Федеративное устройство Соединенных Штатов Америки

Дата публикации: 2020-07-13 17:01:17
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Федеративное устройство Соединенных Штатов Америки

Federal structure of the United States of America

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И Канта, Калининград, Россия

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается федеративное устройство Соединенных Штатов Америки. Отдельно отмечены основные особенности данного федеративного государства. Проводится сравнительно-правовой анализ между США и Российской Федерацией.

Annotation: The article deals with the Federal structure of the United States of America. The main features of this Federal state are highlighted separately. A comparative legal analysis is conducted between the United States and the Russian Federation.

Ключевые слова: Государство, федеративное устройство, Соединенные Штаты Америки.

Keywords: State, Federal structure, United States of America.

На определение территориального устройства того или иного государства влияют различные факторы. Это могут быть особенности национального состава населения, исторические традиции, социально-экономическая сущность и многое другое.

Соединенные Штаты Америки считаются первым федеративным государством, рожденным эпохой модернизации. Территория США включает в себя 50 штатов, которые являются самоуправляющимися. Эти территории имеют конституции или основные законы, принятые для них Конгрессом США.

Основной особенностью штатов выступает то, что данные государственные образования, хоть и считаются равноправными, но не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США. Однако, несмотря на это, они могут принимать свои конституции, соответствующие конституции США. Штаты также вправе издавать свои законы. Кроме того, их граждане считаются равноправными на территории всей федерации.

Следует отметить, что конституцией штатам запрещается вступать в какие-либо союзы, выпускать кредитные билеты, чеканить монету. Более того, без согласия Конгресса штаты не могут: заключать соглашения с другим штатом или каким-то иностранным государством, самим облагать пошлинами импорт и экспорт, а также содержать в мирное время войска.

Каждый штат, являясь субъектом федерации, обладает своей системой прав и судебной системой. А для граждан, проживающих в данных штатах, провозглашается двойное гражданство (союзное и штатов).

Стоит обратить внимание и на то, что структура органов штата напрямую сходна со структурой федеральных органов. За исключением одного штата, законодательные собрания – двухпалатные. Они избираются на основе прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат тоже одинаковы: сенат и палата представителей. При этом федеральный округ Колумбия обладает особым статусом. Так в чем же заключается особый статус Колумбии? Жители округа имеют право избрать трех выборщиков, которые принимают участие в выборах Президента. И также посылают в нижнюю палату Конгресса, с правом совещательного голоса, одного делегата. Однако законодательные полномочия в отношении округа все-таки принадлежат Конгрессу. Следует также добавить, что столицей США является Вашингтон, население которого прямыми выборами избирает городской совет и мэра.

В каждом штате главой исполнительной власти выступает губернатор, который избирается прямыми выборами на 2-4 года. Законы, обладающие правом отлагательного вето, передаются на подпись губернатору. Следует сказать, что губернатор, в отличие от президента США, не вправе назначать всю администрацию штата. А некоторые должностные лица избираются непосредственно гражданами штата. Однако губернатор в какой-то мере координирует их деятельность, руководя ими. Стоит также отметить, что губернаторы и другие гражданские чиновники в большинстве штатов могут быть подвергнуты импичменту.

Процесс избрания Президента США осуществляется на прямых выборах, поданные за того или иного кандидата голоса от населения, распределяются в соответствии с числом представителей от  того или иного штата в Коллегии выборщиков. Штатам и отдельным муниципалитетам, из-за отсутствия партийной дисциплины, позволительно отстаивать свою точку зрения в ходе дебатов в Конгрессе. Соблюдение этого принципа на обоих уровнях государственной власти сообща с большим количеством штатов привели к установлению в США рассредоточенной, сложной и относительно не скоординированной системы отношений между уровнями государственной власти.

Говоря о федерации США, следует отметить, что она относительно централизованная. Конституцией разграничивается сфера исключительной компетенции федерации и штатов. Каждому штату, состоящему в республиканском Союзе, США гарантирует охрану от нападений извне, а также и от внутренних насилий.

Федеральное правительство для того, чтобы повлиять на действенность в проведении своей политики на местах, широко используют практику субсидий, предусматривая строгий контроль за их применением. Выделение данных субсидий предусматривает выполнение исполнительной властью штатов и муниципалитетов определенных условий. Что в свою очередь придает отношениям между правительствами в федерации Соединенных Штатов высокую степень зависимости одного уровня государственной власти от другого.

