Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Объективная сторона массовых беспорядков

Дата публикации: 2020-06-23 20:48:48
Статью разместил(а):
Савушкин Никита Дмитриевич

Объективная сторона массовых беспорядков

The objective side of riots

 

Автор: Савушкин Никита Дмитриевич

Институт Права Волгоградского Государственного Университета, Волгоград, Россия.

e-mail: scald94nick@mail.ru

Savushkin Nikita Dmitrievich

Institute of Law of Volgograd State University, Volgograd, Russia.

e-mail: scald94nick@mail.ru 

 

Аннотация: В статье даётся уголовно-правовая характеристика объективной стороны преступления, предусмотренного ст.212 УК РФ (массовые беспорядки), анализируются позиции учёных об элементах объективной стороны массовых беспорядков, рассматриваются такие понятия как «массовость» и «беспорядки» с различных точек зрения.

Abstract: The article gives a criminal legal description of the objective side of the crime under the article 212 of the Russian Federation Criminal Code (riots), analyses the positions of scientists on the elements of the objective side of riots, examines conceptions «mass» and «riots» from various points of view. 

Ключевые слова: массовые беспорядки, организация массовых беспорядков, участие в массовых беспорядках, вовлечение в массовые беспорядки, призывы к массовым беспорядкам.

Keywords: riots, riot organization, participation in riots, involvement in riots, riot calls.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Массовые беспорядки – весьма распространённое социальное явление, свойственное периодам политической нестабильности и являющееся частым атрибутом борьбы политических сил. К сожалению, столь опасное явление, нарушающее общественных порядок и сопровождающееся уничтожением имущества и причинением вреда жизни и здоровью граждан, проявляет себя и в России.

За примерами ходить далеко не надо – летом 2019 года массовые беспорядки, осуществляющиеся по различным причинам, прошли в Москве, Екатеринбурге и ещё в ряде городов Российской Федерации.

Высокая степень общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ определяется целым рядом обстоятельств. Среди них:

- наличие больших людских масс, трудно поддающихся внешнему контролю, что в последствии порождает социальную напряжённость как в пределах одного региона, так и на территории всей страны;

- стихийность, непредсказуемость и хаотичность поведения толпы, зачастую сопряжённого с уничтожением и повреждением имущества, причинением вреда жизни и здоровью значительному числу лиц;

- дезорганизация органов власти, транспортной системы, а также иных систем, обеспечивающих нормальное функционирование общества и государства;

- тенденция массовых беспорядков к росту в условиях экономической, политической или социальной нестабильности.

Квалификация массовых беспорядков нередко вызывает трудности у правоприменителя, что в последствии приводит к недостаточной эффективности противодействия данному преступлению. В особенности трудности вызывает определение объекта и объективной стороны массовых беспорядков.

Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны общественной безопасности.

Родовой, видовой и непосредственный объекты массовых беспорядков совпадают. Таковыми считаются общественные отношения, складывающиеся из необходимости защиты общей безопасности.

Дополнительными объектами массовых беспорядков выступают: жизнь, здоровье, честь и достоинство личности, половая неприкосновенность и половая свобода личности, собственность, общественный порядок, общественная нравственность, порядок управления и основы конституционного строя.

Наряду с объектом преступления в решении вопроса о квалификации массовых беспорядков чрезвычайно важное значение имеет также объективная сторона как обязательный элемент любого состава преступления, ибо без объективной стороны, характеризующей внешнюю сторону преступного деяния, отсутствует и состав преступления.

В соответствии со ст. 212 УК РФ объективная сторона массовых беспорядков включает в себя такие деяния как:

- организация массовых беспорядков (ч.1)

- склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступления (ч.1.1)

 -участие в массовых беспорядках (ч.2)

- призывы к массовым беспорядках, а равно призывы к насилию над гражданами (ч.3)

- прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них (ч.4)

Анализ ч.1 ст. 212 УК РФ, предусматривающей ответственность за массовые беспорядки, позволяет выделить непременные признаки данного преступления, характеризующие его объективную сторону: массовость, беспорядки, а также элементы, повышающие общественную опасность деяния: насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказание вооружённого сопротивления представителю власти.

