Проблемы правового регулирования информационной системы ЖКХ

Дата публикации: 2020-05-27 20:48:53
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Проблемы правового регулирования информационной системы ЖКХ

Problems of legal regulation of the information system of housing and communal services

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия

 e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы правового регулирования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Разъясняются возможности применения данной системы. Делается вывод о необходимости внесения определенных изменений в законодательство в сфере регулирования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Annotation: The article deals with the problems of legal regulation of the state information system of housing and communal services. The possibilities of using this system are explained. The conclusion is made about the need to make certain changes to the legislation in the field of regulation of the state information system of housing and communal services.

Ключевые слова: система жилищно-коммунального хозяйства, собственник помещения, общее собрание собственников многоквартирного дома.

Keywords: housing and utilities system, owner of premises, general meeting of owners of apartment buildings.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

В последние десятилетия, благодаря развитию и совершенствованию информационных технологий, значительно возрос объем используемой обществом информации, не стала исключением и правовая сфера. В то же время появились и новые механизмы внедрения, обработки и использования информационных ресурсов, в том числе посредством информационных систем. Последние способны оптимизировать управленческие процессы практически в любой области.

На сегодняшний день информационные системы в качестве вспомогательного правового механизма регламентации общественных отношений активно внедряются во все сферы жизни общества, в том числе и в такую социально значимую область, как жилищно-коммунальное хозяйство.

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, которые, обеспечивают сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по их содержанию и ремонту общего имущества, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.    

Толчком к созданию информационной системы жилищно-коммунального хозяйства стал Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Возросла необходимость в информационной системе, которая бы обеспечила «прозрачность» отношений между управляющими организациями, собственниками жилья и государственными органами. Обязанность по созданию и правовому регулированию Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (сокращенно - ГИС ЖКХ) была возложена Президентом РФ на Минкомсвязи РФ и Минстрой РФ.

Разработка ГИС ЖКХ основывается на двух федеральных законах. Первым является Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Этот документ описывает требования к созданию системы, а также виды информации, которые подлежат размещению в ней. Кроме того, указанный федеральный закон предусматривает ответственность за не размещение информации в ГИС ЖКХ.

Вторым выступает Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Изменения коснулись отдельных статей Жилищного Кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других законодательных актов РФ. Регулируется размещение информации Приказом Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 « Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Субъектами, то есть поставщиками информации, Федеральный Закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ определяет как органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и иных лиц. В их обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации входит размещение информации в системе.     

В соответствии с п. 1.1 ст. 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трёх лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

Однако стоит добавить, что собственник помещения в многоквартирном доме сам, своей волей и в своем интересе реализует власть над имуществом, то есть принимает решение о совершении действия и далее их совершает. При множественности же состава собственников в отношении их общего имущества реализация ими возможностей владения, пользования и распоряжения усложняется. В результате этого, достичь единогласного решения по данному вопросу, практически невозможно. Кроме того, даже организационно очень сложно обеспечить участие в общем собрании всех собственников, особенно если вопросы в повестке дня общего собрания малозначительны.

Как отмечается в п. 36 ст. 6 Федерального Закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ, в ГИС ЖКХ должны быть размещены: информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования.  

Однако п.3.2-3.4 ч.2 ст. 44, ст. 47.1 ЖК РФ предусматривает возможность принятия собственниками решения об использовании иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.

В указанной ст. 47.1 ЖК РФ определен порядок проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с использованием информационной системы. Администратором обозначены сведения, необходимые для общего собрания. Кроме того, указано, что собственники данных помещений осуществляют голосование лично.  

Однако необходимость контроля администратора за соблюдением положения о личном выражении собственником помещения своей позиции по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, законодательно не предусмотрена. Кроме того, не урегулировано и положение, которое дает основание полагать, что решение по вопросам повестки дня заполнено лично собственником помещения. 

Указанная норма, дающая собственникам помещений многоквартирного дома право принимать участие в общем голосовании с использование системы только лично, противоречит праву собственника помещения в наделении полномочиями своего представителя для принятия участия в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и выражении воли доверителя по вопросам повестки дня.

Согласно п. 10 статьи 47.1 ЖК РФ администратор общего собрания обязан указать в системе сведения о лице, участвующем в голосовании, сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме, переданное ему собственником помещения в многоквартирном доме в письменной форме и выраженное формулировками "за", "против" или "воздержался" решение по каждому вопросу повестки дня. Кроме того, обязан также разместить в системе электронный образ указанного решения собственника помещения в многоквартирном доме в течение одного часа с момента получения решения.

Так же, в соответствии со ст. 46 ЖК РФ и ст. 6 ФЗ от 21.07.2014 № 209-ФЗ, помимо указанной информации в системе должны ещё быть размещены решения собственников помещений многоквартирного дома. Однако указанные положения противоречат нормам Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006г. № 152-ФЗ.

Следует также добавить что, неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.   

Таким образом, на основании вышеизложенного, стоит подвести итог, что законодательство в сфере регулирования возможностей применения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства требует внесения существенных корректировок и изменений.