Индивидуальные трудовые споры

Дата публикации: 2020-05-28 09:37:34
Статью разместил(а):
Демичева Татьяна Алексеевна

Индивидуальные трудовые споры

Individual labor disputes

 

Автор: Демичева Татьяна Алексеевна

Юридическая школа ДВФУ, г. Владивосток, Россия

e-mail: tanyazaika7@yandex.ru 

Demicheva Tatiana Alekseevna

Far Eastern Federal University Law School, Vladivostok, Russia

e-mail: tanyazaika7@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается индивидуальный трудовой спор в рамках трудового законодательства, основные причины возникновения и механизмы разрешения.

Abstract: This article discusses individual labor disputes within the framework of labor legislation, the main causes of their occurrence and mechanisms for resolution.

Ключевые слова: Индивидуальный трудовой спор, разрешение трудовых споров.

Keywords: Individual labor dispute, labor dispute resolution.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Основа любого трудового спора - расхождение во мнениях, причем правовых. Следствием такого разногласия является появление трудового спора. Представляется, что разногласия в коллективе негативно влияют на результативность труда, что не может устраивать работодателя. Для поддержания высоких показателей работодатель заинтересован  в устранении конфликтов в рамках трудового коллектива.

Возникновению трудовых споров между работником и работодателем предшествует непосредственное оформление трудовых отношений или же желание одной стороны правоотношения – работника – оформить их. В Российской Федерации принят Закон от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с которым субъект, получающий какой-либо трудовой доход, заработок является занятым. В нашем случае можно говорить о том, что трудовые споры имеют в своей основе занятость населения, то есть деятельность, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, которые в свою очередь будут приносить субъекту материальную выгоду.

Современное трудовое законодательство не содержит понятия трудового спора, что приводит к субъективному толкованию в зависимости от взглядов того или иного ученого. Это снижает эффективность применения нормативных актов, так как развитая юридическая техника - это один из способов их оптимального использования.

В науке трудового права индивидуальные трудовые споры (далее – ИТС) рассматриваются во взаимосвязи трёх аспектов, а именно:

1. Разногласие работника и работодателя по вопросам применения трудового законодательства и локальных нормативных актов организации, трудового договора;

2. Форма защиты нарушенного права, как совокупность норм, которые устанавливают порядок урегулирования возникших разногласий;

3. Подинститут трудового права, регулирующий порядок разрешения споров, возникших в процессе выполнения трудовых функций.

Под индивидуальным трудовым спором понимают разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров [4. c.161]. Легальная дефиниция закреплена в статье 381 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Индивидуальный трудовой спор, как общественное явление, имеет свои причины и условия возникновения. Под причинами понимаются негативные факторы, способствующие появлению разногласий между субъектами трудового права. К основным причинам теоретики, исходя из полученных практическим путём данных, относят следующие группы:

1. Объективные причины (связаны с нарушение трудовых прав работников, вызванных экономически нестабильным состоянием работодателя, например, несвоевременная выплата или невыплата заработной платы из-за отсутствия денежных средств у работодателя);

2. Субъективные причины (связаны с недостатками и ошибками в деятельности одного из субъектов трудовых отношений, например, нарушение трудовых прав работника, вызванное неверным неофициальным (обыденным) толкованием норм трудового законодательства, а также личные конфликтные ситуации, влияющие на положение работника в организации работодателя).

Также трудовые споры характеризуются условиями их возникновения. Под условиями принято считать отрицательную среду, в которой спор возникает и продолжает существовать, развивается под воздействием определённых факторов. Условия, как и причины, могут быть объективными (например, связанные с изменением экономической ситуации) и субъективными (связанные с личными характеристиками субъектов трудовых отношений). В доктрине принято выделять три группы условий, способствующих развитию индивидуальных трудовых споров: экономические условия, социальные условия, правовые условия.

Из вышеперечисленных обстоятельств возникновения, развития и практической специфики индивидуальных трудовых споров можно вывести следующие признаки, которые объединяют в себе, как и доктринальные заключения, так и практический опыт специалистов. К основным характерным чертам относят:

1. Противоречия между работником и работодателем, причём они могут быть как бывшими, настоящими и потенциальными субъектами конкретных трудовых правоотношений;

2. Разногласие является неурегулированным в процессе переговоров между заинтересованными сторонами или их представителями;

3. Разногласия возникли на основе применения трудового законодательства, локальных актов, трудового договора или иных соглашений о труде;

4. Конфликт переносится на рассмотрение в специально уполномоченный на то орган.

