Влияние среды на личность осужденного: криминологический и пенитенциарный аспект
Влияние среды на личность осужденного: криминологический и пенитенциарный аспект
The impact of the environment on the identity of the convict: the criminological and penitentiary aspect
Автор: Черехович Максим Михайлович
Московский государственный областной университет, Московская область, Россия.
E-mail: mcherekhovich@yandex.ru
Cherekhovich Maxim Mikhailovich
Moscow State Regional University, Moscow Region, Russia.
E-mail: mcherekhovich@yandex.ru
Аннотация: В статье показана криминологическая роль микросреды в формировании личности преступника, отмечен характер влияния криминогенной социальной среды на осужденного, находящегося в местах лишения свободы. Сделаны предложения по предупреждению возвращения осужденного в такую среду после освобождения путем введения института срочной административной высылки.
Abstract: The criminological role of the microenvironment in the formation of the criminal's personality is shown, the nature of the influence of the criminogenic social environment on the convicted person in prison is noted. Proposals were made to prevent the return of a convicted person to such an environment after release by introducing the institution of urgent administrative expulsion.
Ключевые слова: социальная среда, личность преступника, административный надзор, административная высылка.
Keywords: social environment, the identity of the offender, administrative supervision, administrative expulsion.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
Профилактика преступлений, объяснение и прогнозирование индивидуального преступного поведения, а следовательно, достижение целей уголовного наказания, не могут быть эффективными без ответа на множество вопросов сугубо криминологического свойства, одним из которых является влияние на преступные наклонности человека его социального окружения.
Ответ на этот вопрос следует искать во взаимосвязи личности с внешней средой. Криминогенные свойства личности, выражающиеся в сочетании различных антиобщественных взглядов, установок, наклонностей, потребностей, интересов, по своей сути и происхождению являются социальными. Они усваиваются личностью в процессе ее развития, социализации в широком смысле. Поэтому все криминогенные свойства личности так или иначе детерминированы особенностями ее связей с внешней социальной средой, важнейшей частью которой является микросреда.
Социальная микросреда представляет собой сферу, в которой индивид проявляет себя в своем групповом или индивидуальном поведении, и которое служит связующим звеном в отношениях личности и общества. Дж. Г. Мид отмечал, что «индивид, чтобы стать членом какого-либо сообщества, должен существовать как определенная общая структура, в основе которой лежат общие отклики, установки. Они пробуждаются в человеке при взаимодействии с другими и являются принципами для человека, а принципы понимаются как установки для всех членов общества по отношению к ценностям данного общества». Сюда включается непосредственное окружение человека – его семья, первичные (учебные, трудовые) коллективы, различные неформальные группы общения и т.д. Именно это звено образует тот неповторимый комплекс моральных, духовных и личностных факторов, который и создает микросреду, непосредственно влияющую на человека, определяющую условия его формирования и реализации его как личности.
Человек непрерывно испытывает прямое и опосредованное воздействие всех элементов социальной среды. Как личность человек проявляется в среде, адаптируется к ней, но при этом и изменяет ее, выступая не только пассивным объектом, но и активным субъектом процесса изменения среды. Положение о влиянии среды на поведение и психическое развитие ребенка отстаивал еще Л.С. Выготский, указывая, что изучение влияния среды должно опираться на ее динамическое и относительное понимание. Именно в социальной среде формируются системы ценностей и образцы поведения (паттерны), которые впоследствии становятся нормой для группы и человека.
Взаимодействие личности и среды имеет важное криминологическое значение, прежде всего в связи с тем, что микросреда играет определяющую роль в формировании личности и ее поведении. Здесь важно понимать характер и содержание такого влияния.
