Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Влияние государственного аппарата на становление и развитие ханафитского мазхаба

Дата публикации: 2020-06-09 15:47:42
Статью разместил(а):
Надеждин Александр Владимирович

Влияние государственного аппарата на становление и развитие ханафитского мазхаба

Influence of the state apparatus on the formation and development of the Hanafi madhhab

Авторы:

Петренко Николай Иванович

доктор юридических наук, профессор, Чебоксарский кооперативный институт, г. Чебоксары, Россия.

e-mail: pr.petrenko@mail.ru

Petrenko Nikolai Ivanovich,

Doctor of Law, Professor, Cheboksary Cooperative Institute, Cheboksary, Russia.

e-mail: pr.petrenko@mail.ru

Надеждин Александр Владимирович

Межрегиональный открытый социальный институт, г. Йошкар-Ола, Россия.

e-mail: amin066@mail.ru 

Nadezhdin Alexander Vladimirovich

Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola, Russia.

e-mail: amin066@mail.ru

Аннотация: Данная статья раскрывает вопрос о влиянии государства и его институтов на становление и развитие ханафитского мазхаба – одной из четырёх основных правовых школ в суннитской ветви ислама. Целью статьи является раскрытие с помощью различных методов (в том числе, сравнительного исследования) различных теорий в аспекте обозначенной проблематики. Особенность статьи – иллюстрация отдельных тезисов исследования на актуальных примерах судебной практики государств, в которых ханафитский мазхаб является преобладающим.    

Abstract: This article discusses the influence of the state and its institutions on the formation and development of the Hanafi madhhab, one of the four main legal schools in the Sunni branch of Islam. The purpose of the article is to reveal various theories in the aspect of the identified problem using various methods (including comparative research). The special feature of the article is an illustration of certain research theses based on actual examples of judicial practice of States in which the Hanafi madhhab is predominant.

Ключевые слова: Абу Ханифа, ханафитский мазхаб, мусульманское право.

Keywords: Abu Hanifa, Hanafi madhhab, Muslim law.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

За всю историю развития мусульманской юриспруденции появилось (а значительная часть впоследствии и исчезла) большое количество мазхабов, которые имели своих основателей и последователей. Некоторые из исследователей, обосновывая сохранение одних мазхабов и исчезание других, выдвигают версию, что причиной этому была правительственная поддержка конкретного мазхаба со стороны руководства того или иного государства. С этим утверждением нельзя согласиться как с не имеющим под собой веских оснований. Безусловно, нельзя отрицать влияние государственного аппарата на становление и развитие правовых школ. Но научные источники свидетельствуют, что оно было не таким, чтобы говорить о нём как об основной причине сохранения того или иного мазхаба. Также необходимо отметить специфику института правовой школы в исламе, которая не привязана к государственному аппарату и может развиваться вполне автономно от власти.

Наглядный пример – время Аббасидского правления, когда все правоведы Аббасидского правительства были приверженцами ханафитской правовой школы. Однако, вместе с этим мы можем обнаружить, что последователей ханафитской школы становилось всё меньше, по мере распространения халифата на Южную Африку, Египет, и другие страны, где всё большее распространение получали шафиитская либо маликитская правовые школы.

Другой пример. В Османской империи ученые и судьи придерживались ханафитского мазхаба, а Южная Африка, находясь под управлением Османской империи, уже практически полностью следует маликитской правовой школы (кроме некоторых редких проявлений в Тунисе).

Подобная ситуация складывалась и в Египте, где большая часть людей оказались последователями Шафии, а в государственном управлении оказалось много маликитов, при наличии значительного числа ханафитов среди простого населения.

Необходимо подчеркнуть, что все правовые школы развивались и распространялись благодаря, прежде всего, известности и авторитету ученых того или иного направления. Поэтому, нельзя игнорировать роль их последователей, которые прикладывали усилия по распространению именно «своих» учений, постоянно работали над развитием правовых знаний, стремились донести и облегчить понимание своего мазхаба для простых людей.

Ханафитский мазхаб был распространен на всей территории аббасидского государства. Необходимо отметить, если в некоторых странах мазхаб Абу Ханифы стал «народным», то в других странах он считался лишь официальным мазхабом, а их население, наряду с ханафитским, придерживалось и других мазхабов. В частности, на территории Ирака, Междуречья и восточных мусульманских государств ханафитский мазхаб был одновременно и официальным, и признаваемым простыми людьми.

Вместе с тем, в Египте господствующее положение занимают маликитский и шафиитский мазхабы. В этом государстве было много учеников имама Малика, а имам Шафии провел там последние годы своей жизни и был там похоронен. Поэтому в Египте всегда присутствовали лучшие представители этих правовых школ.

Позднее в Египет в качестве официального пришёл ханафитский мазхаб. Однако ханафитами стала только часть населения. А когда государство было захвачено фатимидами, официальный статус ханафитского мазхаба был упразднен, и его место занял мазхаб шиа (шиитской ветви ислама).

