Проблемы государственной защиты свидетелей

Дата публикации: 2020-07-21 22:30:30
Статью разместил(а):
Лысенко Александр Владимирович

Проблемы государственной защиты свидетелей

Problems of state witness protection

Автор: Лысенко Александр Владимирович 

Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия

e-mail: Tsyplakov.1996@bk.ru

Lysenko Alexandr Vladimirovich

Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia

e-mail: Tsyplakov.1996@bk.ru

 

Аннотация: Автор рассматривает проблемы неэффективности расходования бюджетных средств, несовершенство законодательства, низкая продуктивность служебной деятельности должностных лиц правоохранительной системы и суда имеют широкий спектр недоработок. 

Abstract: The author examines the problems of inefficiency of budget spending, imperfect legislation, low productivity of official activities of law enforcement officials and the court have a wide range of shortcomings.

Ключевые слова: свидетель, уголовное судопроизводство, процессуальный статус.

Keywords: witness, criminal proceedings, the procedural status.

Тематическая рубрика: юриспруденция и право.

 

Реалии нашей жизни таковы, что большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, с тщательной подготовкой и ликвидацией следов противоправного деяния. Поэтому показания потерпевших и свидетелей, являющихся непосредственными очевидцами преступления, очень важны для установления истины по делу.

Однако не каждый очевидец преступления, в частности особо тяжкого, изъявляет желание дать показания. Одной из причин этого является боязнь за собственные жизнь и здоровье.

Свидетелем в соответствии с законом - является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ст. 56 УПК РФ). Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (ст. 56 АПК РФ). 

Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 (частью девятой), 186 (частью второй), 193 (частью восьмой), 241 (пунктом 4 части второй) и 278 (частью пятой) настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Поэтому очень важное значение имеет государственная защита потерпевших и свидетелей, которая представляет из себя предусмотренные Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" меры безопасности, направленные на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также меры социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

При этом меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

Суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства потерпевшего либо свидетеля (близких родственников, родственников и их близких, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевшего либо свидетеля), насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Правилами защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 134, установлен порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

К сведениям, подлежащим защите, относятся сведения об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице.
Основанием для защиты сведений является решение об осуществлении государственной защиты путем применения мер безопасности либо мер социальной поддержки, принимаемое судом (судьей), начальником органа дознания или следователем, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, и оформленное в виде мотивированного постановления (определения).

Орган, осуществляющий меры безопасности, на основании постановления (определения) о применении мер безопасности, вынесенного уполномоченным органом, принимает постановление, в котором предусматриваются меры безопасности и меры по ограничению доступа к сведениям об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля, а равно в отношении их близких, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 311 УК РФ.

Л.В. Брусницын справедливо отмечает, что в российском УПК предусмотрено лишь право ходатайствовать о применении мер безопасности, причем только среди прав потерпевшего (п. 21 ч. 2 ст. 42) и свидетеля (п. 7 ч. 4 ст. 56). Конечно, в правоприменении этот недостаток должен компенсироваться за счет ч. 3 ст. 11 УПК РФ, где говорится о применении мер безопасности и в отношении иных участников процесса, а также ч. 1 ст. 119 УПК РФ, которая гласит, что правом на заявление ходатайств о принятии процессуальных решений для "обеспечения прав и законных интересов" обладают также: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. Правда, в этой статье законодатель "забыл" указать специалиста, переводчика, понятых и участвующих в уголовном процессе педагога и психолога.

Как правило, в основном решение о защите потерпевшего либо свидетеля принимается на стадии предварительного следствия, чему непосредственно посвящена ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в соответствии с которой при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Таким образом, с каждым годом  увеличивается межгосударственное общение, упрощается визовое обеспечение, глобализация экономики усиливается влияние организованных и транснациональных преступных групп, что еще больше усугубляет проблему в сфере защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Часто свидетелями преступлений  в России становятся иностранные граждане. В соответствии с ч. 1 ст. 453 УПК РФ следователь в рамках уголовного дела при необходимости производства следственных и иных процессуальных действий на территории иностранного государства выносит запрос о правовой помощи правоохранительными органам требуемой страны.  

 

Список литературы: 

1. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: анализ УПК Белоруссии, России и Украины // Российская юстиция. 2019. N 11.

2. Уруков В.Н. К вопросу о доказательственной силе показаний анонимных свидетелей (с учетом прецедентов Европейского суда) // Российская юстиция. 2018. N 2.