Особенности исламского права на ослабление обязательств людям на примере путника

Дата публикации: 2020-05-28 13:52:28
Статью разместил(а):
Рахмонкулов Зиёдулло Нарзулоевич

Особенности исламского права на ослабление обязательств людям на примере путника

Features of Islamic law on the weakening of obligations to people the example of a traveler

 

Автор: Рахмонкулов Зиёдулло Нарзулоевич

Болгарская исламская академия, г. Болгар, Республика Татарстан, Россия

e-mail: rziedulla@mail.ru

Rakhmonkulov Ziedullo Narzuloevich

Undergraduate Bolgar Islamic academy, Bolgar, Republic of Tatarstan, Russia

e-mail: rziedulla@mail.ru  

 

Аннотация: Статья рассматривает некоторые вопросы исламского права, послаблении обязанностей на примере путника, рассматривающиеся в богословских школах. В ходе исследования вопроса, становится очевидно, что исламское право считает человеческую жизнь очень ценной, до такой степени, что в опасных жизненных ситуациях разрешает человеку то, что ранее было для него недозволенным, и устанавливает облегчения. Можно сделать вывод, что исламское право соответствует нужде мусульман, проживающим в любом месте.

Abstract: The article examines some issues of Islamic law, the relaxation of duties on the example of a traveler considered in theological schools. In the course of the study of the issue, it becomes obvious that Islamic law considers human life to be very valuable, to the extent that in dangerous life situations it allows a person what was previously unlawful for him and establishes relief. It can be concluded that Islamic law meets the needs of Muslims living anywhere.

Ключевые слова: исламское право.

Keywords: slamic law.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Введение.

Взгляд исламского права на положение людей. Исламское право объединило народы и дало возможность для физического и духовного развития. Религиозных обязанностей не так много по сравнению с духовным вознаграждением.

Несмотря на это, исламское право, уделяет особое внимание людям, их состоянию и положению. Исламское право выделило особое место для разума человека и сделало разум одним из условий для религиозных обязанностей. Поэтому тем, у кого нет разума, по любым причинам, на них не налагаются религиозные обязанности. И это считается справедливостью и мудростью. Так же тем, у кого есть какая-то уважительная причина, исламское право облегчило выполнения религиозных обязанностей, например, психическим больным, пожилым людям, хронически больным, у которых нет надежды на их исцеление. Для них не является обязательными молитва, пост. Например, для путника, исламское право облегчает совершение молитвы и сокращает с четырех ракаатов до двух, а также снимает обязанность соблюдать пост в месяц Рамадан, с условием восполнения пропущенных дней в другое более благоприятное время.

Это проявление справедливости исламского права объединяющее между собой разные народности, отличающихся языком, цветом кожи и другими отличиями в традициях.

Путешествие как один из примеров, разрешающих послабление.

Значение путешествия в словаре и терминологии исламского права. Путешествие — это передвижение по какой-либо территории с целью намерения пересечь расстояние.

Некоторые считали, что расстояние – это промежуток пути, который можно преодолеть за день. Арабы называет его «сафар», а во множественном числе «асфар».

Богословы подразумевают под термином «сафар» путешествие, в связи с которым изменяются положения шариата. Например, когда человек выходит из своего города и намеревается пройти расстояние, определенное законами шариата, или больше этого расстояния.

Таким образом, можно сказать, что «мусафиром» то есть путником считается человек, совершающий дозволенное исламом путешествие. Это положение касается как мужчин, так и женщин, находящихся в пути. Однако женщинам дозволено совершать путешествие только в сопровождении «махрама» (мужа, отца, родного брата, сына).

Расстояние путешествия, которое изменяет обычные положения исламского права.

Согласно ханафитского мазхаба, путником может оказаться любой человек, который имеет намерение пройти расстояние равно трехдневному пути. А по мнению «джумхура» (большинства) ученых, это расстояние определено в два мархала (перехода) или два дня. Современные ученные определили это расстояние в километрах.

Основой облегчения шариата в положениях путника является слова «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». Этот аят считается основой, на которую можно опираться в затруднительных положениях. Также есть и другие аяты и хадисы регулирующие эти положения. 

