Проблематика правового регулирования договорных отношений в энергоснабжении
Проблематика правового регулирования договорных отношений в энергоснабжении
Problems of legal regulation of contractual relations in energy supply
Автор:
Осетрова Яна Сергеевна
Самарский государственный экономический университет, г. Самара, Россия.
e-mail: Gjvv163@gmail.com
Osetrova Yana Sergeevna
Samara state University of Economics, Samara, Russia
e-mail: Gjvv163@gmail.com
Аннотация: В статье анализируются некоторые проблемные вопросы в правовом регулировании общественных отношений в сфере электроэнергетики, исследует источники правого регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики, особенности правового положения субъектов частноправовых отношений в электроэнергетики, особенности договорного регулирования, государственного регулирования в сфере электроэнергетики.
Annotation: This article deals with some problematic issues in legal regulation of social relations in the sphere of electric power industry, explores the sources of legal regulation of social relations in the sphere of electric power industry, peculiarities of legal status of subjects of private law relations in the power industry, peculiarities of contractual regulation, state regulation in the electricity sector.
Ключевые слова: Правовое регулирование в сфере электроэнергетики; объекты электроэнергетики; государственное регулирование в сфере электроэнергетики.
Keywords: Legal regulation in the field of electric power; electric power facilities; state regulation in the field of electric power.
Тематическая рубрика: Юриспрцденция и право.
Значительная роль энергоснабжения в жизни общества предполагает развернутое и детальное правовое регулирование отношений, связанных с потреблением электрической энергии. Изучение общих проблем регулирования отношений в сфере энергетики требует комплексного исследования и анализа как отечественных, так и международных и зарубежных норм права и сложившейся в соответствующей отрасли судебной практики.
Огромное количество и низкое качество нормативных правовых актов, регулирующих отношения энергоснабжения и энергосбережения, является ярким тому подтверждением. Это существенно осложняет жизнь правоприменителю, вызывает справедливые нарекания у граждан и субъектов предпринимательской деятельности, является причиной социальных конфликтов и снижает инвестиционную привлекательность российского рынка соответствующих товаров, работ и услуг.
В правовой определенности нуждаются вопросы квалификации договорных отношений в электроэнергетики, в том числе правовое регулирование отношений между абонентом и субабонентом. Сложившиеся отношения недостаточно урегулированы действующим гражданским законодательством. В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Конструкция договора энергоснабжения не включает в себя всего комплекса отношений, возникающих в сфере электроэнергетики, ограничиваясь только отношениями сбыта электрической энергии. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В качестве потребителей выступают лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, в целях ее продажи, а также в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению.
Проблемы с заключением договора энергоснабжения у физических лиц (население) отсутствуют. Так как для них заключение договора энергоснабжения с поставщиком в письменном виде не является обязательным. Договор считается заключенным посредством совершения потребителем конклюдентных действий. В данном случае, это момент первого фактического подключения электро потребляющего оборудования в установленном порядке к присоединенной электрической сети. Сложнее обстоят дела с заключением договора энергоснабжения у потребителей — юридических лиц. Заключение договора энергоснабжения в письменном виде для таких потребителей является обязательным согласно пункту 33 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 (далее — Основные положения).
Заключение письменного договора в современном мире возможно в любой форме, например направления путем обмена письмами, телеграммами, а так же электронными документами, в соответствии со статьей 434 гражданского кодекса РФ. Однако заключение письменного договора энергоснабжения для юридических лиц является обязательным. Юридические лица свободны в выборе поставщика электроэнергии и могут заключать договор энергоснабжения как с независимыми энергосбытовыми организациями, так и с гарантирующими поставщиками. При этом необходимо помнить, что в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Для обеспечения гарантированно бесперебойного и надежного электроснабжения потребителей существует гарантирующий поставщик электроэнергии.
Гарантирующий поставщик — это участник оптового и розничного рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах зоны его деятельности. По договорам энергоснабжения, которые заключаются с гарантирующими поставщиками электроэнергии есть существенные особенности. Так, договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным. Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Таким образом, гарантирующий поставщик не вправе отказать в заключении договора никому, кто к нему обратится. Договор энергоснабжения может быть заключен непосредственно на всех этапах подключения энергоснабжения.
Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения начинается с указанных в договоре даты и времени, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства потребителя. Так же, законодательно предусмотрена возможность заключения договора с гарантирующим поставщиком на стадии незавершенного технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Стоит отметить, что заключение договора энергоснабжения в условиях незавершенного технологического присоединения является для потребителя менее рискованным способом оформления договорных отношений, который позволяет минимизировать риски бездоговорного потребления электроэнергии. В этом случае, дата начала исполнения договорных обязательств будет начинаться с даты подписания потребителем и сетевой организацией акта о технологическом присоединении.
Дата заключения договора является существенным условием. Это означает, что если стороны не достигнут соглашения относительно даты, то для потребителя наступают последствия бездоговорного потребления. Гарантирующий поставщик может не согласиться с датой начала исполнения договора, которую потребитель указал в заявке на его заключение. При этом, гарантирующий поставщик вправе сослаться на публичность договора энергоснабжения и на условия статьи 433 Гражданского кодекса РФ.
