Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

"Профессиональная" преступность сотрудников органов внутренних дел

Дата публикации: 2020-06-27 19:52:13
Статью разместил(а):
Чумачев Алексей Алексеевич

"Профессиональная" преступность сотрудников органов внутренних дел

"Professional" crime of internal affairs bodies

Автор: Чумачев Алексей Алексеевич 

Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия

e-mail:  chumachev@mail.ru

Chumachev Alexey Alekseevich

Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia

e-mail: chumachev@mail.ru 

 

Аннотация: На основе обобщения выявленных в ходе анализа научно-правовой литературы теоретических положений в работе формулируется понятие уголовных преступлений, совершаемых действующими в качестве представителей правоохранительной системы сотрудниками органов внутренних дел, обосновывается необходимость внесения изменений в действующий уголовный закон.

Abstract: The paper formulates the concept of criminal crimes committed by law enforcement officers acting as representatives of the law enforcement system, justifies the need to make changes to the current criminal law

Ключевые слова: преступность сотрудников, сотрудники органов внутренних дел.

Keywords: crime of employees, police officers.

Тематическая рубрика: юриспруденция и право.

 

В настоящее время корыстные преступления сотрудников органов внутренних дел являются одним из факторов, препятствующих успешному достижению поставленных Президентом России перед Министерством внутренних дел Российской Федерации задач по борьбе с преступностью и охране правопорядка, а также представляют собой серьезную социальную проблему, затрагивающую различные стороны жизни деятельности всего нашего общества и государства.

Коррупцию в органах внутренних дел можно определить, как массовое, системное явление, обусловленное уровнем развития российского общества и показателя коррупции в нем, выражающееся в использовании сотрудниками органов внутренних дел своего служебного положения вопреки интересам службы, наносящее урон авторитету органам внутренних дел, с целью получения выгоды материального или нематериального характера [3].

Преступления совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, крайне негативно влияют на результаты борьбы с преступностью в целом, порождают недоверие к правоохранительным органам со стороны населения, отрицательно сказываются на отношении граждан к государственной власти [2].

Доля преступлений коррупционной направленности в правоохранительных структурах остается стабильно устойчивой как в целом по Российской Федерации, так и по регионам. На основании статистических данных по Хабаровскому краю можно отметить рост преступлений коррупционной направленности, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, которые выражены в злоупотреблении служебным положением, превышении должностных полномочий, взяточничестве, вымогательстве, мошенничестве и других корыстных проявлениях.

По данным следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю, представленным на пресс-конференции посвященной борьбе с коррупцией за неполный 2014 год комитетом возбуждено 196 уголовных дел коррупционной направленности. Из них:

- 57 по ст.291 УК «Дача взятки»;

- 9 по ст. 291.1 УК «Посредничество во взяточничестве»;

- 56 по ст. 290 УК «Получение взятки»;

- 44 по ст. 292 УК «Служебный подлог»;

- 9 по ст. 159 УК «Мошенничество» и другие.

В указанный период в суд направлены дела о 54 преступлениях коррупционной направленности в отношении 19 должностных лиц УМВД России по Хабаровскому краю, большинство из которых сотрудники подразделений УГИБДД. В качестве примера приведем расследование уголовных дел в отношении шести сотрудников ГИБДД УМВД России по Хабаровску. Они обвиняются в совершении 24 преступлений (получение взятки, ч. 3 ст. 290 УК РФ). Инспекторы на Амурском мосту получали от водителей деньги за не составление протоколов об административных правонарушениях. Сумма каждой взятки выбиралась в зависимости от тяжести нарушения и составляла от 500 рублей до 30 тыс. рублей.

За 11 месяцев 2015 года в Хабаровском крае расследованы и направлены в суд 211 преступлений коррупционной направленности. Почти 84% преступлений - это преступления против государственной власти, а именно дача и получение взятки, служебный подлог, превышение полномочий, коммерческий подкуп и другие. Что касается получения взяток, так же чаще всего фигурантами оказываются сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения. Так, сотрудники ОГИБДД ОМВД РФ по Верхнебуреинскому району подозреваются в получении нескольких взяток за незаконную выдачу водительских удостоверений гражданам. На самом деле, люди водительские курсы не посещали, на занятиях не присутствовали, экзамены не сдавали. Еще одного сотрудника ДПС ГИБДД УМВД России по Хабаровску привлекли к уголовной ответственности за мошенничество в сфере страхования, он оформлял лже-ДТП (ч.3 ст. 159.5 УК РФ). В результате страховые компании были вынуждены выплатить якобы пострадавшим свыше 640 тыс. рублей [2].

Данные преступления не только существенно нарушают охраняемые законом интересы общества и государства, дискредитируют органы внутренних дел и все правоохранительные органы в целом, но и влекут за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, так или иначе оказавшихся в сфере преступного посягательства.

К сожалению, нередко коррупционные преступления в структурах органах внутренних дел совершаются при попустительстве выше стоящих должностных лиц, призванных противодействовать данному социально- правовому явлению [1]. Сотрудники полиции, наделенные знаниями законодательства Российской Федерации, обладающие властными полномочиями и имеющие в силу этого возможности применения различных мер и средств принуждения  к гражданам, представляют большую угрозу при совершение ими преступлений. Это детерминирует значительную долю латентности преступлений в сфере реализации государственной власти. От части, это связано с боязнью населения обращаться в эти же ведомства и недоверия граждан к правоохранительным органам. Свидетельством этому служат телефоны доверия. Население избегает прямых контактов с государственными властными органами и все больше прибегает к анонимным дистанционным сообщениям, что значительно затрудняет выявление и доказывание преступлений коррупционной направленности. Возрастающий нигилизм к праву и правоприменительным органам становится серьезной государственной проблемой.

