Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Активизация антикоррупционного потенциала российского общества как фактор повышения национальной безопасности

Дата публикации: 2020-06-04 17:02:20
Статью разместил(а):
Бринева Диана Александровна

Активизация антикоррупционного потенциала российского общества как фактор повышения национальной безопасности

Activation of the anti-corruption potential of russian society as a factor of national security

 

Автор: Бринева Диана Александровна

Россйиский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар, Россия

E-mail: dikcika@yandex.ru

Brineva Diana Alexandrovna

G.V.Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation

E-mail: dikcika@yandex.ru 

 

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме активизации антикоррупционного потенциала Российского общества, рассмотрены возможные пути решения данной проблемы.

Abstract: this article addresses the problem of enhancing the anti-corruption potential of Russian society, consider the possible solutions to this problem.

Ключевые слова:коррупция, антикоррупционная пропаганда.

Keywords:corruptioncorruptionanti-corruptionpropaganda.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право. 

 

Коррупция в РФ, к сожалению, имеет расширенный спектр причин возникновения и распространения в политической, экономической, культурно-духовной сфере общества. Но все его проявления, конечно, в большей степени проявляются в реальной общественной жизни, влияя на степень защиты граждан, безопасность их прав и свобод. 

Социальная опасность коррупции, по взгляду экспертов, заключается в том, что она искажает не только государственные институты, в частности государственные и муниципальные службы, но и институты гражданского общества. Под влиянием последствий коррупции субъекты гражданского общества, по правде говоря, перестают играть роль регуляторов многих социальных отношений (в основном социально-экономических), уступая место квазигражданским структурам криминального характера, меняя представления о долге, чести, ответственности, законе и других основных критериев, которые определяют порядок нормальных отношений в развитом обществе. 

Нет сомнений в том, что разрушительные последствия коррупции, которые проявляются во всех без исключения сферах общественной жизни, обновляют проблему борьбы с этим явлением перед государством и обществом. Несомненно, следует понимать, что невозможно полностью устранить коррупцию, как и любое другое социальное явление, имеющее прочную основу в экономической, политической и социальной структуре общества. Следовательно, цель антикоррупционной политики состоит не в том, чтобы искоренить коррупцию (что невозможно), а в том, чтобы создать ситуацию, в которой коррупционные практики становятся моделью социально игнорируемого поведения.

Теоретически, действующее антикоррупционное законодательство в России, конечно же, вполне может считаться самодостаточным, но результаты показывают, что комплекс реализованных антикоррупционных мер не решает проблему борьбы с коррупцией из-за их неадекватности масштабам и формам проявления коррупции в стране, а также отсутствие ключевых мер, направленных против условий, порождающих это явление.

Кроме того, российское общество разочаровано властью, и устойчивый стереотип его коррупции, по сути, вносит существенный вклад в это. Эта ситуация, к сожалению, усугубляется сложившимся в России общественно-политическим явлением, которое называется «дефицит доверия». 

В самом деле снижение доверия к государственным учреждениям из-за чрезвычайно высокого уровня коррупции в этих учреждениях является очень важной проблемой, которую необходимо признать.

Антикоррупционная пропаганда, безусловно, является одной из основных форм взаимодействия государства и общественных организаций в сфере борьбы с коррупцией. Целью антикоррупционной пропаганды является формирование нетерпимого отношения общества к коррупции, осведомленности граждан о негативном и опасном характере коррупции и угрозах, которые она создает. Необходимость распространения и расширения этой формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций в борьбе с коррупцией обусловлена высоким уровнем толерантности граждан к коррупции в российском обществе, а также использованием его в качестве инструмента для решения своих проблем.

Таким образом, успешная антикоррупционная политика невозможна без фундаментальных изменений в общественном, групповом и индивидуальном сознании, без серьезных позитивных изменений в правилах поведения не только для целевых групп, таких как государственных и муниципальных органов власти, но и для самих граждан. Роль гражданского общества должна заключаться в выявлении негативных тенденций в реализации антикоррупционных мер и передаче сигналов властям, которые должны быть немедленно расследованы.

