислению взносов на капитальный ремонт на специальный счет ОАО «Сбербанк России» в период с апреля 2014 года по май 2018 года. По фактам выявленных нарушений в действиях ТСЖ «Просвет» в адрес председателя ТСЖ «Просвет» 28.02.2019 внесено представление, которое в настоящее время находится на рассмотрении.

На основании научных публикаций и отчетов проверок прокуратур Владимирской области в надзорном производстве встречаются и такие факты нарушений в сфере ЖКХ, как:

- незаконное использование бюджетных денежных средств жилищно-коммунальными хозяйствами при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

- завышенные нормативы потребления коммунальных услуг;

- платежные извещения за одни и те же услуги несколькими управляющими компаниями;

- ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления обязанностей по расселению граждан из аварийного жилья;

- невыполнение организациями ЖКХ надлежащих коммунальных услуг в соответствие со стандартами.

Для четкой организации надзора большое значение имеет информация, получаемая из различных источников. Например, информация отделов (управлений) органов внутренних дел, которая содержится в ежедневных оперативных сводках (самовольное занятие квартир либо неправомерное выселение из жилого помещения и др.); в материалах гражданских дел (выселение без предоставления другого жилого помещения либо выселение с предоставлением меньшей жилплощади, о приватизации жилого помещения и др.), где могут содержаться сведения о допущенных нарушениях норм жилищного законодательства.

При этом стоит заметить, что перечень информирования прокурора является расширенным, поэтому с учетом сложившейся на определенной территории ситуации прокурор сам может определять, как периодичность, так и объем этой информации. В связи с этим, целесообразно в каждой прокуратуре определять:

1) объемы и характеристику необходимых данных о правонарушениях в жилищной сфере с учетом особенностей региона (района, города, субъекта Федерации);

2) распространенность видов нарушений в сфере ЖКХ с учтенными данными за предшествующий период;

3) наличие или отсутствие на поднадзорной территории тех или иных органов государственного и общественного контроля;

4) периодика и способы истребования информации (месяц, квартал, полугодие, год);

5) порядок изучения, анализа и обобщения собранной информации и т.д.

Накопление определенных данных позволяет прокурору своевременно и достаточно правильно делать выводы о распространенности и характере нарушений законных прав человека в жилищной сфере, о их росте или снижении, а также определять органы контроля, которые не надлежащем образом выполняют требования закона и возложенные на них контрольные функции.

Поэтому всю поступившую в прокуратуру информацию о незаконных действиях надлежит регулярно обобщать и проводить анализ, по итогам этих обобщений следует составлять справки, подразделяя данные в них по определенным направлениям:

- нарушение прав граждан в сфере жилья;

- законность норм действующего жилищного законодательства;

- незаконность приватизации жилых помещений;

- нарушения прав граждан в долевом жилищном строительстве.

Получаемые прокурором статистические данные следует систематизировать и оценивать с учетом таких критериев, как:

- характерные черты правонарушений;

- общераспространенность правонарушений на конкретных объектах;

- социальная угроза совершенных правонарушений;

- причины и условия, побудившие к нарушению норм российского законодательства.

На основе проведенного анализа и обобщения информации о правонарушениях прокурор может более рационально и предметно планировать надзорные мероприятия текущего и перспективного характера [3].

В ходе проверки прокурорам следует выяснять исполнено ли законодательство об использовании и эксплуатации жилья и соблюдены ли жилищные льготы граждан [1].

Актуальнейшей проблемой в регионах является обеспечение законности при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. Прокурорами постоянно выявляются факты нарушений сроков выполнения мероприятий, соответствующих региональных адресных программ. Чаще всего данные мероприятия о расселении из аварийного жилья переносятся на длительные годы, вот дельных случаях в связи с нарушением обязательных технических требований - жилье не обеспечивает безопасность условий проживания переселенцев.

При этом прокурорское реагирование осуществляется преимущественно уже после нарушения закона (например, граждане заселены в жилье ненадлежащего качества или нарушены сроки по переселению граждан). В связи с этим особенно важным представляется обеспечение упреждающего характера прокурорского надзора на этом направлении. Тому служит организация своевременного поступления в органы прокуратуры и должного анализа информации о готовящихся нарушениях законодательства [4].

Положительного результата можно добиться с помощью мониторинга интернет-сайтов, которые содержат данные о размещенных заказах по приобретению и строительстве жилья для переселения граждан, заключении соответствующих муниципальных контрактов и их исполнении. Прокуроры в итоге мониторинга выявляют нарушения при осуществлении закупок квартир или работ по строительству жилья для муниципальных нужд, связанные с неправомерным заключением дополнительных соглашений по продлению сроков исполнения муниципальных контрактов, просрочек исполнения подрядчиками отдельных этапов работ. Это позволяет предотвратить незаконное заключение муниципальных контрактов, затягивание сроков переселения граждан, а также вовремя скоординировать работу органов, выполняющих данные мероприятия.

Следует организовывать обучение прокуроров по направлению - «Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и соблюдением жилищных прав граждан».

Полученные в процессе обучения данные могут быть полезны для прокуроров, это позволит дать рекомендации по организации и осуществлению надзора за законностью использования финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной сфере [2].

Таким образом, органы прокуратуры имеют огромный потенциал в решении проблем, связанных со сферой ЖКХ, при этом формы надзора применяются самые разные, как общие, предусмотренные законом и сложившиеся на основе практики, так и новые, не опробованными, при этом главным является консолидация усилий всех ответственных органов и направление их на решение конкретных задач. Кроме того, необходима строгая организация деятельности по надзору в сфере ЖКХ путем эффективного взаимодействия с государственными органами власти и местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, которая позволит обеспечить стабильность функционирования жилищно-коммунального комплекса и приведет к повышению влияния прокуратуры на состояние законности в данной сфере.

 

Список литературы:

1. Аносова М.М. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 366с.

2. Скачкова А.Е., Исламова Э.Р. Выявление нарушений и восстановление законности в жилищно-коммунальной сфере // Законность. 2014. № 5. С. 25-28. 

3. Фатыхов М.Х. Защита интересов граждан в сфере тарифообразования // Законность. 2015. № 5. С. 37-39. 

4. Черноштан Т.А. Надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Законность. 2015. № 12. С. 5-7.

 

. . . . . . .