На данном этапе возникают противоречия у сторон. В данных правоотношениях потребитель выступает слабой стороной. Гарантирующий поставщик, которые является субъектом электроэнергетики не соглашается с принятием даты заключения договора с момента получения безапелляционного акцепта на оферту договора. Условие о дате заключения договора энергоснабжения согласно статье 433 Гражданского кодекса не противоречит нормам гражданского законодательства, но несопоставимо нормам в области электроэнергетики.
В свою очередь гарантирующий поставщик оставляет без внимания нормы специального законодательства и включает в свой договор формулировку о том, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. В большинстве случаев данная дата не совпадает с той датой, с которой потребитель хотел заключить договор. Потребитель продолжает использовать электрическую энергию без урегулирования договорных отношений с поставщиком, выступая при этом бездоговорным потребителем электроэнергии.
Потребление электроэнергии в отсутствие договора, либо потребление до даты начала исполнения договорных отношений, которая указана в самом договоре, является бездоговорным. Последствия бездоговорного потребления для потребителя может обернуться большими финансовыми потерями, так как в случае обнаружения бездоговорного потребления сетевые организации рассчитывают стоимость электроэнергии по формуле, а именно по максимальной мощности пропускной способности кабеля. Как правило, размер стоимости электроэнергии, подлежащей оплате, в 700 раз превышает стоимость фактического потребления.
Но иногда бывают случаи, когда технологическое присоединение состоялось, а договор не заключен в силу необходимости времени на согласование условий договора у двух организаций: потребителя и гарантирующего поставщика. Согласно статье 445 Гражданского кодекса РФ у лица, для которого заключение договора обязательно, срок рассмотрения оферты договора (протокола разногласий) составляет 30 дней. Это означает, что даже если потребитель заблаговременно направит заявку на заключение договора, в силу определенных обстоятельств может необоснованно понести ответственность за бездоговорное потребление. Также это касается случаев, когда происходит смена собственника энергообъекта. К примеру, когда юридическое лицо приобретает недвижимость (строение, здание, завод т.п.), для него все права и бремя расходов начинаются с даты передачи недвижимости. Но для третьих лиц, согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента такой регистрации. Таким образом, пока не произойдет государственная регистрация договора купли-продажи энергообъекта, заключение договора энергоснабжения с новым собственником для гарантирующего поставщика не носит обязательный и легитимный характер.
Исходя из смысла абзаца 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 12 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» своевременное направление потребителем заявления о намерении заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и продолжение энергоснабжения объектов после получения такого заявления являются правоотношениями Сторон. И такие правоотношения необходимо квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения. Такая квалификация правоотношений сторон не нарушает интересов гарантирующего поставщика, так как он имеет право требования к потребителю оплаты электрической энергии, объем которой зафиксирован допущенными в эксплуатацию приборами учета.
Согласно анализу судебной практики профессиональные субъекты электроэнергетики, осведомленные о наличии надлежащего технологического присоединения, так и о положении дел с оформлением вещных ограниченных прав на имущество (когда фактически изменяется лишь сторона в договоре энергоснабжения), используют провокационные способы возникновения у потребителя бездоговорного потребления электроэнергии. Так как в этом случае профессиональные субъекты электроэнергетики могут извлечь маржинальный доход. При этом при бездоговорном потреблении электроэнергии действия потребителя направлены на получение ресурса без соответствующего разрешения собственника (поставщика) в отсутствие заключенного договора энергоснабжения и, как правило, связаны с самовольным подключением энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства.
Квалификация потребления электроэнергии в качестве бездоговорного должна быть только в случае безусловного доказанного действия (бездействия) потребителя, которые явно направлены на уклонение от совершения обязательных действий, то есть заключения договора энергоснабжения. Поэтому возникает правовая коллизия определения даты начала исполнения договора энергоснабжения. А именно, противоречие норм специального и общего законодательства, которое выражается в отсутствии четкого определения алгоритма определения даты начала исполнения обязательств. Такое положение дел дискриминирует права потребителей на бесперебойного и качественного энергоснабжения, гарантирующий поставщик выступаю в данных отношением преимущественного стороной, так как понуждает заключать потребителя договор на невыгодных для него условиях.
На основании вышесказанного, законодателю необходимо устранить столь важный конфликт интересов путем приведения общего и специального законодательства к единообразию. То есть на законодательном уровни определить четкий порядок начала исполнения договора энергоснабжения, а так же дату с которого наступает момент бесперебойного энергоснабжения потребителя. В данных отношениях потребитель с даты, оговоренной при заключении договора на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком, будет уверен в своей добросовестности в данных отношениях.
Список литературы:
1. Правовое регулирование энергоснабжения: учеб. Пособие / В.П. Камышанский, А.С. Шеховцова, Г.А. Мантул.- КубГАУ,2019, ст. 100.
2. Пронина Е.В. Проблематика правового регулирования заключения договора энергоснабжения [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 1