В верхней палате органом законодательной власти на федеральном уровне является сенат. От каждого штата в сенат входят по два сенатора, избираемые прямым голосованием всех избирателей штата на шесть лет. Сенат имеет равные полномочия с Палатой представителей Конгресса США, а также располагает дополнительными полномочиями в отношении ратификации международных договоров и некоторых назначений на посты в органах исполнительной и судебной власти. Считается, что в глазах американского общества, престижность сенаторского поста сравнима с престижностью поста Президента США.

Нижняя палата, или палата представителей Конгресса США, избирается в соответствии с мажоритарной системой, где количество представителей от штата пропорционально численности населения в данном округе.

Стоит отметить, что из-за принципа разделения законодательной и исполнительной ветвей власти, для политической системы США характерен режим слабой партийной дисциплины. В результате этого, основываясь на текущей ситуации, члены, как Палаты представителей, так и Сената, могут свободно образовывать межпартийные законодательные коалиции от случая к случаю.  

Большое количество штатов делятся на графства. Отмечается, что их более 3000. Населением графств избираются советы и многие должностные лица – шерифы, которые отвечают за общественный порядок, а также прокуроры или атторнеи (представители штата), казначеи и др. Избранный совет решает главным образом вопросы местного бюджета и определяет программы развития. Необходимо также добавить, что города, вышедшие из графств, имеют свою систему самоуправления.

Что касается компетенции органов местного самоуправления в США, то к ее общим принципам относятся: принятие и исполнение местного бюджета, вопросы общественного порядка, оказание социальных услуг (муниципальное жилье, больницы, местные дороги, помощь нуждающимся), хозяйственная деятельность, контроль за местными управленческими органами, информация населения об актах федерации и штата и исполнение этих актов. Помимо административно-территориальных единиц, в США создано большое количество специальных округов. К таким относятся: школьные, экологические, противопожарные и многие другие, которые, в свою очередь, не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. Следует также сказать, что данные органы ведают только вопросами, относящимися к профилю округа.

В данной статье не будет лишним провести сравнительно-правовой анализ между рассматриваемым государством и Россией.

Итак, Российская Федерация по своему устройству является суверенным, единым государством, которое состоит из субъектов равных между собой. Это республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения.

Россия является демократическим государством, из чего следует, что единственным источником власти в нашей стране является ее многонациональный народ. Государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России [3].

Теперь перейдем к основным различиям федеративного устройства США и России. Здесь следует отметить, что оба государства многонациональны и характеризуются довольно пестрым этническим, религиозным составом населения. Стоит сказать, что этот фактор в разной степени проявился в создании федерализма России и США. Ведущую роль в построении федеративной государственности в России занял национальный принцип, хотя он дополняется и территориальным. Слияние этих двух принципов в основании выделения субъектов, национальный и территориальный, это и есть особенностью российского федерализма. В основу формирования современных федеративных отношений в России легли исторические корни, политические факторы и национально-этнические особенности. В США же все современное многонациональное население сложилось в результате добровольной или насильственной эмиграции. Индейцы, коренное население Америки, участия в федеративном строительстве не принимали. Пришлое население перемешивалось, исторических связей с той или иной территорией у него не было. Поэтому практически не имелось никакой возможности создать этно-территориальные образования.

Кроме того, следует обратить внимание на самостоятельность субъектов федерации. Штаты в США куда более самостоятельные, так как обладают своим законодательством (в том числе уголовным и т.д.). По указанному примеру субъекты Российской Федерации также обладают своей базой нормативно-правовых актов, только менее весомой, не говоря уже о вопросах налогообложения и др.

Еще одной отличительной чертой стоит назвать то, что штаты в США основаны на принципе симметричности (равные права и обязанности для штатов). У нас же в России имеет место асимметрия, например, республики обладают большими правами, нежели чем области.

Подводя итоги, следует отметить, что центральным элементом американского федерализма являются правомочия отдельных штатов, которые определяют свою собственную политическую структуру, впрочем, как и саму политику, а также воздействие на центральные (федеральные) органы государственной власти. Кроме того, при анализе американского федерализма необходимо учитывать императивный характер принципов и требований, обеспечивающих эффективное функционирование этой формы государственного строительства. К таким традиционным чертам стоит относить: безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к правовым установлениям штатов, наличие двух уровней управления, одинаковый равноправный конституционный статус субъектов Федерации, а также четкое разграничение полномочий между центром и штатами.                          

 

Список литературы :

1. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.

2. Иванян, Э.А. История США / Э.А. Иванян. – М., 2004.

3. Н.А. Антонова, Т.В. Кувырченкова, Е.А. Рязанова. Конституционное право России: уч. пособие. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», Воронеж: МОДЭК, 2016.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2010. – Т. 2: Современное государство и право.