Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.10.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Уголовные преступления в сфере миграции

Дата публикации: 2020-06-07 19:40:43
Статью разместил(а):
Джегало Игорь Александрович

Уголовные преступления в сфере миграции

Criminal offenses in the area of migration

Автор: Джегало Игорь Александрович

Волгоградский государственный университет (ВолГу), Волгоград, Российская Федерация

e-mail: djegalo.igor@gmail.com 

Dzhegalo Igor Alexandrovich

Volgograd State University (VSU), Volgograd, Russian Federation

e-mail: djegalo.igor@gmail.com 

Аннотация: В статье рассматриваются причины возникновения уголовных преступлений в сфере миграции, основные проблемы в этой сфере и реакция государства на подобные посягательства в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Abstract: This article discusses the causes of criminal offenses in the area of migration, the main problems in this area and the State's response to such attacks as part of Russia's National Security Strategy.

Ключевые слова: незаконная миграция, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, противоправная деятельность.

Keywords: illegal migration, National Security Strategy of the Russian Federation, illegal activities.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В связи с этим обеспечение безопасности человека, общества и государства было и остается приоритетной задачей государства, решение которой в современном мире приобретает все большую актуальность. В свою очередь, поддержание правопорядка предопределяет гармоничное поступательное развитие общества, повышает уровень доверия к органам государственной власти, закладывает фундамент стабильности для эффективной реализации практически всех функций государства.

Современный динамично изменяющийся мир сам становится источником всевозможных рисков и угроз. Сказанное с очевидностью может быть прямо или косвенно подтверждено возрастающим объемом наносимого мигрантами ущерба. В последние годы формируется тенденция роста количества преступлений, совершенных иностранными гражданами в общей совокупности преступности. Вполне очевидно, что удовлетворенность наших граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств, была бы выше, и продолжительность жизни наших соотечественников не уменьшалась бы за счет пострадавших от таких посягательств, и валовой внутренний продукт на душу населения составлял бы другую, более значительную, цифру, и доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам, была бы иная.

Очевидно и то, что государство не может не реагировать на подобные посягательства и соответственно вынуждено создавать систему обеспечения национальной безопасности по всем основным направлениям своей деятельности. Об этом прямо говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия), предусматривающей реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности по стратегическим национальным приоритетам страны. Обеспечение национальной безопасности возложено на органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют политические, военные, организационные, социально-экономические, информационные, правовые и иные меры, направленные на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение интересов нации.

Значительная часть из указанных мер так или иначе связана с иностранными гражданами или имеет к ним отношение, а в определенных случаях является реакцией на их противоправную деятельность. Так, среди них отмечаем: политические (уголовная политика), организационные (высылка иностранных граждан), социально-экономические (регулирование миграционных потоков).

В Стратегии констатируется, что сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем не способствует противодействию всему спектру современных вызовов и угроз.

Невозможно подсчитать, когда и сколько иностранных граждан пересекут границу Российской Федерации в ближайшей и отдаленной перспективе. Европа не может принять всех желающих, льготные условия пребывания в странах Евросоюза постепенно сходят на нет. При этом реалии таковы, что наплыв мигрантов будет только нарастать. Не случайно в Стратегии указывается, что позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов.

Появляются новые формы противоправной деятельности, в частности, с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий.

В Стратегии прямо говорится, что сегодня резко обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности. Для предотвращения угроз национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает усилия на обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости. В этой связи в Стратегии определены национальные интересы на долгосрочную перспективу, среди которых в контексте предмета рассмотрения, на наш взгляд, может быть отнесено укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества.

В свою очередь, очевидно, что обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации перечня стратегических национальных приоритетов, среди которых особо выделим государственную и общественную безопасность, угрозы, которые прямо или косвенно исходят от определенной части пребывающих в России иностранных граждан, ведущих противоправный образ жизни. Следует подчеркнуть, что от степени реализации указанных национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности напрямую зависит состояние национальной безопасности страны в целом.

