Физическая культура и спорт как объект гражданско-правового регулирования в Российской Федерации

Дата публикации: 2020-10-05 20:32:10
Статью разместил(а):
Лобода Александра Сергеевна

Физическая культура и спорт как объект гражданско-правового регулирования в Российской Федерации

Physical culture and sport as an object of civil regulation in the Russian Federation

Автор: Ибрагимов Ислам Рафигович

ЮУРГУ, г. Челябинск, Россия

e-mail: islam_88811@mail.ru

Ibragimov Islam Rafigovic

Chelyabinsk, Russia

e-mail: islam_88811@mail.ru

 

Аннотация: На сегодняшний день физическая культура и спорт выступают неотъемлемой частью развития населения, представляя собой одно из многогранных и многоуровневых областей правового регулирования, тем самым, интегрируя с экономическими, социальными и научно-техническими процессами в государстве, и в России, в том числе. В России активно модернизируется законодательство, регулирующее отношения в сфере спорта, претерпевая на своем пути довольно частые изменения. Однако оно до сих пор не усовершенствовало правовые отношения в области профессионального спорта, что уже на сегодняшний момент создает множество нелегко разрешимых споров, и что хуже того, отсутствует четко наработанный механизм порядка их рассмотрения в соответствующих судебных органах.

Abstract: Today, physical culture and sports are an integral part of the development of the population, representing one of the multifaceted and multi-level areas of legal regulation, thereby integrating with economic, social and scientific and technical processes in the state, and in Russia, among others. In Russia, the legislation regulating relations in the field of sports is being actively modernized, undergoing quite frequent changes in its path. However, it has not yet improved the legal relationship in professional sports, which has already created many difficult disputes, and worse, there is no well-established mechanism for their review in the relevant courts.

Ключевые слова: физическая культура, гражданско-правового регулирования, объект регулирования.

Keywords: physical culture, civil regulation, object of regulation. 

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиций гуманизма наивысшей ценностью при этом признаются сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей. В соответствии со ст. 25 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-11, государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.

В настоящее время российская система права переживает новый этап своего развития. Он проявляется в том, что сложные и многослойные подходы сменили несложные и открытые решениям, функционировавшие в нормотворчестве в 90-х годах прошлого столетия. Разработка и внедрение этих новых механизмов подразумевает совершенно иной формат осознания того, что происходит в социальном организме. Таким образом, объяснимым и совершенно предсказуемым является обращение к существующим в юридической науке концепциям законодательной системы с целью их критического анализа и дальнейшей разработки.

Одной из таких концепций выступает спортивное право. Это – относительно новое и оттого нетрадиционное для российского права направление исследования и нормотворчества. На сегодняшний момент отсутствует единая точка зрения на то, что это, собственно, такое – "спортивное право". Кроме того, среди ученых и специалистов не обнаруживается даже терминологическая общность в рассматриваемом вопросе, так как и поныне правовая категоризация не существовавшей до этого дефиниции, не встретила свой конечный результат. По этой причине, каждый из исследователей предлагает свое понятие. Так, например, непосредственно "спортивное право", а также "физкультурно-спортивное законодательство", "физкультурно-спортивное право", "спортивное законодательство", "законодательство о физической культуре и спорте". [8]Однако представляется, что наиболее корректное терминологическое предпочтение может быть сформулировано только при определении предмета, метода и принципов спортивного права.

Предметом в юридической науке признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом же понимается специфический прием регулирования или регулятивного воздействия на предмет.

Однако, в предмет спортивного права ученые-правоведы обнаруживают более емкую природу. Именно она и является часто их камнем преткновения, так трактуется с разных точек зрения.

Один из исследователей, глубоко проанализировавших спортивно-правовую основу, С. В. Алексеев, определил предмет спортивного права как органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта — трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Данная формулировка, пожалуй, наиболее полно вбирает в себя всю разноплановость сущности спортивного права, ее объемность и многосоставность.

Когда речь заходит о методе правового регулирования, в правовой науке выделяют разные взгляды. Некоторые из исследователей склоняются к общеправовым методам, применяемым во всех отраслях права; другие видят межотраслевые, свойственные определенной группе отраслей, например, отраслям хозяйственно-правового комплекса; и непосредственно, отраслевые.

Вследствие того, что каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования, в юриспруденции они называются отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которые применяются в других отраслях права.

