Юридическая ответственность за земельные правонарушения

Дата публикации: 2019-04-02 07:45:21
Статью разместил(а):
Макарова Евгения Николаевна

Юридическая ответственность за земельные правонарушения

Legal liability for land offences 

 

Авторы:

Фастович Галина Геннадьевна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, г. Красноярск, Россия.

e-mail: evgegha620@gmail.com

Fastovich Galina Gennadyevna

Krasnoyarsk, Russia.

e-mail: evgegha620@gmail.com

Макарова Евгения Николаевна

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, г. Красноярск, Россия.

e-mail: evgegha620@gmail.com

Makarova Evgeniya Nikolaevna

Krasnoyarsk, Russia.

e-mail: evgegha620@gmail.com

Марченко Наталья Олеговна

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, г. Красноярск, Россия.

e-mail: evgegha620@gmail.com

Marchenko Natalya Olegovna

Krasnoyarsk, Russia.

e-mail: evgegha620@gmail.com 

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы изучения и анализа юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Авторы приходят к выводу, что для эффективного рассмотрения данного вопроса, необходимо обеспечить неотвратимость уголовного и административного наказания за порчу земли, т.к. сохранение существующих тенденций прогрессивной деградации земель, когда почва, как естественная саморегулирующаяся система биосферы, уже не справляется с современной техногенной нагрузкой, ведет к разрыву связей природной экологической среды, что свидетельствует о том, что  Российское законодательство несовершенно.

Abstract: The article deals with the study and analysis of legal liability for violation of land legislation. The authors come to the conclusion that for effective consideration of this issue, it is necessary to ensure the inevitability of criminal and administrative punishment for damage to the land, because the preservation of the existing trends of progressive land degradation, when the soil, as a natural self-regulating system of the biosphere, no longer copes with the modern man-made load, leads to a break in the links of the natural ecological environment, which indicates that the Russian legislation is imperfect.

Ключевые слова: юридическая ответственность, основания ответственности, административный проступок, административная, земельные правонарушения.

Keywords: legal liability, grounds for liability, administrative offense, land offenses.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Юридическая ответственность сочетается с государственным и общественным осуждением, порицанием поведения правонарушителя и всегда связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий личного, материального или организационного характера. Основная функция юридической ответственности — ее штрафное назначение. Вместе с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, она служит восстановлению прав личности и государства.

Конституции Российской Федерации гласит: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов. А если наносит вред и нарушает права и законные интересы, это будет являться правонарушением в сфере земельных правоотношений, за которое следует применение санкций. [1]

Юридическая ответственность - это правовой институт, представляющий собой совокупность юридических норм о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них законом обязанностей либо договорных обязательств, либо нарушают установленный законодательством правопорядок. [2] 

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства наступает только в случае совершения земельного правонарушения. Конкретные составы земельных правонарушений (преступлений и проступков) закрепляются в уголовном и административном законодательстве. За их совершение виновные лица могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, кроме этого, к ним могут быть применены одновременно меры ответственности, предусмотренные гражданским и земельным законодательством (например, за порчу земель).

Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями.

Земельное правонарушение - это негативное социальное явление, результатом которого становится посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель, защиту прав лиц, эксплуатирующих земельные участки. [3] 

Таким образом, юридическая ответственность — государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Основанием привлечения виновного лица к ответственности является наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение, т. е. признание законом соответствующего поведения (действия или бездействия) противоправным. [4]

При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

Основание ответственности – это наличие закона, правовой нормы, которыми предусмотрен тот или иной вид преступления.

Условия ответственности также установлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими условиями являются: противоправное поведение субъекта; наличие вреда; наличие прямой причинной связи между вредом и деянием; вина нарушителя.

Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием и т.д. [5] 

Очень важное значение имеет административное обследование объектов земельных отношений, которое осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.К административным обследованиям объектов земельных отношений не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, осуществляемые в рамках федерального государственного экологического надзора.

Должностные лица имеют право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцами архивных фондов, правообладателями полученной дистанционными методами информации, сведения, хранящиеся в указанных ресурсах и необходимые для проведения административного обследования объектов земельных отношений.

Предоставление сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне. [6] 

Юридическая ответственность за земельные правонарушения представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства. Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства выражается в том, что, не смотря на разнообразие правонарушений, они всегда непосредственно связаны с землей.

