Международное законодательство по правам ребёнка и опыт его реализации

Дата публикации: 2020-08-28 22:31:17
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Международное законодательство по правам ребёнка и опыт его реализации

International legislation on children's rights and experience in implementing it

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И Канта, Калининград, Россия

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: В данной статье автором сделан обзор прав ребенка в соответствии с международным правом, а именно на основе Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Обозначены основные права детей в соответствии с международным законодательством. Приведены примеры из зарубежной практики по реализации прав детей.

Annotation. In this article, the author provides an overview of the rights of the child in accordance with international law, namely, on the basis of the Declaration of the Rights of the Child and the Convention on the Rights of the Child. The basic rights of children are outlined in accordance with international law. Examples from foreign practice on the implementation of children's rights are given.

Ключевые слова: права ребенка, декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, международное законодательство по правам детей.

Keywords: children's rights, declaration of the rights of the child, convention on the rights of the child, international legislation on children's rights.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Как известно, декларации Генеральной Ассамблеи ООН не являются международными документами и не имеют общеобязательной юридической силы для государств. Тем не менее, принимая данную резолюцию, мировое сообщество выразило общие устремления государств-членов ООН по защите и охране прав и свобод ребенка.

1959 год стал годом начала международной защиты прав детей. Декларация 1959 года включила в себя следующие права:

1. Право на равенство. Каждый ребенок обладает правами вне зависимости от расы, цвета кожи, религии, языка, национального, имущественного, социального статуса. Страны-члены ООН должны обеспечить на территории своей страны соблюдение данного принципа.

2. Право на социальную защиту и развитие личности. На территории государства проживания ребенку должны быть обеспечены самые выгодные условия для развития его личности. Имеется ввиду и духовное, нравственное развитие, и психологическое, и физическое. К тому же, детям должны обеспечиваться самые благоприятные условия социальной защиты.

Детям, неполноценным в своем физическом или умственном развитии должны обеспечиваться особые условия для развития с учетом их особого состояния. Защита, и социальная в том числе, должна обеспечиваться детям в приоритетном порядке.

В первую очередь ребенок имеет право на:

- имя и гражданство;

- жить и воспитываться в семье;

- право на образование.

Ребенку должно гарантироваться бесплатное начальное образование. Образование должно способствовать общему культурному развитию детей, становлению их полноценными членами социального гражданского общества. Ответственность за образование детей возлагается на их родителей - в первую очередь, и уже затем на образовательные учреждения.

3. Право на труд. Декларация 1959 года закрепила принципы привлечения детей к труду, согласно которым, во-первых, должен быть установлен минимальный возрастной порог, до достижения которого несовершеннолетний не может быть привлечен к трудовой деятельности.

Во-вторых, должны быть установлены ограничения на выполнение определенных видов работ, которые могут причинить ущерб нравственному, умственному либо физическому развитию детей.

4. Право на защиту от жестокости и эксплуатации. При жестоком обращении с ребенком, его родители могут быть лишены своих прав на детей. При этом жестокое обращение понимается в очень широком смысле. Это и физическое насилие, и психологическое насилие, и покушение на половую неприкосновенность, и любое поведение взрослого, унижающее, оскорбляющее человеческое достоинство ребенка.

5. Воспитание в духе терпимости. Недопустимо поощрять проявления среди детей расовой, культурной, национальной или какой-либо иной нетерпимости и дискриминации. Мировому сообществу необходимо поддерживать физическое и нравственное состояние будущих поколений на должном уровне начиная с самого рождения ребенка. В Конвенцию ООН «О правах ребенка», принятую 20 ноября 1989 в Нью-Йорке, а позже и в других странах включены 54 статьи, которые достаточно полно описывают права ребенка [2]. Эти права должны распространяться абсолютно на каждого ребенка во всем мире.

Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 года делает шаг вперед по сравнению со многими действующими на сегодняшний день международно-правовыми актами. В ней права ребенка тесто связаны с правами и обязанностями его родителей и иных лиц, которые ответственны за жизнь ребенка, его развитие, защиту, и гарантирует ему право участвовать в принятии решений, которые затрагивают его настоящее и будущее.

В каждой стране существуют свои нюансы по соблюдению прав ребенка. Рассмотрим пару примеров, как на практике соблюдаются положения Декларации о правах ребенка в зарубежных странах.

К примеру, В Великобритании существует такое понятие, как «разумное наказание» (reasonable chastisement), определяющее, как родитель может дисциплинировать своего ребенка. В случае неясности этого термина или каких-либо сомнений, родитель должен обратиться за советом к специалисту.

Так, если соседям вдруг показалось, что родители слишком строги со своим ребенком, повышают на него голос или даже оставляют его дома на несколько часов без присмотра, они вполне могут пожаловаться на родителей в социальные службы. Беда в том, что сотрудники английских служб по защите прав детей, в отличие от своих коллег в странах СНГ, очень рьяно относятся к своим обязанностям. Да и законодательство в Англии по защите прав детей кардинально отличается от российского: вопросы воспитания детей здесь рассматриваются не только как внутрисемейное дело, но и как государственное.

В остальном в целом обязанности родителей по уходу за ребенком в Великобритании мало чем отличаются от требований в странах СНГ. Однако то, что В РФ прописано лишь в законодательстве, в Британии является обязательной к исполнению нормой.

В Америке существует специальная Служба Защиты Детей – Child Protective Services или сокращенно CPS. На данном этапе в Штатах практикуется система обеспечения благополучия ребенка (child welfare system). Зачастую, американские семьи знакомятся с данной системой после жалоб со стороны в полицию или в службу CPS. Например, жалоба может поступить со стороны соседей. Или, те же сотрудники школы или педиатр, обязаны сообщать в социальные службы даже о своих подозрениях. В США есть такое понятие как «жестокое обращение с ребенком» (child mistreatmen) – это действия опекуна (няня, воспитатель и др.) или родителя, которые привели к гибели ребенка, серьезным физическим или эмоциональным увечьям, эксплуатировали ребенка, а также допустили опасную ситуацию для здоровья и жизни ребенка. Даже если человек не предпринял никаких попыток для предотвращения каких-либо ситуаций, которые несут в себе опасность для ребенка, это также будет рассматриваться как жестокое обращение с ребенком.

В случае, если ребенок пострадал от постороннего человека, государственные агентства, контролирующие действия взрослых, не вмешиваются, поскольку такие преступники переходят в оборот к правоохранительным органам. В каждом штате существуют свои правила и законы по защите детей, отсюда вытекают и отличающиеся между собой методы применения таких законов. Однако любой человек, в любом штате Америки знает, что сообщать о своих подозрениях или неприятных ситуациях с детьми необходимо в полицию (чаще всего первые звонки поступают именно туда). А полиция в свою очередь уже докладывает сотрудникам службы CPS, где, каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, после чего делаются соответствующие выводы.

Соответственно можно утверждать, что в Конвенции дети представлены, как группа населения, которой необходима особая защита, создание выгодных условий для жизни и развития, а также данный правовой акт признает их самостоятельным субъектом права, это означает совокупность гражданских, политических, экономических и социальных прав, вместе с этим реализация одного права идет вместе с реализацией другого. Конвенция возводит на первое место права и интересы ребенка.