Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Коррупционные риски в развитии российского малого бизнеса

Дата публикации: 2020-06-04 16:59:59
Статью разместил(а):
Гончарова Дарья Витальевна

Коррупционные риски в развитии российского малого бизнеса

Corruption risks in the development of Russian small business

Автор: Гончарова Дарья Витальевна 

Россйиский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар, Россия

E-mail: darja.goncharova@yandex.ru 

Goncharova Daria Vitalievna

G.V.Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation

E-mail: darja.goncharova@yandex.ru

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению проблемы коррупционных рисков в развитии российского малого бизнеса.

Abstract: This article is devoted to the consideration of the problem of corruption risks in the development of Russian small business.

Ключевые слова: коррупция, малый бизнес.

Keywords: corruption, small and medium business.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Действительно сегодня, коррупция представляет угрозу для всей национальной безопасности и народного хозяйства, а также для конкретных компаний. Последствия воздействия коррупции на бизнес сопоставимы с последствиями увеличения налоговой нагрузки. Действительно, а в других случаях это означает, что выход на рынок новых товаров, услуг или технологий. Особенно для малого бизнеса.

В этих условиях деятельность органов государственной власти должна быть сконцентрирована на предотвращение коррупции и разработку эффективных антикоррупционных механизмов для защиты не только крупного, но и малого и среднего бизнеса.

По мнению многих аналитиков, формирование институтов, предотвращающих коррупцию, гарантирующих надежные и доступные гражданские и арбитражные процедуры, разделение собственности и полномочий, политической и экономической сфер, будет гарантировать высокоэффективное социальное предпринимательство, обуславливающих появление новых механизмов управления, увеличение производительности труда, создание рабочих мест, макроэкономический рост.

Бесспорно, коррупция является одной из значительных проблем в развитии малого бизнеса, поэтому важнейшей функцией государственных регулирующих органов должно быть помощь содействие малому бизнесу в их деятельности. В прочем целью деятельности этих органов на практике является наказание за неправомерное исполнение, которое способствует вытеснение малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции.

Малые и средние предприятия вносят существенный вклад в решение социально-экономических проблем Российской Федерации; осуществляет ключевую функцию в создании Внутреннего Валового Продукта. В современных условиях система поддержки малого и среднего предпринимательства не осуществляет соответствующим образом свою функцию в национальной экономике, что подтверждает о минусе государственного регулирования развития этого сектора и угрозе его снижения в будущем.

Несовершенство действующего государственного регулирования проявляется в том, что, несмотря на ориентацию большего количества федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса на активные мероприятия, в том числе смысл неограниченной помощи со стороны государственных органов, их реализация на практике является формальной для из-за отсутствия интереса со стороны чиновников к развитию малого бизнеса. Кажется, что саморегуляция этого процесса невозможна.

Согласно официальным спецификациям, нормативно-правовая база предназначена на защиту малого бизнеса, и практически нет разработанных или недостаточных механизмов для ужесточения или стимулирования участия государственных органов в оказании поддержки малому и среднему бизнесу, поэтому мы можем сказать о слабости всей системы защиты.

На региональном уровне деятельность по развитию инфраструктуры малого бизнеса зависит от позитивного отношения местных властей к вопросам малого и среднего бизнеса, а реализация программ усложнена из-за противопоставления федерального законодательства региональной нормативно-правовой базе.

В современных российских обстоятельствах видение государства и общества на коррупцию меняются, потому что нет единого мнения о причинах, значении и степени воздействия этого явления на государственные и общественные институты, что в основном связано с теми, кто изучает проблемы коррупции – экономистами, социологи, политологи или юристы.

Безусловно, существует также общее понимание коррупции, сформированное на основе жизненного опыта, что затрудняет формулирование относительно универсальной концепции коррупции, что, в свою очередь, объективно ограничивает разработку более эффективных механизмов борьбы с ней.

На самом деле, суть коррупции заключается в злоупотреблении ресурсами и использовании государственной власти для достижения личной выгоды.

Как известно, что мотивами коррупции являются:

1) недостаточный уровень заработной платы государственных служащих;

2) монополизация государственных услуг;

3) необоснованно расширенная свобода действий чиновников со слабой системой контроля;

4) чрезмерное государственное регулирование общественных отношений в сфере экономики;

5) бюрократизация и отсутствие этических норм государственной службы.

Вопреки на множество точек зрения на коррупцию, эксперты солидарны в том, что она: навсегда тесно взаимосвязана с государственной властью; как злоупотребление властью, оно может быть использовано для получения выгод не только для личных интересов, но и корпоративного.