Бесспорным является то, что только взаимодействие всех мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных проявлений в деятельности сотрудников органов внутренних дел, в комплексе может привести к определенным положительным результатам и позволит минимизировать коррупционные проявления. Борьба с коррупционными преступлениями не может считаться отдельным, самостоятельным узковедомственным направлением, осуществляемой одними лишь правоохранительными органами. Необходимо целенаправленно объединять усилия государственных властных структур, общественности и каждого отдельного человека, его правового и гражданского самоопределения и самовыражения. При превышении должностных полномочий, злоупотреблениях и неправомерных действиях сотрудников правоохранительных органов следует обращаться в подразделения собственной безопасности МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов Российской Федерации, в контрольно-профилактические подразделения ГИБДД МВД, МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов Российской Федерации на абонентские номера «телефонов доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России» [2].

Положительный эффект выявления, а, следовательно, и противодействия коррупционным проявлениям в органах внутренних дел дают меры, связанные:

- с использованием гражданами международной глобальной сети Интернет для опубликования материалов и доказательств о совершенных противоправных действиях сотрудниками органов внутренних дел;

- сообщением о данных фактах на сайте Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» [1];

- использованием телефонов, входящих в систему «горячей линии МВД России», для фиксации сообщений граждан о правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. В 2014 году поступило свыше 227,7 тыс. сообщений, треть которых непосредственно касалась противоправной, по мнению заявителей, деятельности сотрудников органов внутренних дел. По результатам их рассмотрения в органы предварительного расследования направлено свыше 5,8 тыс. сообщений граждан, к дисциплинарной ответственности привлечено 630 сотрудников, к уголовной – 27 [2];

- на местном уровне сообщение по горячей линии и телефонам доверия, размещенных на сайтах.

К сожалению, и здесь имеются«производственные издержки». Вместо проверки информации, гражданину предлагается явиться в ОВД, написать заявление, совершить иные дополнительные действия, объясняя это проведением необходимых оперативно-розыскных и следственных мероприятий. Вторично данный гражданин подумает, прибегать ли к услугам «горячей линии МВД России».

Пилотажный анализ статистики по коррупционным преступлениям свидетельствует о недостаточной результативности существующих уголовно-правовых средств по предупреждению коррупции в органах внутренних дел.

Законодатель медленно, но все же реагирует на данную проблему. Так, Федеральным законом от 22.07.2010 N 155-ФЗ в ст. 63 УК РФ введено новое обстоятельство, отягчающее наказание при совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ). На наш взгляд, данное обстоятельство следует изложить шире. Достаточно широкий диапазон совершения различных преступлений лицами с использованием служебного или должностного положения. Представляется соответствующим принципу справедливости изложить данное обстоятельство отягчающее наказание в следующей редакции: «о) совершение умышленного преступления лицом с использованием служебного или должностного положения.

Для снижения уровня совершения корыстных преступлений в рядах сотрудников органов внутренних дел необходимо принимать конструктивные меры по предупреждению и усилению уголовно-правовых мер противодействия коррупционным проявлениям. На данный аспект обращает внимание и Президент Российской Федерации, в публичном выступлении высказавшийся за ужесточение ответственности за коррупционные преступления в органах государственной власти. В государственной думе находится на обсуждении проект закона о более эффективном применении такой меры уголовно-правового характера как конфискация имущества (Глава 15.1 УК РФ).

Представляется своевременной мера о дополнение главы 15.1. «Конфискация имущества» перечнем преступлений, в отношение которых она должна применяться. В юридической литературе неоднократно обращалось внимание на пробельность данного института. Основные корыстные преступления против собственности, сфере экономической деятельности и сфере реализации государственной власти, совершаемые с использованием служебного положения, по неизвестной причине не вошли в перечень ст. 104.1 УК РФ [1].

Указанная уголовно-правовая норма не предусматривает конфискацию за мошенничество, кражу, присвоение или растрату, вымогательство, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий, служебный подлог, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и другие корыстные преступления. В целях оптимизации механизма противодействия коррупционным проявлениям в сфере осуществления государственной власти предлагается рассмотреть в качестве иной меры уголовно- правового характера обязательную полную конфискацию незаконно нажитого имущества или имущества в отношение которого чиновник не может объяснить законность приобретения.

Подытоживая, отметим, что изучение проблемы уголовно-правовой и криминологической борьбы с корыстными преступлениями, совершаемыми в сфере осуществления государственной власти, в частности сотрудниками органов внутренних дел, не теряет актуальности, требует дальнейшего исследования, обсуждения положительного опыта его анализа и реализации в законодательной и правоприменительной практике.

 

Список литературы: 

1. Абубакиров Ф.М. К вопросу о принципе справедливости в уголовном законодательстве // Российский судья № 5. 2015. С. 35.

2. Байрамкулов А.М. Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел за  преступления, совершаемые при исполнении служебных обязанностей: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / А.М. Байрамкулов; науч. рук. Н.А. Лопашенко. - Саратов, 2014. 30 с.

3. Занина Т.М., Позднякова Е. В. К вопросу о коррупции в органах внутренних дел // Общество и право. 2009. № 3. С. 238 - 241.

 

. . . . . . .