Итак, спортивное право применяет следующие отраслевые методы:

- использования средств физической культуры и спорта в создании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом развитии граждан;

- обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для всех слоев населения;

- использования физической культуры и спорта в подготовке к производственной деятельности и воинской службе, а также предупреждения деградации населения;

- обеспечения корреляции физического воспитания с другими видами развития (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

- развития самосознания граждан в поддержании своего здоровья и физической формы;

- обеспечения безопасной подготовки и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

- восстановления физической формы в результате производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе применения лечебной физической культуры;

- обеспечения должной подготовки к соревнованиям, участия в них и достижения максимально высоких спортивных результатов;

- обеспечения целенаправленности на достижение желаемого результата субъектов сферы физической культуры и спорта; и др.

Принципами права признаются основные правовые положения и источники, определяющие сущность правового регулирования. В переводе с латинского «принцип» означает «первооснову какого-либо явления», «базовое положение».

При этом, принципы права не представляют собой результат субъективного умозаключения законодателей; они представляют собой атрибуты, неотъемлемо присущие праву. Об этом четко подметил Фридрих Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории.»

Таким образом, исследователями в сфере регулирования физической культуры и спорта сформированы следующие общеправовые принципы:

- Принцип законности, в соответствии с которым, разрешено все, что не запрещено законом. Он относится к общедозволительному типу регулирования. Таким правилом, в большей части, руководствуются физкультурно-спортивные организации.

- Принцип свободной экономической деятельности. Данный принцип представлен в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Так, каждый волен свободно пользоваться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

- Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Существует расхожее мнение, что только государственное регулирование дает возможность развития рыночной экономики. Принятие новых системообразующих рыночных законов дало возможность трансформировать утратившие значимость административно-командные методы управления в экономические, финансовые и другие рычаги регулирования деятельности предприятий, большая часть из которых приобрела самостоятельное хозяйствующее функционирование.

Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ устанавливал принципы государственной политики в области физической культуры и спорта. В действующем же Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закреплены принципы законодательства о физической культуре и спорте, что еще раз подчеркивает роль указанного Федерального закона в качестве системообразующего законодательного комплекса.

Исходя из этого, нельзя не представить и специальные принципы спортивного права, регулирующие весь комплекс отношений в сфере физкультурно-спортивной и производственно-экономической деятельности. Это – прежде всего, руководящие идеи, положения, «которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в спортивном праве». Наиболее значимые из них:

1) Точное соблюдение права российских граждан на занятия физической культурой и спортом и охрану здоровья.

2) Обеспечение соответствующих условий жизни и здоровой окружающей среды, способствующих регулярным занятиям физической культурой и спортом, воспитывающих чувство собственной значимости, а также позволяющих гражданам всецело реализовать свой жизненный потенциал.

3) Обеспечение гражданам равных возможностей для занятий физкультурой и спортом независимо от их финансового благополучия.

4) Доминантность развития физической культуры и спорта среди социально незащищенных групп населения (дети из многодетных семей, дети-сироты, граждане с ограниченными физическими возможностями).

5) Контроль федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц за реализацией права граждан на занятия физической культурой, спортом и создание необходимых для этого условий.

6) Разносторонность государственного регулирования физкультурно-спортивных отношений путем сублимации экономических, организационно-административных и политических процессов, позволяющих направить мотивацию деятельности работников сферы физической культуры и спорта на достижение приоритетов отрасли.

7) Интеграция государственных органов исполнительной власти со сферой физической культуры и спорта и общественными физкультурно-спортивными образованиями и др.

Будучи юридически закрепленными, эти принципы пронизывают собой основные правовые нормы и институты спортивного права.

Сама природа спорта, по мнению Кабинета министров Совета Европы, базирующаяся на принципах честной игры и равной борьбы, подразумевает, что любое неэтичное поведение в спорте встретит мощное и эффективное противодействие.

Наиболее разумное регулирование в спорте не может обойтись без неукоснительного следования его основных принципов, что оправдывает себя как ведущий фактор, препятствующий рождению коррупции и других правонарушений в спорте. Но пожалуй, более существенной особенностью стоит выделить популяризацию спорта и усиление статуса неправительственных спортивных организаций в гражданском социуме, «развитию спорта, как средства, способствующего объединению граждан, росту их активности и укреплению здоровья, общественной и национальной интеграции».