Коррупция в России является системной проблемой, решение которой также требует систематических усилий, то есть скоординированных действий всех секторов общества, всех трех секторов: правительства, бизнеса и гражданского общества. Эти согласованные меры должны быть направлены главным образом на устранение причин и условий коррупции.

Работа органов государственной власти и гражданского общества должна осуществляться в двух основных областях в соответствии с этими стратегиями:

1. Принять такие законодательные акты, чтобы возможность коррупции была минимальной и строго реализованной в случае ее реализации.

2. Создание условий для борьбы с коррупцией и участия общественности в этом процессе с целью развития этого участия и повышения его эффективности.

В то же время эти два направления тесно связаны между собой, предлагая скоординированные действия всех трех секторов, но второй момент по-прежнему является наиболее важным. Действительно, борьба с коррупцией - это, по сути, сознательная борьба каждого гражданина за свои права, желание жить в легальном, открытом государстве и готовность пожертвовать определенными нелегальными привилегиями.

Одним из основных условий в борьбе с коррупцией, несомненно, является прозрачность процедур, проводимых властями для исключения условий для развития коррупционных отношений. Если правительство, по крайней мере, будет открыто для граждан, насколько это возможно, то будет сложнее строить коррупционные отношения. Государственные и местные органы власти готовят отчеты о работе с обращениями граждан за определенный период времени. Эти отчеты включают данные о количестве полученных запросов и предпринятых действиях. Они также фиксируют информацию о соблюдении сроков рассмотрения жалобы и мерах ответственности за нарушение этих сроков. По мнению экспертов, эти отчеты можно сделать более открытыми: правительственные учреждения и органы местного самоуправления могут публиковать некоторые отчеты, в которых изложены основные призывы граждан и конкретные меры по реагированию на запросы и жалобы.

Подводя итог вышесказанному, нужно задать главный вопрос - как изменить коррумпированный менталитет россиян? А для этого необходимо принять ряд мер. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо начать преодолевать пассивность населения и восприятие коррупции, которая утвердилась в обществе как свершившийся факт. Все субъекты гражданского общества, безусловно, должны быть заинтересованы в формировании нетерпимости к коррупции: политические партии, общественные организации и ассоциации, общественные движения, третий некоммерческий сектор, представители частного сектора, местных органов власти, средств массовой информации, экспертного сообщества и конечно, обычные граждане, которые ежедневно испытывают последствия коррупции. Решение проблемы заключается во влечение таких гражданских групп в конструктивную антикоррупционную деятельность. Для этого предлагается:

- развивать структуры гражданского общества, в основном НПО и их коалиции (стратегия информирования).

- развивать систему гражданского образования между НПО, школами и институтами, вовлекать в эту систему, естественно, властные структуры и создавать специальные центры гражданского образования (стратегия информирования).

- обмениваться опытом и внедрять перспективные формы участия общественности в других регионах (стратегия профилактики)

Уровень коррупции в России, по всей вероятности, снизится только в том случае, если страна укрепит право, демократические институты, конкурентоспособную, инновационную экономику, массовые и сильные формы среднего класса, а также интеллектуальные и моральные основы общества. Другими словами, устранение коррупции в России как системы связей с общественностью возможно только в том случае, если все - и правительство, и общество - начинают бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами. 

Список литературы:

1. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность / В.Д. Андрианов. - М.: Экономика, 2016. - 256 c.

2. Годунов И.В. Азбука противодействия коррупции от А до Я / И.В. Годунов. - М.: Академический проект, 2015. - 172 c.

3. Землин А.И. Антикоррупционные ограничения на государственной и муниципальной службе и меры по предупреждению коррупции в сфере государственного и муниципального управления. Научно-практическое пособие / А.И. Землин. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2017. - 908 c.

4. Колкарева И.Н. Современные угрозы национальной безопасности / И.Н. Колкарева // В сборнике: Национальная безопасность: проблемы теории и практики материалы заседания дискуссионного клуба «Человек. Труд. Общество». 2019. С. 62-65.

5. Леонов Николай. Коррупция / Николай Леонов. - М.: ИнтербукЭвеста, 2015. - 161 c.

6. Серапина Анна. Коррупция и политическая элита в современной России / Анна Серапина. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2015. - 215 c.

 

. . . . . . .