При этом обеспечение государственной и общественной безопасности должно осуществляться путем: повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора); совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений; разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности в Стратегии дан перечень проводимых мероприятий, среди которых следует отметить совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, развитие системы выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств. Немаловажное значение имеет создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействие участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом, а также принятие мер для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия.

Неслучайно в Стратегии незаконная миграция названа и среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики, что сопоставимо с ее низкой конкурентоспособностью, сохранением экспортно-сырьевой моделью развития и высокой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры и др. Если рассматривать приведенный неполный перечень угроз, носящих стратегический характер, с позиции "наличия" в нем миграционной составляющей, то с очевидностью можно констатировать, что любая из них могла бы быть значительно ниже в случае отсутствия этой составляющей или хотя бы снижения ее "веса".

Проиллюстрируем это на такой угрозе для экономической безопасности страны, как недостаточность трудовых ресурсов. Их восполнение во многом решается за счет привлечения трудовых мигрантов, особенно на тяжелых и вредных производствах, а также низкоквалифицированных работах. Использование иностранной рабочей силы способствует росту безработицы среди коренного населения, ведет к снижению уровня оплаты труда, при этом нередко это происходит в ущерб качеству. Кроме того, в среде иностранных граждан, задействованных на определенных видах работ, постепенно формируется клановость, с вытеснением и не восприятием граждан иных национальностей, что также не способствует стабилизации безопасности.

Сохранение значительной доли теневой экономики и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, коррупция во многом происходят не без участия иностранных граждан. Свой весомый "вклад" вносят они и в неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения, занимая соответствующие, более прибыльные ниши в экономике и внося тем самым дисбаланс в становление и укрепление регионов.

В связи с этим в Стратегии прямо говорится о таких важнейших факторах обеспечения экономической безопасности, как повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, преодоление оттока капитала.

Кроме того, необходимы активные меры предупредительного и уголовно-правового характера по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, т.е. в тех сферах, где велика доля приложения миграционной составляющей.

В целях противодействия угрозам экономической безопасности страны значимыми направлениями государственной социально-экономической политики определены, в частности: возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж; сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений; обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах.

Учитывая, что порядка 10 тыс. преступлений ежегодно совершается участниками этнических ОПФ, были приняты профилактические меры и в миграционной сфере. Так, Федеральным законом от 12.11.2018 N 420-ФЗ была ужесточена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ (ст. 322.3 УК). За совершение указанного преступления грозит штраф от 100 до 500 тыс. руб. или лишение свободы на срок до трех лет.

Очевидно, что реализация данного направления политики государства возможна с помощью целого арсенала средств, среди которых не последнее место занимают средства правового характера. С учетом рассматриваемой проблемы оставим без комментариев административно-правовые средства, а также вопросы по решению экономических задач с использованием трудовых мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях. Обратим внимание, что в Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. ст. 322.1, 322.2 и 322.3) включены специальные нормы, устанавливающие уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере регулирования миграционных потоков. Вряд ли можно согласиться с мнением, что «существующая ныне уголовная ответственность в данной сфере представляется избыточной и излишне суровой».

 

Литература:

1. Егоров И. Глава ФСБ предупредил об опасности возвращения боевиков в Россию / И. Егоров // Российская газета. 2016. 27 июля.

2.  Козлова Н. Вору воли не видать // Российская газета. 2019. 3 апреля.

3. Матвеева А.А. Миграционная преступность: реалии и мифы / А.А. Матвеева // Актуальные проблемы теории и практики противодействия преступности в современной России: Материалы III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 апреля 2016 г.): Сб. науч. ст. / Под общей ред. Ю.С. Жарикова и науч. ред. Ю.М. Антоняна. М.: Изд-во СГУ, 2016. С. 202 - 208.

4. Смерть Запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации / П.Дж. Бьюкенен; пер. с англ. А. Башкирова. М.: АСТ, 2020. 448 с.

 

. . . . . . .

technologi.site