Путник, или как его называют в фикхе «мусафир», может пользоваться следующими облегчениями:

­- сокращение молитв;

- таямум – использование земли, песка для омовения при отсутствии воды;

- масх – обтирание обуви вместо омовения ног;

- разрешается не держать пост, перенеся его на благоприятное время.

Сколько дней человек может быть в состояния путника (мусафира)?

По ханафитскому праву, если человек намеревается сделать остановку в пути меньше чем на две недели или 14 суток, то в течении этого периода он может продолжать пользоваться этими облегчениями. А если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на 15 или более суток, то перестает пользоваться облегчениями путника.

В исламском праве есть много правил для облегчения и воплощения в реальной жизни людей, применимых и отвечающих потребностям мусульман во все времена. Наиболее важными основами исламского законодательства являются: помощь в затруднительных положениях, небольшое количество обязательств, учитывание положения людей и справедливость.

Исламское право заинтересовано в том, чтобы облегчить жизнь людям, а не причинить им страдания и трудности, поэтому в обязательствах все предусмотрено в пределах человеческих способностей. И это выражено в достоверном хадисе, что он находился между двумя вещами (выбором) и он выбрал самый простой (легкий) из них, если только это не грех.

В исламском праве приведены разрешения для того, чтобы не допустить затруднительных положений, поэтому есть обязательство поститься, но есть и разрешения не держать пост больным, путешественникам, беременным и женщинам, кормящих грудью. Кроме того, разрешена молитва, но так, чтобы больной мог молиться в соответствии со своими способностями – стоя, сидя или лежа. Так же дозволено молиться без омовения водой, когда ее нет поблизости или если воды хватает только для питья. В этом случае, омовение лица и рук совершается при помощи земли, песка (ат-таяммум).

Позволяется употреблять только халяльные продукты и запрещено то, что вредно для нас, например, мертвое мясо, кровь, свинина и алкоголь. Однако разрешается снимать эти запреты в случаях, когда необходимо, чтобы человек остался в живых. Например, есть мясо мертвых животных, если нет выбора, а человек находится в положении смерти и гибели или пить алкоголь в экстренных положениях, когда находится в бесплодной пустыне, а других дозволенных напитков у него нет. Таким образом, становится ясно, как исламское право заботится о человеке, оберегает его жизнь, которая является очень ценной.

В заключение хочется отметить одним из проявлений легкости в исламском праве является поэтапное выполнение правил и положений для того, чтобы люди были готовы принять его. Исламское право соответствует интересам людей независимо от места и времени.

Таким образом, исламское право балансирует между пользой и вредом. То, что является вредным, то запрещено, а то что несет пользу и действует в интересах людей, то разрешено.

 

Использованная литература:

1. Коран.

2. Абу аль-Аббас. Ахмад бин Мухаммад бин Али аль-Фаюми, потом аль-Хамави, «Аль-Мисбах аль-мунир фи гариб аль-шарх аль-кабир». Бейрут, аль-Мактаба аль-илмия. 2том.

3. «Аль-Мавсуа аль-фикхия аль-кувайтия». - Кувейт: Министерство по делам авкафов и ислама. Количество частей: 45 частей.

4. Ибн Абдин. Мухаммед Амин бен Омар бин Абдул Азиз Абдин Дамаскен Ханафи. Радд аль-Мухтара ала аль-дурр аль- Мухтара Хашият ибн Абдина», Бейрут: Дар аль-Фикр. Издание: второе.

5. Ан-Навави. Абу Закария Мухиддин Яхья бин Шараф ан-Навави. Аль-Маджму шарх аль-мухаззаб, (с дополнением аль-Субки и аль-Мутиъи). Дар Аль-Фикр. ч 4 – с. 323.

6. Аль-Гунаими. Аль-Лубаб фи шарх аль-китаб.

7. Абу Абдулла. Ахмед бин Мухаммед бин Ханбаль бин Хилал бин Асад аль-Шаибани, «Муснад имама Ахмада ибн Ханбала», исследовал: Шоаиб Аль-Арнаут - Адель Моршед и другие, руководитель: доктор Абдулла бин Абдул Мохсен Аль Турки, Издатель: Фонд Аль-Ресала, Издание: первое.