На схожих постулатах основывает свое регулирование законодательных органов и Совет Европы, рекомендующий своим государствам-членам:

1) Разработать рациональную политику управления в спорте, включающую минимальные требования о:

- демократической структуре неправительственных спортивных организаций, основанной на прозрачном и регулярном избирательном процессе;

- профессионализме штата организации, с соответствующим кодексом этических норм и процедур для разрешения конфликтов интересов;

- прозрачной ежегодной отчетности и несения ответственности при принятии решений в финансовых операциях, свободно доступные для проверки надлежащим образом;

- справедливости в вопросах членства.

2) Обеспечить внедрение принципов рационального управления в спортивную политику и практику на государственном уровне.

3) Руководствоваться этими принципами в поддержании сотрудничества между органами государственной власти и спортивным движением.

4) Признать все государственные институты, неправительственные и другие группы, соприкасающиеся со спортом, а также разрабатывать, применять, укреплять и поддерживать инициативы, основанные на принципах хорошего управления.

5) Призвать добровольные объединения к тесному сотрудничеству с государственными органами власти для достижения и реализации приведенных принципов.

6) Создать механизмы контроля над борьбой с несоответствующим и неэтичным поведением в спорте, не исключающие и, уголовное преследование.

Помимо принципов обеспечения рационального контроля, несомненно, важный нюанс европейского спортивного права принадлежит так называемой, «честной игре» (от англ. fairplay) и «честность в управлении основными ценностями спорта», и как результат, недопущение коррупции и других злоупотреблений в спорте.

Для общественной политики государственного управления также имеют ценность следующие подходы, с успехом находящие свое применение в рамках усовершенствованной системы государственного управления в области спорта в Австралии:

– сокращение штата и модернизация структуры федерального и регионального органов исполнительной власти в области спорта;

– проведение значительной децентрализации управления спортом на уровне государства, прежде всего – путем делегирования полномочий в пользу региональных органов и придания последним большей самостоятельности;

– передача зон ответственности по государственному управлению некоторым негосударственным органам управления спортом;

– создание механизмов прозрачности и оптимизации распределения бюджета и пользование государственным имуществом в целях государственного управления спортом;

– заметное снижение выделяемых исполнительным органом в области спорта государственных услуг, кроме услуг по активизации массового спорта и создания условий для его прогрессирующего развития;

– разработка спортивными организациями федерального уровня пятилетних планов, с такими целями и мерами, чтобы национальные спортивные организации могли регулярно контролироваться и оцениваться высшим органом;

– создание условий предоставления спортивным организациям федеральных ассигнований;

– разработка программ, направленных на пропаганду движения добровольцев в области спорта.

Приведенные ожидания могут быть приведены в жизнь за счет вноса необходимых изменений в статьи 6 и 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Например, представляется возможным ввести принцип децентрализации управления спортом в пункте 3 статьи 3, а само его толкование -- в статье 2 этого Федерального закона.

Из вышеизложенного становится очевидным, что принципы спортивного права отвечают за осуществление особых регулирующих функций, оптимизируют руководящую роль правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Функции контроля сами по себе, ей свойственны, равно как и свойственны общеправовым принципам. Острая потребность и нормальное проявление правовой формы призвана к балансировке в развитии общественных отношений. Специфика принципов спортивного права, во многом, определяет и специфику его институтов и норм.

Сфера физической культуры и спорта, по мнению многих специалистов, имеет под собой твердую законодательную почву. Это подтверждается при изучении законодательной базы, регулирующей отношения со спортивным элементом, высшим юридическим актом которой выступает Конституция Российской Федерации. Ее правовая сила распространяется на участников спортивно-правовых отношений в той же степени, что и на участников любой другой отрасли права. Это обеспечено принципом законности, о котором было упомянуто ранее в этой главе.

Нельзя обойти вниманием федеральные конституционные и иные федеральные законы, указы и распоряжения главы Российской Федерации, постановления и распоряжения правительства. Естественно, что спортивно-правовая система имеет субъекты и объекты своих отношений, сопрягающихся с гражданским, трудовым, международным частным правом. Эта система отвечает перед нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативно-правовыми актами высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации. И замыкают список нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты. Безусловно, взаимодействуя с участниками иностранных организаций, спортивное законодательство подчиняется нормам международного права и международных договоров Российской Федерации.

Установление права граждан на беспрепятственные занятия спортом обеспечено Конституцией Российской Федерации, как основным правовым источником. И здесь необходимо выделить два важных момента.

Во-первых, в ч.2 ст.41 Конституции РФ провозглашено, что в России существуют и, должным образом, финансируются государственные программы развития физической культуры и спорта, способствующие охране и укреплению здоровья граждан.