Административный проступок – это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются к ответственности специально уполномоченными органами в соответствии с Административным кодексом РФ и другими законодательными актами, предусматривающими эту ответственность.

Статья 74 Земельного Кодекса РФ устанавливает, Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Так, апелляционным определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.2015 по делу N 33-1530/2015 «Об освобождении земельного участка» Иск удовлетворен - обязать ответчика  в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный. В случае если ответчик  не исполнит решение в течение установленного срока, Окружная администрация г. Якутска вправе совершить эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов. [7]

Под административной ответственностью понимают применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных взысканий к лицам, виновным в совершении административного проступка.

К наиболее распространенным правонарушениям, за совершение которых установлена административная ответственность, можно отнести следующие: самовольное занятие земель; захламление земель; загрязнение земель как химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, так и бактериально-паразитическими и карантинными вредными веществами; порча и уничтожение плодородного слоя почвы.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства является одним из наиболее действенных правовых средств достижения разумного баланса имущественных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и публичных интересов, состоящих в обеспечении рационального, эффективного и безопасного использования земель.

Общие принципы гражданско-правовой ответственности, закрепленные в гражданском законодательстве, определены с учетом функционального назначения данного правового института.

Гражданско-правовая ответственность выполняет компенсационно-восстановительную и охранительную функции. В сфере земельных правоотношений данные функции проявляются в обеспечении наиболее полного восстановления земельного участка (компенсационная функция) и защите нарушенных прав участников земельных отношений (охранительная функция).

Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Сущностью правонарушения, как правило, выступает причиненный вред в виде убытков, причиненных субъектам земельных отношений, определение которых дано в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации. Причинителями вреда могут быть субъекты, связанные с владельцами земельных участков договорами (арендаторы, временные пользователи и пр.) и иными основаниями и не связанные с потерпевшей стороной. Тогда правонарушение выступает в виде договорной ответственности. В последнем случае оно выступает как внедоговорное правонарушение.

Гражданское правонарушение, как правило, составляют следующие условия: противоправность действия, наличие вреда, причинная связь между противоправным действием и причиненными убытками и вина причинителя вреда.

Возмещение убытков является в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации  одним из способов защиты прав граждан и организаций. Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, например восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

Уголовная ответственность за земельное правонарушение в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением.

Статья 170 Уголовного кодекса Российской Федерации - Регистрация незаконных сделок с землей: Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Целью статьи является обеспечение законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния. Общественная опасность преступления состоит в нарушении экономических интересов государства, а также равенства граждан как участников оборота земельных участков. Эта статья предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, то есть наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требует наступления последствий, и являются оконченными при совершении действий.

Каждая из правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения.

С принятием и вступлением в силу нового КоАП РФ многие проблемы административной ответственности за земельные правонарушения были решены. Предусматривается также ряд новых составов административных правонарушений в этой области, существенно увеличены размеры штрафных санкций, в число субъектов административной ответственности за земельные правонарушения, наряду с гражданами и должностными лицами, включены также и юридические лица. Но в, то, же время не обошлось и без потерь, которые не были вызваны объективными причинами. Примерами могут служить: неполное регулирование ответственности должностных лиц, нарушающих земельное законодательство; не включение специальных норм об ответственности за захламление земель, нерациональное использование земель и др.

Существенным недостатком законодателя также является разбросанность статей о земельных правонарушениях и расположение их вперемежку со статьями, относящимися к нарушениям в сфере других отраслей законодательства, что значительно усложняет их применение на практике. Низкий уровень эффективности уголовной ответственности за земельные преступления в настоящее время также обусловливается несовершенством уголовного законодательства. Несмотря на то, что законодатель признал общественную опасность порчи земли, назначив за ее совершение значительные санкции, на практике количество возбужденных уголовных дел измеряется десятками, а количество привлеченных к ответственности по ней единицами.

Существующие штрафные санкции (размер их ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, не способствуют восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера, по мнению специалистов, были бы способны выполнять восстановительную функцию.

 

[1] Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) – ст. 36, п., 2.

[2] Сухова Е.А. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом "Юстицинформ", 2006, № 2. - с. 1

[3] Крассов О.И. - Земельное право// учебник 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – с.309.

[4] Крассов О.И. - Земельное право// учебник 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – с.310.

[5] Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 (ред. от 08.09.2017) «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре».

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений».

[7] Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.2015 по делу N 33-1530/2015 «Об освобождении земельного участка».