В соответствии с российским законодательством коррупция имеет следующие формы проявления:

- злоупотребление служебным положением;

- дача взятки;

- получение взятки;

- злоупотребление полномочиями;

- коммерческий подкуп.

Иное незаконное использование служебного положения лица, противоречащего законным интересам общества и государства, с целью получения выгод в виде денег, ценностей, недвижимости или услуг, а также иных прерогативных имущественных прав для него или для третьих лиц, или противозаконное предоставление таких льгот лицу, указанному другими лицами; а также свершение этих действий от имени или в интересах юридического лица.

Особенного внимания заслуживает Организация Объединённых Наций, которая рассматривают коррупцию как «сложное культурное экономическое социальное, и социальное явление, охватывающие все страны», акцентируя, что феномен коррупции слишком уникален, сложен и разнообразен, чтобы можно было дать исчерпывающею формулировку.

Трактуя коррупцию в широком смысле, необходимо отметить, что государственные чиновники имеют возможность напрямую распределять выгоды или обеспечить такое распределение, когда соблазн получения личной прибыли превышает над долгом и обязанностью служить интересам государства и общества. Точно также коррупция возникает, когда государственную роль выполняет должностное лицо даже если, существуют уже установленные правила или процедурные предписания, но при возможности для него действовать и по своему усмотрению, в том числе сознательно нарушая нормативные положения, для личной выгоды.

Коррупция в узком смысле - это явление, при котором государственные служащие пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям, с целью получения дополнительного оборудования или вознаграждения

Конечно же, коррупция создает наиболее значительные риски для экономической безопасности страны, нарушает конкурентный механизм, дискредитирует рыночную конкуренцию, а в бюджетном процессе приводит к злоупотреблению бюджетными средствами и утрате престижа страны для отечественных и иностранных инвесторов.

Без сомнения, развитие малого бизнесатесно связано с формированием среднего класса. Тем не менее на сегодняшний день создание эффективного среднего класса остается декларативным, текущее формирование которого требует целостной систематической методологии для развития малого и среднего бизнеса. Необходим план государственной поддержки малого бизнеса.

По словам независимого эксперта по противодействию коррупцией Сергея Алексеева: «Анализ подтверждает, что воздействие коррупции на малый бизнес имеет очень разнообразно: это и административные барьеры входа на рынок, и искусственная проблема ведения бизнеса и дополнительные временные и финансовые расходы, и уменьшения уровня доходности бизнеса, и потеря финансовых резервов бизнеса. Условно, все это может привести к различным, но всегда негативным результатам, например, банкротству, отказу от предпринимательской деятельности – этот список можно продолжить.

Основной причиной сложившейся ситуации является сложность и сложность законодательства, регулирующего деятельность малого и среднего бизнеса, что препятствует ориентации предпринимателей в правовом пространстве.

Вторая причина - подлинная правовая неопределенность бизнесменов, которая создает основу для злоупотребления властью со стороны чиновников. Чтобы преодолеть проблему уязвимости, предлагается оптимизировать законодательство в области малого бизнеса, чтобы сделать его прозрачным.

Подводя итог, хотелось сказать, что предприниматель должен четко понимать, четко свои права и требования, установленные законом. Необходимо более достоверные правовые знания предпринимателей посредством открытых семинаров, конференций, путем создания интернет-порталов в Всемирной паутине, публикации информационных статей, разъясняющих предпринимателям правовые аспекты их деятельности в доступной и открытой форме.

 

Список литературы:

1. Амара М.И. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Библиография (1991—2016 гг. ) / М.И. Амара, Ю.А. Нисневич, Е.А. Панфилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с.

2. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность / В.Д. Андрианов. - М.: Экономика, 2016. - 304 c. 

3. Артемьев А.Б. Антропология коррупции / А.Б. Артемьев. - М.: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2015. - 272 c.

4. Братановский С.Н. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ. Монография / С.Н. Братановский. - М.: Проспект, 2017. - 651 c.

5. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2. - М.: Научный эксперт, 2016. - 305 c

6. Добролюбова Е.И. Корреляция мер по противодействию коррупции с причинами и условиями ее возникновения. Научно-методическое пособие / Е.И. Добролюбова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 441 c.

7. Костенников М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / М.В. Костенников. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 330 c.

8. Скурихин С.В. Коррупция - это государственная измена / С.В. Скурихин. - М.: Глобус, 2017. - 508 c. 

 

. . . . . . .