Во-вторых, положение п. "е" ч.1 ст.72 Конституции РФ директирует Российскую Федерацию, совместно с ее субъектами, к регулированию общих вопросов в отношении сферы физической культуры и спорта. Разумеется, именно это и образует структуру законодательства о физкультуре и спорте. А именно, в совокупности с нормами ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающей, что по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются, в соответствии с ними, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Часть 1 указанной статьи выделяет два уровня данного законодательства:

1) Акты федерального законодателя, например, Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" - (далее Закон о спорте), а также другие федеральные законы.

2) Законодательные акты субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с указанным Законом о спорте и другими федеральными законами, образующими спортивную отрасль законодательства.

Помимо указанного Закона в систему источников, регулирующих физкультурно-спортивную деятельность, входят другие федеральные законы. Их можно дифференцировать на кодифицированные и некодифицированные (или текущие).

Многие вопросы физкультурно-спортивной деятельности регулируются отдельными нормами следующих кодифицированных федеральных законов:

• Гражданский кодекс Российской Федерации — часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ1, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ2 и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ3;

• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ4 (ст. ИЗ, 153, 351) др.

Существует достаточно широкий круг текущих федеральных законов, входящих в орбиту спортивного законодательства. Они носят комплексный характер и включают в себя нормы разных отраслей права. Эти законы, обеспечивая регулирование отношений в какой-то определенной сфере общественной жизни, в отдельных нормах затрагивают и отношения в области физической культуры и спорта.

Соловьев А.А. обнаружил некоторые упущения в частности, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ и других законодательных актах, где не определены такие существенные элементы правового регулирования, как:

- доминантность привилегий в области спорта федерального масштаба и осознание насущной необходимости спортивного развития для российского общества;

- признание необходимости внушительных инвестиций для поддержания государственного курса на спортивное развитие, вызванного общероссийским интересом;

- менеджмент в спортивной сфере должен строиться на сотрудничестве государственных, муниципальных и общественных институтов для устранения изъянов превращения российского спорта в совершенную индустрию;

- интеграция государственного контроля и саморегулирующего механизма в спортивном развитии;

- видимое разграничение сфер спорта и физической культуры.

Стоит сказать, что вышеупомянутые изъяны возникли, прежде всего, по причине отсутствия корректных дефиниций. Одним из таких примеров выступает статья 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, содержащей весьма бедный список основных терминов.

Далее, серьезной недоработкой Федерального закона в новой редакции стала крайне неглубокая детализация по следующим категориям:

- получение спортивными судьями квалификационных званий и титулов;

- подтверждение аккредитации организаций и (или) отзыва у них имеющихся позиций;

- контроль над дисциплинарной ответственностью спортсменов и обеспечения им незаинтересованного судебного, или приближенного к тому, разбирательства в соревновательном процессе.

Продолжает список недостатков нынешнего Закона о спорте отсутствие предпосылок для комплексно-программного становления детского и юношеского спорта, -- залога потенциальных побед спортивной России, -- с помощью использования новой парадигмы государственной политики и применение новых инновационных подходов в области спорта .

Отходя от федеральных нормативно-правовых актов, нельзя не упомянуть международные акты в сфере детско-юношеского спорта. Таковыми признаны Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г. и Спортивная хартия Европы 1992 г. Эти правовые акты закрепляют главные догмы развития массового спорта, и которым должны подчиняться все государства, их подписавшие. Базовые постулаты, на которые должны равняться все государства-члены, включают в себя, прежде всего, возможность занятий массовым спортом для всех слоев населения в равной степени. Во-вторых, правительства этих стран должны вести надзор над совершенствованием зоны спортивных сооружений и беспрепятственной их доступности.

Нельзя обойти стороной и вопрос выделение ассигнований из государственного бюджета на создание необходимой инфраструктуры в данной сфере, обучение штаба тренеров и судей, их подготовка в программах по обмену за рубежом. Но и это еще не все. Необходимо запустить и непрестанно контролировать деятельность спортивно-реабилитационной медицины, так как жизнь спортсменов ежеминутно подвержена риску получения травм даже во время тренировочного процесса. Особые требования должны предъявляться к подготовке и проведению соревнований. Помимо регламента, правил и положения о соревнования, которые несут в себе больше описание условий проведения состязания. Однако мало внимания они уделяют порядку допуска спортсменов к официальным соревнованиям, в который входит обязательный развернутый врачебный контроль с отслеживанием морфофункциональных характеристик возрастных особенностей. Это означает, что на каждую возрастную категорию участников соревнования допускается тот или иной объем нагрузки, с учетом еще и личных медицинских показаний.