Как правило, за защитой своих прав работники обращаются сразу в суд, поскольку им не предоставлен иной вариант разрешения спора или же, в силу своей правовой неосведомлённости, они не знают об иных способах разрешения трудовых споров.

Органов, которые могут рассматривать индивидуальные трудовые споры в соответствии со ст. 382 Трудового Кодекса, два: суд и комиссия по трудовым спорам (далее – КТС). Кроме этого, работник может обратиться в инспекцию по труду (далее – ГИТ) или прокуратуру.

Однако ни ГИТ, ни прокуратура не являются органами, уполномоченными рассматривать трудовые споры. Они осуществляют контроль за соблюдением работодателями требований трудового законодательства. В случае выявления нарушений инспектор ГИТ или прокурор вправе вынести работодателю предписание об их устранении, которое работодатель может обжаловать в случае несогласия.

В соответствии со ст. 391 Трудового Кодекса в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры, поступившие в суд от работника, работодателя или профессионального союза, который защищает интересы конкретного работника вне зависимости от обращения субъектов в комиссию по трудовым спорам. Работник, минуя КТС, может сразу же обратиться в суд или же в судебном порядке обжаловать решение КТС. Также в суд имеет право обратиться прокурор с заявлением в том случае, если решение КТС не соответствует действующему трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются, как правило, судами общей юрисдикции (ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ) [1. c.97]. Однако, отдельные категории индивидуальных трудовых споров могут быть рассмотрены арбитражными судами, исходя из положений ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Итоговой формой восстановления нарушенного права является решение суда, которое по спорам о восстановлении на работе и выплате работнику заработной платы в течение 3 месяцев согласно ст. 211 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению. Срочность исполнения решения связана с защитой и восстановлением нарушенного права работника, фактически лишенного заработка.

Статьёй 392 ТК РФ устанавливается срок обращения в суд для решения индивидуального трудового спора – 3 месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении права, или в течение 1 месяца со дня вручения работнику копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки в спорах об увольнении. Работодатель также имеет право обратиться в суд по спорам, возникающим на основании причинения ущерба работником в течение 1 года со дня причинённого ущерба. При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков они могут быть восстановлены органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Комиссия по трудовым спорам – первичный орган, созданный для урегулирования индивидуальных трудовых споров в организации, образованный по инициативе, как работников, так и работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа их представителей. Данный орган рассматривает все индивидуальные трудовые споры, кроме тех, которые непосредственно входят в исключительную компетенцию суда (ч. 2, 3 ст. 391 ТК РФ). Однако КТС не является обязательным органом по рассмотрению трудовых споров, и работники вправе обращаться непосредственно в суд, если КТС в рамках организации работодателя не сформирована, а также в случаях, когда по каким-то причинам работник выражает желание обратиться непосредственно в суд, минуя КТС (ч. 1 ст. 391 ТК РФ).

Исходя из практики, обращение в судебные органы имеет для работника приоритетное значение. Это связано как с малым процентом создания в организациях комиссий по трудовым спорам, так и с пониманием работниками судебной защиты как эффективной процедуры, в которой решения принимаются на основе принципа единства судебной практики, а также беспристрастности судьи при вынесении решения по индивидуальному трудовому спору.

 

Список литературы:

1. Ашурова Т.Э. Принципы разрешения индивидуальных трудовых споров / Т.Э. Ашурова // Актуальные проблемы российского права. 2016. Вып. 68. № 7. C. 93-102.

2. Тхабисимов Х.А. Индивидуальные трудовые споры: правовые основы и порядок их разрешения / Х.А. Тхабисимов // Социально-гуманитарные знания. 2017. C. 151-157.

3. Чернышева Л.А. Трудовые споры: проблемы теории и практики / Л.А. Черышева, Г.П. Лебедева // Ленинградский юридический журнал. 2017. C. 160-166.