Моральные нормы в законах Ману и Конституции Индии

Дата публикации: 2020-05-31 22:08:51
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Моральные нормы в законах Ману и Конституции Индии

Morality in the laws of Manu and the Constitution of India

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

 

Аннотация: В прошлом и настоящем право и мораль могут находиться в абсолютно разных отношениях касаемо друг друга. Были исторические периоды, когда они сливались в единое целое либо противопоставлялись (нахождение в субординации), или рассматривались со стороны отношений субконтрарности. Как бы там ни было, до сих пор ведутся споры о том, какую роль мораль играет в праве или же, наоборот, право в области морали. В этой статье рассмотрены проблемы, возникающие при соотношении таких понятий, как мораль и право на примере Конституции Индии и законов Ману.

Annotation: In the past and present, law and morality can be in completely different relations with respect to each other. There were historical periods when they merged into a single whole or were opposed (being in subordination), or were considered from the side of the relations of subcontrol. Whatever the case, there is still debate about what role morality plays in law or, conversely, law in the field of morality. In this article, we will examine in more detail the problems that arise when correlating concepts such as morality and law using the example of the Indian Constitution and the laws of Manu.

Ключевые слова: моральные нормы, законы Ману, конституция Индии.

Keywords: moral norms, manu laws, Indian constitution.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

С античных времен ведется спор о том, какое место занимает мораль в системе права, единого мнения не найдено и в наши дни. В античности право и мораль считались тождественными, тогда как в средневековую эпоху развилась идея о том, что они являются дифференцированными. На сегодняшний день наблюдается картина сближения этих двух понятий, как регуляторов поведения.

Российская историография не освещает значение роли норм морали в Древнеиндийских законах Ману. Большинство исследователей считают, что эти законы содержат в себе правила морали, но данная проблема детально не изучена.

Каждый год растет число обращений в Конституционный Суд с жалобами, а также с апелляцией. И Суду приходится чаще обращаться в реальности, где находят свою реализацию нормы права, к самому духу законов. В.М. Шафиров говорит о том, что речь не только об уважении личностных интересов, но об измерении самого права по человеческим меркам, соответственно мораль необходима [10].

Существует много подходов в понимании права, так же как и морали, они находят свое освещение в научных трудах, но, в первую очередь, нам стоит рассмотреть само понятие нравственности, морали. «Мораль – это форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого» [7]. Заголовок данной статьи содержит термин, который называется «нормы морали». Такие нормы являются некой разновидностью норм, признающихся социальными. Социальными признаются нормы, которые считаются нормативными поведенческими правилами, они регулируют отношения в сфере общественности, и складываются на протяжении многих веков.

Согласно некоторым авторам, нормы морали и права различаются:

- внешней формой;

- содержанием;

- происхождением;

- обстоятельствами, где они обязывают, либо санкциями, которые применяются к лицам, ведущим себя не соответствующе нормативным предписаниям [9].

Ссылаясь на Алексеева, отметим, что взаимодействие рассматриваемых норм прослеживается в документах права. Он считает, что в законодательных актах, содержащих нормы, часто используется оценка понятий со стороны нравственности (недостойное поведение, цинизм, честь и т.п.). Таким образом моральные нормы являются основой для правовых, при нарушении основ морали наступает ответственность, являющаяся правовой. Так же Алексеев говорит о том, что в процессе развития общества происходит гармонизация таких механизмом, посредством которых мораль и право находят свое взаимодействие, что связано с культурой и уровнем цивилизованности определенного общества.

Для того, чтобы более глубоко узнать роль нравственности в праве, сравним юридические документы (ведь «все познается в сравнении»), в данном случае такими документами будут Законы Ману и, вторым документом рассмотрим, Индийскую Конституцию, действующую на настоящее время. До компаративного исследования стоит пояснить некоторые из норм морали, описанных в Законах Ману.

Статья 63 главы Х, где описаны дхармы, являющиеся основными для существующих варн: «ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов» [3]. Здесь хорошо виден нравственный принцип, в котором находят отражение человеческие представления о тех вещах, которые подходят под описание «хорошо» или «плохо». В Законах Ману также есть статья, которая приводит правила поведения, которые не допускались в социуме тех времен, касающиеся жен: «приверженность к пьянству, ко всему дурному, злобность, расточительность» (Законы Ману. Глава IX, статья 80), и грубую разговорную речь (Законы Ману. Глава IX, статья 81).