Нарушения в таком подходе могут привести к самым неожиданным последствиям. Печальным примером в этой связи является случай в городе Владимире в ноябре 2016 года, когда 15-ти летний подросток-боксер погиб после нокдауна на соревнованиях. Следственным комитетом Российской Федерации по Владимирской области было возбуждено уголовное дело на основании части 2 статьи 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих должностных обязанностей").

Следствие установило, что несколькими днями раньше, 3 ноября, подросток прошел обычный медицинский осмотр и был допущен к соревнованиям. Но причиной летального исхода послужила серьезная травма головы, перенесенная мальчиком несколько лет назад. Двум фельдшерам, присутствующим на соревнованиях и попытавшимся оказать первую помощь, не удалось спасти жизнь подростка. Такие случаи именуются «феноменом внезапной смерти в спорте».

По словам В. Куршева, председателя медицинского комитета Федерации Профессионального Бокса России и главного врача клиники спортивной медицины, наличие всего двух фельдшеров на соревновании является крайним нарушением. По регламенту, на любое спортивное соревнование организатор должен назначить главного врача, несущего полную ответственность за медицинское обеспечение. Он проверяет наличие у спортсменов допуска к соревнованиям из медицинских учреждений, и особо важным критерием здесь выступает допуск невролога. Организатор также регламентирует наличие обязательной скорой медицинской помощи и дежурство спортивных врачей на соревновании.

Более того, согласно приказу № 134 Министерства здравоохранения от 1.03.2016 года, существует четко регламентированное прохождение углубленного медицинского обследования юных спортсменов, спортсменов высшего спортивного мастерства и т д. дважды в год. Там четко прописаны критерии допуска или недопуска, программы обследования, и порядок проведения спортивных мероприятий на территории РФ. По результатам обследования спортивный врач дает заключение о допуске. При этом во всех программах обследования спортсменов входит осмотр невролога, который тщательно изучает анамнез заболевания того или иного спортсмена.

Конвенция ООН о правах ребенка, в частности статья 3.3 и статья 24.2., декларирует приоритет здорового развития детей. Однако она не содержит механизма реализации этой основополагающей идеи. Не требуют этого и большинство национальных законов.

В связи с этим назрела острая необходимость в создании отдельного, Спортивного кодекса России, который позволит создать правовые условия для позитивного интенсивного развития профессионального, детско-юношеского и массового спорта в России. Сегодня реализуемая модель сведения всех мер государства в этой области, преимущественно к распределению денег по потребителям, по нашему глубокому убеждению, уже давно исчерпала себя.

Примерную структуру Спортивного кодекса РФ представил на рассмотрение Соловьев А.А. еще в 2009 году, в котором он подробно описал идеи, цели, круг субъектов, общую характеристику и оценку состояния правового регулирования в области спорта, а также социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации проектируемого кодекса. Двумя годами раньше, в 2007 году, был представлен Модельный закон «О профессиональном спорте», нацеленный на совершенствование имеющегося Закона о спорте, но он ограничивается общими понятиями, без спецификации для каждой страны в отдельности.

Один из ведущих специалистов в данной области Уваров В. Н. еще в 1977 году заложил основы теории и практики управления физической культурой и спортом в условиях становления рыночных отношений в странах СНГ.

Он писал, что область регулирования в спортивной сфере основывается на двух формах: государственной и общественной.

Первая представляет спортивно-физкультурную область, как развивающуюся на сугубо государственной основе. Иными словами, спортивно-правовой аппарат функционирует за счет совершения действий, вызывающих юридические последствия.

Общественная форма же сосредоточена преимущественно на деятельности внутри негосударственной спортивной организации. При этом такого рода деятельность включает и элементы государственной, при условии, если она была делегирована такой организации государственными органами. Исходя из чего, по мнению В. Н. Уварова, структура управления физической культуры и спорта характеризуется как исполнительно-распорядительная, существующая в рамках:

1) создания распоряжений и инструкций;

2) проведение мероприятий соревновательного характера;

3) разработки нормативных актов.

 

Список литературы:

1. Алексеева А.П. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: достоинства и недостатки / А.П. Алексеева // Общество и право. — 2012. — № 3 (40). — С. 271-273.

2. Журавлёв В.И. Развитие физической культуры и спорта — конституционная обязанность современного Российского государства / В.И. Журавлёв // Вестн. Сарат. гос. юрид. акад. — 2012. — № 6 (89). — С. 235-238.