Начнём с массовости. Для более точного понимания понятия «массовость» относительно преступления, предусмотренного ст.212 УК РФ следует рассмотреть различные точки зрения. В более ранний период весьма популярным было мнение о том, что понятие «массовые беспорядки» чересчур неопределённое, и следует заменить его понятием «гражданские беспорядки». [1]

Данный подход кажется необоснованным, поскольку использование термина «гражданские» значительно сужает круг субъектов преступления и игнорирует тот факт, что совершать данное преступления могут не только граждане РФ. Понятие массовости, если рассматривать его в том смысле, в каком его понимают специалисты-филологи, означает действие, совершённое большим количеством людей. [2]

Другая точка зрения рассматривает понятие массовости в контексте участия в мероприятии широких народных масс, большого количества людей. Есть и другое значение – событие, касающееся большого количества людей. [3]

Анализ данный точек зрения говорит о единообразном понимании термина «массовый», признавая большое количество людей как на неотъемлемый атрибут массовости.

Говоря о массовости Р.А, Халиев утверждает, что беспорядки становятся массовыми в тот момент, когда «толпа становится хозяином положения, в результате чего деятельность органов власти парализована и для восстановления порядка возникает необходимость обратиться к чрезвычайным мерам». [4]

А.Соловьёв рассматривая признак массовости говорит о том, что «количество людей для наличия данного признака объективной стороны должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать массовое мероприятие, нарушить работу различных учреждений и организаций, контролировать положение на определённой значительной территории». [5]

Беспорядки, если воспринимать данный термин максимально буквально, означает отсутствие порядка, то есть состояние государства и общества, при котором отсутствует систематизированность, организованность и безопасность. Из самой сущности беспорядков следует, что данное деяние осуществляется исключительно путём активных действий, направленных на нарушение общественного порядка.

Далее следует рассмотреть изложенные в диспозиции ст. 212 УК РФ признаки, массовых беспорядков, повышающие их общественную опасность.

Осуществляемое при массовых беспорядках насилие может иметь различные формы. Физическое насилие включает в себя ряд деяний, различных по степени общественной опасности и может выражается в нанесении побоев (ст.116 УК РФ), причинении вреда здоровью различной степени тяжести (ст. 111, 112, 115 УК РФ), а также в причинении смерти (ст.105 УК РФ). Что касается насилия психологического, то к подобным деяниям следует отнести угрозу убийством или причинением вреда здоровью. [6]    

Погром представляет собой повреждение, разрушение или уничтожение сооружений и предметов движимого и недвижимого имущества.

Поджог следует рассматривать как исключительно умышленные действия, направленные на возгорание зданий, сооружений, предметов имущества, природных объектов. При этом наступление или отсутствие последствий в виде повреждения или уничтожения объектов на квалификацию деяния влияния не оказывает.

Уничтожение имущества представляет собой действия, направленные на приведение объектов в состояние, при котором оно утрачивает свои непосредственные функции и пи этом восстановлению не поддаётся.

Следующим признаком выступает применение оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих.

Под применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих понимается использование оных для поражения живой силы или материальных объектов, а равно угрозы их использования.

Законодательное определение оружия содержится в ст.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. 150-ФЗ «Об оружии». В соответствии с данным определение оружие представляет собой устройство или предмет, конструктивно, предназначенный для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2019 года № 15 взрывчатые устройства представляют собой промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.

Под взрывными веществами понимаются химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешний воздействий к взрыву. К таковым относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п.

Под отравляющими веществами следует понимать химические соединения, предназначенные для поражения живой силы и вызывающие негативное влияние или смерть, попадая в организм.