Моральные нормы распространяются на многие сферы отношений. Они имеют место в отношениях личных, в отношениях частности, а также в семейных. Согласно статье 226 II главы Законов учитель, отец, мать и старший брат не могут быть не только презираемы, но даже обижать их запрещено, особенно это касается брахманов. При рассмотрении статьи 12 из III главы становится понятно, что при первом браке стоит брать жену своей варны, но если брак заключается по любви, то жену можно брать исходя из прямого порядка варн. Из этого исходит, что брахман может взять в жены любую из трех варн, которые следуют ниже (Законы Ману. Глава III, статья 13). Но в следующей норме упоминается о том, что у брахмана или кшатрия может быть жена шудрянка, даже в крайних обстоятельствах (статья 14 главы III Законов Ману). В случаях заключения брака, считавшегося неравным, брахман, как и все его потомки опускались к положению шудры (Законы Ману. Глава III, статья 15). Есть ряд статей, в которых говорится о том, как следует заключать брак. Существует такое положение, согласно которому отец может выдать дочь после того, как получит от жениха быка или корову (Законы Ману. Глава III, статья 51). Но  есть противоречие. Считается, что разумный отец не должен брать вознаграждения за свою дочь, даже незначительного, т.к. в ином случае он будет считаться человеком, который продает потомство. Шудра также должен отказаться от вознаграждения (Законы Ману. Глава IX, статья 98). Из этого следует, что в обществе не приемлемы браки по восходящей или нисходящей происхождения.

Не обходят нормы морали и систему власти государства. Царю рекомендуется относится к обычаям народа с уважением, а к людям иметь отношение отца, налоги должны быть распределены так, чтобы не только царь, но и работник мог жить достойно (Законы Ману. ГлаваVII, статья 128). В имущественных отношениях также просматривается регулируемость нравственностью, наряду с правом: родственники, которые захватили имущество опекаемого (больного), наказываются, как воры (Законы Ману. ГлаваVIII, статья 28).

В действующей Конституции Индии закреплены основополагающие обязанности, которые должны соблюдать граждане (42-я правка). Граждане обязаны соблюдать идеалы и институты страны, уважать флаг и гимн государства. Они имеют воинскую обязанность, должны следовать национально-освободительным идеалам борьбы, иметь научный подход, быть гуманными, постоянно стремиться к совершенству, это касается всех областей деятельности (индивидуальной, коллективной) и др [1]. Большинство обязанностей носят не правовой, а моральный характер [2]. Так же в Законах Ману есть упоминание об отношении к государственному флагу, здесь не используется «абстрактное» понятие «уважение», норма является материальной. Тот, кто испортит флаг (и другие эмблемы) наказывается денежным штрафом (Законы Ману. Глава IX, статья 285). В Законах Ману отражена варно-кастовое деление всего общества. От касты зависит вид наказания, отношения семьи, процесс в суде, отношения в сфере экономике регулируются кастами.

Различия между кастами было упразднено Конституцией в 1950 году. Об этом рассказывается в главе «Право на равенство» в части III. Но при рассмотрении другой статьи (статья 15) «Запрещение дискриминации по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения» видим, что на самом деле касты не ушли из повседневности. Фактически и на сегодняшний день в Индии сохранен кастовый строй, люди дифференцированы, люди, разносящие воду, разливают ее не в одну емкость: брахман не станет пить воду из того стакана, из которого пил шудра [8]. «Неприкасаемость» была отменена в статье 17 «Отмена неприкасаемости», и практиковать ее запрещено в любом виде. Если права ограничиваются согласно мотиву «неприкасаемости», это считается преступлением и наказывается по закону.

Конституция не раскрывает сути слова «мораль», только иногда упоминая о ней. Согласно статье 25.1 части III все имеют право на свободу совести, на свободу религии. В Законах Ману, в свою очередь, каждая подобная норма раскрыта более чем подробно.

Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы:

- Законы Ману представляют собой сборник с предписаниями правового поведения, что отличает их от современных законов.

- Мораль и право тесно связаны с древнейших времен, это зависит от того, что право является частью общества.

- Законы Ману поясняют, что мораль охватывает большее количество сфер, на которые распространяются, в отличие от права, она входит в отношения, являющиеся межличностными.

В Конституции Индии 1950 г. меньше норм морали, так происходит из-за того, что правовая культура растет, и теряется необходимость законодательной власти в регулировании личной жизни. На наш взгляд, каждому социальному законодательству следует использовать право, которое отражает нравственность и содержит в себе моральные идеалы и принципы

 

Библиография:

1. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. – 560 с.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в двух томах : учебное пособие для студентов вузов; отв. ред. Н.А.  Крашенинникова. - М. : Норма, 2007. – 669 с.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – М: Проспект, 2013 г. –  457 с.

4. Протасов В.Н. Лекции по общей теории права и государства/ В.Н. Протасов,  Н.В. Протасова. – М: Городец , 2010 г. -  752 с.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М: Омега-Л, 2014 г. – 608 с.

6. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/  С. С. Алексеев, С. И. Архипов, Г. В. Игнатенко и др.; отв. ред. В.Д. Перевалов. – М: Норма, 1998. – 570 с.

7. Алаев Л.А. Миф и реальность касты// «Вокруг света». – 1973 г. –№3. – С. 18-29.

8. Оссовская М. Нравственность и правовые нормы / М. Оссовская // Известия вузов. Правоведение. - 2013. - № 1. - С. 188-195

9. Шафиров В.М. Человекоцентристский подход к пониманию права // «Право Украины». –  2011 г. – №1. – С. 101-107.