Л.С. Выготский, считая человека частью и участником социальной ситуации, утверждал, что каждое психическое переживание опосредует влияние среды на личность и развитие личности. В процессе ранней социализации социальная среда, социальные факторы влияют на формирование бессознательного в психике индивида, зарождая в нем различные импульсы, которые преобразуются в поведенческие паттерны и оказывают впоследствии прямое влияние на сознание и, следовательно, на поведение. Различные стереотипы поведения, усвоенные в семейной и иной микрогрупповой среде, впоследствии воспроизводятся индивидом в поведении за ее пределами, таким образом, любые контакты индивида с окружающей средой опосредуются воздействием микросреды. Современными исследователями делается вывод, что поведенческие паттерны, имеющие в основе своей бессознательное, «оказывают определяющее влияние на формирование правовых установок, а через них на типичные элементарные поведенческие реакции». Исключить формирующее влияние микросреды на поведенческую модель индивида при его контакте с макросредой невозможно. Таким образом сходятся глубинная и вершинная психология, образуя единое целое – индивида, личность, социум. Здесь и выявляется связь общества и личности.
Бессознательные паттерны часто наиболее ярко выражаются в неадекватном или полубессознательном состоянии, например, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. В такие моменты действиями индивида в бόльшей степени руководит не сознание, а бессознательное. В криминологических, и особенно криминопенологических целях определяющее значение приобретает изучение социальной микросреды преступника, в которой он развивался, особенностей ее механизма, поскольку именно в данной среде происходило формирование бессознательных паттернов индивида. Это необходимо для индивидуальной, в том числе терапевтической работы с осужденными.
В ходе изучения личности анализ особенностей его микросредовых факторов способен помочь проследить процесс формирования ценностных ориентиров, выявить дефекты усвоения и воспроизводства социальных норм, нравов, обычаев, определить генезис их негативной направленности.
Главными элементами микросреды, имеющими важнейшее криминологическое значение, выступают семья и ближайшее окружение. Семья оказывает прямое воздействие на формирование личности с самых первых дней жизни. Семейная система ценностей, стереотипы поведения наиболее прочно усваиваются индивидом вследствие системного воздействия на психику, постоянства пребывания индивида в этой микросреде, охвата последней почти всех сфер жизнедеятельности. «Дефекты первичной, ранней социализации в родительской семье могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и совершенно беззащитен по отношению к ним».
Соединение лишения свободы с исправительным воздействием предполагает необходимость тщательного изучения влияния социальной среды на личность осужденного с целью ее ресоциализации. При этом воспитателю исправительного учреждения следует понимать, что личность его подопечного находится под влиянием двух типов среды – внешней, взаимодействие с которой обусловило совершение преступления и лишение свободы, и внутренней – социальной средой исправительного учреждения.
Оба типа среды сосуществуют одновременно, оказывая на осужденного различное по интенсивности влияние. Знание механизмов этого влияния может быть использовано в целях выявления криминогенных субъектов, факторов, воздействующих на психологию, поведение осужденного. Поэтому недопустимо ограничиваться изучением только социальной среды исправительного учреждения, поскольку тогда важная часть воздействующих на личность осужденного криминогенных факторов останется без внимания, сделав многотрудную исправительную работу паллиативной и неэффективной.
Несмотря на изоляцию преступника, внешняя социальная среда, в которой осужденный существовал до осуждения, может по-прежнему оказывать влияние на него. Прежде всего это члены микросоциальных групп, с которыми осужденный находился в преступных и иных связях, и продолжает их поддерживать в местах лишения свободы. Многие осужденные противодействуют процессу исправления именно под влиянием этих связей. Особенно часто криминогенное содержание имеют связи и отношения осужденного с родственниками, разделяющими его общественно опасные взгляды, соучастниками преступления, по какой-либо причине не привлеченных к уголовной ответственности и оставшихся на свободе, членами референтных групп криминогенной направленности.
На фоне негативной тенденции ухудшения качественного состава осужденных количество преступлений, совершенных в период отбывания наказания, возросло за последние несколько лет на 20%. В половине случаев преступления совершаются при помощи запрещенных предметов, переданных осужденному его родственниками и близкими лицами во время длительных и краткосрочных свиданий, а также путем переброса через основное ограждение, пересылки в посылках и передачах, совершаемых том числе членами иных криминогенных микросоциальных групп. Как показывает статистика, ежегодно увеличивается количество изъятых у осужденных средств мобильной связи, используемых в большинстве случаев для совершения преступлений (например, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, различные виды мошенничества) либо для координации связи с членами преступных групп, находящимися на свободе.