Айюбиды, пришедшие на смену фатимидам, поддерживали шафиитский мазхаб, и только Нуруддин аш-Шахид (умер в 569 году) начал вновь постепенно вводить ханафитский мазхаб, например, открывая ханафитские медресе. А когда правителем Египта стал Кавалалы Мехмет Али Паша, ханафитский мазхаб снова был провозглашен единственным официальным мазхабом.

Поэтому, вывод о том, что рапространение мазхаба напрямую связывается с позицией правительства, отчасти подтверждается. Соответственно верно, что на распространение мазхаба влияли и позиция правительства и авторитет учёных. В то же время, нельзя утверждать, что государственное влияние на распространение правовых школ было определяющим. В частности, указанные обстоятельства естественным образом обеспечили в Египте распространение ханафитского мазхаба наряду с другими правовыми школами.

Ханафитский мазхаб не смог распространиться западнее Египта – в Магрибе. Он попал в Магриб еще в период Асада ибн аль-Фурата ибн Синана, но не получил распространения, так как все местное население придерживалось маликитского мазхаба. Поэтому в Магрибе и Андалусии наиболее распространён именно маликитский мазхаб.

Ханафитская школа права вскоре после создания стала официальной школой юриспруденции в халифате Аббасидов. Она также была принята в качестве правовой основы в Османской и Монгольской империях, проникла, таким образом, через Малую Азию на Балканы и распространилась далеко за реку Оксус (Амударья) в самое сердце Азии. В настоящее время она остается основной для народов в таких государствах, как Пакистан, Турция, Албания, Центральная Азия, Афганистан, Китай, Индия и Ирак. По причине его широкого распространения ханафитский мазхаб является школой большинства мусульман-суннитов.

Здесь необходимо отметить, что, несмотря на традиционно прочное место ханафитского мазхаба в правовых системах некоторых мусульманских стран, которые, исходя из принципов и методов правового регулирования, вряд ли можно назвать излишне либеральными, даже они испытали на себе влияние западных правовых тенденций. Это можно проследить по нормативным правовым актам этих государств, по сложившейся судебной практике, а кое-где – и по обоим признакам.

В частности, Верховный Суд Пакистана (апелляционная инстанция), рассмотрев относящееся к категории трудовых споров гражданское дело № 797 от 2013 года (по апелляции на решение от 27.02.2013, вынесенное Лахорским Высоким судом), по жалобе департамента образования, который не согласился с решением нижестоящего суда о признании незаконным отказа в допуске женщины к преподавательской деятельности в школе для мальчиков, 23.01.2020 постановил следующее: «Половину людских ресурсов в республике составляют женщины. Они являются наставниками практически во всех сферах жизни. Это достижение, которое должно быть использовано для лучших перспектив развития. Конституция Исламской Республики Пакистан предусматривает права, которые включают равенство статуса и возможностей. Статья 27 гласит: “Ни один гражданин, обладающий подходящей квалификацией для назначения на службу в Пакистане, не может подвергаться дискриминации в отношении любого такого назначения только по признаку расы, религии, касты, пола, места жительства или места рождения ...”. В соответствии со статьёй 34 Конституции “Необходимо принять меры для обеспечения всестороннего участия женщин во всех сферах национальной жизни.”

Конституция предписывает правительству принимать значимые и эффективные меры и формулировать политику, способствующую использованию этого важнейшего человеческого ресурса путем обеспечения благоприятных условий труда, свободных от притеснений или дискриминации, с тем, чтобы содействовать участию женщин в национальной жизни в общественных интересах и для улучшения положения женщин. Эти цели, предусмотренные высшим законом, не могут быть сведены на нет с помощью политики, изначально ущербной и дискриминационной. Действия, явно не согласующиеся с конституционными установлениями, являются регрессивным по своему характеру и дискриминационными по своей сути. Решение, принятое Высоким судом, является законным и не требует вмешательства». Отметим, что в этом деле Верховный Суд Пакистана сослался на Конституцию Исламской Республики Пакистан от 1973 года как акт прямого действия. Указанную практику можно признать распространённой, поскольку она имеет место и по другим делам (см., например, постановление Верховного Суда Пакистана от 04.02.2020 по гражданскому делу № 2230 от 2015 года по жалобе на решение Высокого суда Лахора от 07.07.2015 года [7]).

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что при наличии определённой роли государственного участия в становлении и развитии ханафитской правовой школы, её развитие, тем не менее, носило вполне автономный характер, учитывающий множество факторов (историческая обусловленность, традиции населения, влияние иных правовых систем и т. д.). 

 

Список литературы:

1. Абу Амина Биляль Филипс. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. М., 2012.

2. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб, 2012.

3. Мөхәммәт Әбү Зәхһра. Әбү Хәнифә (на татар. языке). Казань, 2008.

4. Официальный интернет-сайт Верховного Суда Пакистана («Latest-judgements»).

5. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М, 1986.

6. Харитонов А. Н. Государственный контроль над преступностью. Омск, 1997. 

7. Этапы развития исламского фикха. Правовая энциклопедия (на араб. языке). Кувейт, 2004.

 

. . . . . . .