Оказание вооружённого сопротивления представителю власти представляет собой активное воспрепятствование выполнению представителем власти должностных обязанностей по охране общественной безопасности и общественного порядка. Совершается данное деяние путём применения оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств и отравляющих веществ или путём угрозы их применения.

Представителями власти выступают должностные лица правоохранительных и контролирующих органов и иные должностные лица. Должностными лицами правоохранительных органов выступают сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, Следственного комитета, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Росгвардии.

К должностным лицам контролирующих органов относятся: сотрудники Федеральной Налоговой службы, органов санитарно-эпидемиологического надзора и др.

Выполняющие функции власти должностные лица органов местного самоуправления относятся к разряду иных должностных лиц.

Теперь пришло время обсудить конкретные действия, составляющие объективную сторону массовых беспорядков.

Под организацией массовый беспорядков следует понимать планирование, подготовка и обучение потенциальных участников, руководство действиями людских масс и направление их на совершение насилия, погромов, поджогов, уничтожение имущества, применение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, отравляющих веществ, а также на оказание вооружённого сопротивления представителям власти.

По мнению некоторых исследователей непосредственное участие организатора или руководителя не является обязательным признаком организации массовых беспорядков или руководства толпой при осуществлении массовых беспорядков. [7]

Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение действий, предусмотренных частью 1 ст. 212 УК РФ представляет собой умышленные действия, целью которых является вовлечение лица в совершение массовых беспорядков. Способы вовлечения включают в себя уговоры, подкуп, предложения, просьбы, убеждение, а также угрозы как лично, так и при помощи размещения соответствующих материалов в сети интернет и через иные средства массовой информации.

Участие в массовых беспорядках – умышленное, непосредственное совершение действий, предусмотренных ч.1 ст. 212 УК РФ т.е. погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения оружия и т.д.

Призывы к массовым беспорядкам представляют собой публичные обращения, в том числе используя средства массовой информации, которые объективно способны возбудить общественное негодование и создать ситуацию, при которой значительные группы лиц совершают погромы, поджоги, осуществляют насилие над гражданами, применяют оружие и оказывают вооружённое сопротивление представителям власти.  

Призывы может иметь как устную, так и письменную форму. Устная форма предполагает публичное выступление непосредственно или с применением телевидения, радио или сети интернет.

В письменной форме призывы могут распространяться в виде листовок, плакатов, транспарантов, статей в сети интернет и других типов агитационных материалов.

Для квалификации подобных обращений как призывов к массовым беспорядкам необходимо, чтобы речи были направлены на вовлечение людских масс в участие в совершении деяний, предусмотренных ст. 212.

Не являются призывами к массовым беспорядкам публичные обращения, направленные на гражданское неповиновение.

Прохождение лицом обучения в целях организации массовых беспорядков либо участия в них обладает признаком заведомости, то есть лицо осознаёт, что проходит обучение, направленное на осуществление массовых беспорядков. Такое обучение предполагает:

- приобретение знаний, практических умений и навыков занятий по физической и психологической подготовке;

- изучение способов организации массовых беспорядков;

- изучение правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми и отравляющими веществами, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих.

 

Список литературы:

1. Демидов Ю. Гражданские беспорядки: современность и история вопроса // Российская юстиция. 1994. №12. С.41.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведов. М., 2003. С.344.

3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и ре. С.А.Кузнецов. СП., 2000. С.523.

4. Халиев Р.А. Уголовно-правовая характеристика массовых беспорядков // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. №2. С.42.

5. Соловьёв А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. 200. №7. С.48.

6. Багмет А.М., Розовская Т.И. Насилие как конструктивный признак объективной стороны преступления, предусмотренного ст.212 УК РФ // Российский следователь. 2014. №24. С.21-25.

7. Багмет А.М. Массовые беспорядки как уголовно-правовое понятие // Власть и управление на Востоке России. 2012. №3. С.124-128.

 

. . . . . . .