Почти непрекращающееся влияние на лиц, осужденных за наркопреступления, оказывает их социальная среда даже после осуждения. Находясь в местах лишения свободы, такие осужденные обеспечивают каналы доставки наркотических средств в исправительное учреждение, их распространение между другими осужденными. Наличие связи с внешней, привычной для них криминальной средой, нивелирует любое воспитательное воздействие на таких осужденных, кроме того, они сами вовлекают в орбиту пенитенциарной преступности других осужденных, являя собой патогенный элемент внутренней криминогенной социальной среды исправительного учреждения.
Знание особенностей внешней социальной среды помогает воспитателю правильно типологизировать осужденных, определить наиболее эффективные психолого-педагогические методы, подлежащие применению, облегчающие работу с осужденными в целях их исправления, ресоциализации, возвращения к жизни в обществе; отделить тех лиц, которые в силу своего преступного прошлого или определенных черт характера оказывают или способны оказывать отрицательное влияние на других осужденных.
Возврат освобожденного заключенного в прежнюю социальную среду способен нивелировать любые воспитательные успехи, достигнутые в исправительном учреждении в виду криминогенного влияния этой среды на личность. В подавляющем большинстве случаев такой «откат» происходит в среде наркозависимых лиц, многие из которых являются также и распространителями наркотических средств. По некоторым данным, осужденные за наркопреступления составляют наибольшую группу – около 30% от общего числа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Возвращаясь в привычную среду, осужденный практически неизбежно вступает в контакт с тем же самым окружением, влияние которого и обусловило в прошлом формирование преступных черт личности и совершение преступлений.
Это требует актуализации поиска путей исключения личности из сферы их влияния. Автор полагает, что в некоторых случаях этого можно достигнуть таким средством, как введение института срочной административной высылки, его закрепление в законодательстве об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Такая мера нам кажется обоснованной, в частности, для лиц, осужденных за преступления наркотической направленности, так как позволит «изъять» субъекта из привычной для него среды, мультиплицирующей криминогенные поведенческие предпосылки.
Помимо предложенной меры эффективным средством станет введение института пробации для организации внепенитенциарной, внеполицейской работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Функции данного института заключаются в оказании всесторонней помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, разработке и осуществлении программ дальнейшей коррекции социального поведения поднадзорных лиц; контроле за их поведением, продолжении начатой в исправительном учреждении психологической работы.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Лекции по педологии / Л.С. Выготский. – Ижевск : Удмурт. ун-т, 2001. – 303 с.
2. Горбань Д.В. Проблемы предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы и пути их решения / Д.В. Горбань // Пенитенциарная наука. – 2017. – №4 (40). – С. 9 – 13.
3. Зимин С.П. Институт пробации в России / С.П. Зимин // Вестник Омской юридической академии. – 2012. – №2 (19). – С. 119 – 121.
4. Коновалова Л.В. Социальная среда как фактор развития непрерывного образования в обществе социальных перемен / Л.В. Коновалова // Известия вузов. Северо-кавказский регион. – 2008. – №1. – С. 118 – 123.
5. Крыгина М.В. Проблема иррациональности массового поведения в контексте социального психоанализа : социально-философский аспект : автореф. дис. … канд. философских наук: 09.00.11 / М.В. Крыгина. – Томск, 2004. – 24 с.
6. Личность преступника и профилактика преступлений : монография / Ю.М. Антонян, Е.А. Антонян, О.Р. Афанасьева [и др.] ; под ред. Ю.М. Антоняна. – М. : Проспект, 2020. – 224 с.
7. Мазалева Л.В. Характеристика способов проникновения запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы / Л.В. Мазалева // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 4.
8. Мещеряков Б.Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии / Б.Г. Мещеряков // Культурно-историческая психология. – 2008. – Т. 4. – №3. – С. 103 – 112.
9. Поликанова Е.П. Социализация личности / Е.П. Поликанова // Философия и общество. – 2003. – №2. – С. 84 – 108.
10. Румянцев Н.В., Мальчук О.И., Нуждин А.А. Некоторые аспекты предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения / Н.В. Румянцев, О.И. Мальчук, А.А. Нуждин // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – №5. – С. 298 – 300.