Отдельные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия между оперативными подразделениями полиции и д

Дата публикации: 2020-05-27 13:18:18
Статью разместил(а):
Зиньковский Владимир Владимирович

Отдельные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия между оперативными подразделениями полиции и другими службами ОВД 

Selected problems encountered in the interaction between police operations units and other internal affairs services

 

Авторы:

Зиньковский Владимир Владимирович

старший преподаватель СФ КрУ МВД России, г. Ставрополь, Россия

e-mail: zinko-vovazinkovsky@yandex.ru

Zinkovsky Vladimir Vladimirovich

senior teacher, SF KrU MVD Russia, Stavropol, Russia

e-mail: zinko-vovazinkovsky@yandex.ru

Минко Владимир Витальевич

слушатель СФ КрУ МВД России, г. Ставрополь, Россия

Minko Vladimir Vitalevich

listener, SF KrU MVD Russia, Stavropol, Russia

 

Аннотация: В статье представлены отдельные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия между оперативными подразделениями полиции и другими службами ОВД.

Abstract: The article presents certain problems that arise in the course of interaction between operational units of the police and other services of the internal affairs department.

Ключевые слова: оперативные подразделения, службы органов внутренних дел, раскрытие преступлений, следователь, борьба с преступностью.

Keywords: operational units, services of internal affairs agencies, detection of crimes, investigator, fight against crime.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право

В современном мире одним из важных, даже можно отметить, главных показателей – это раскрытие преступлений. Преступлений разных по тяжести нанесённого ущерба, разных по видам, разных по общественным отношениям всё равно их необходимо раскрывать. Ведь самое главное - это достичь главной цели защитить свободу человека его права, защитить его здоровье и жизнь, а также собственность и как следствие обеспечить безопасность всего общества и государства в целом.

В настоящее время лучшая эффективность в пресечении, предупреждении и раскрытии, любого преступления зависит не только от применения и использования в полной мере всех сил, методов и средств, имеющихся на вооружении органов внутренних дел, но и от качественного взаимодействия между различными подразделениями, не только на прямую связанных с раскрытием и расследованием преступлений, но и тех, которые оказывают непосильную помощь, без результатов которых будет очень сложно доказать вину преступника, найти и исследовать вещественные доказательства и многое другое.

В науке управления распространена точка зрения о том, что взаимодействие – это одна из форм управления как направленного воздействия, осуществляемого для достижения конкретной цели. При взаимодействии системные образования взаимно дополняют друг друга, создают условия для успешного функционирования всей системы.

Так же необходимость взаимодействия можно объяснить ещё тем, что выполняется практически одна основная задача – борьба с преступностью. Подразделения органов внутренних дел хотя и наделены разными полномочиями, используют разные силы и средства и методы, но все усилия стекаются к одной цели, к решении одной задачи.

Взаимодействие можно понимать и как одну из форм управленческий деятельности, как прямо направленного существующего воздействия, осуществляемого только для достижения узкой конкретной цели.

При качественном взаимодействии оперативных подразделений полиции с другими службами происходит системное образование взаимно дополняющее друг друга, создающее условия для благополучного функционирования всей системы органов внутренних дел при раскрытии преступлений. Но также взаимодействие необходимо рассматривать как взаимное с координированное действий двух и более подразделений, отдельных, но напрямую не подчиненных друг другу участников процесса, совместно решающих необходимую какую-либо коллективную задачу, в частности раскрытие преступлений.

В теории оперативно розыскной деятельности имеет место быть определённое количество понятий взаимодействия как такового. Однако при их анализе можно рассмотреть, то что скрыто на первый взгляд. А при детальном рассмотрении можно увидеть их общие признаки, которые характеризуют сущность самого данного термина.

Во-первых, как мы видим к ним можно причислить такое интересное качество, как согласованность этой деятельности по основным задачам, главным направлениям и как необходимость временным действиям.

Во-вторых, рассматриваемая деятельность организовывается на законах и подзаконных нормативных и ведомственных правовых актах.

В-третьих, рассматриваемое взаимодействие параллельно характеризуется наличием одной единой цели только при согласованных действиях, предполагающих своевременное предупреждение и пресечение, скорое и полное раскрытие любого преступления, розыска скрывшихся преступников, обнаружения безвестно пропавшего гражданина.

Можно отметить, что В.М. Атмажитов в своих трудах, существенно и качественно дополняет все эти и другие характеристики, и при этом отмечает, что взаимодействие обязательно многоаспектно, оно может носить только оперативно - розыскной или уголовно-процессуальный, административный либо организационно-управленческий характер. Оно прежде всего, осуществляется с «… применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам подразделениям сил, методов и средств».

Другой учёный А.Г. Лекарь, имеет свой взгляд и он под взаимодействием понимает «… совместные или согласованные по времени, месту и целям действия двух или более аппаратов (органов) при решении конкретных задач в противодействии преступности».

Также существует мнение ещё другого учёного Д.В. Гребельского, который в своих работах показывает, что при этом взаимодействующие между собой подразделения осуществляют управление в одной отрасли государственной деятельности (это борьба с преступностью), и функционирующей с одной общей целью.

Учёный в области оперативно – розыскной деятельности А.Ю. Шумилов, который давая определение взаимодействия субъектов оперативно – розыскной деятельности, обозначает, что оно заключается в совместной согласованной по целям, задачам, лицам, месту и времени деятельности (сотрудничестве) относительно самостоятельных в организационном отношении субъектов этой самой оперативно – розыскной деятельности.

Необходимо отметить, что вопросы по организации взаимодействия подразделений в органах внутренних дел неоднократно подвергались и подвергаются специальным научным и практическим исследованиям. В различных официальных публикациях довольно часто и подробно освещаются сущность, направления, формы и конечно виды взаимодействия. Но как мы видим, что данная деятельность всё равно по своему содержанию является наиболее сложной и естественно многогранной. Поэтому в научной литературе встречается различные критерии её классификации: как по характеру связей и времени, так и функциям и отношению к системе, также по степени конспирации и этапам осуществления, и самое главное по субъектам взаимодействия, которых на сегодняшний день имеется большое разнообразие.

Все перечисленные, а также другие аспекты взаимодействия отражены в теории оперативно-розыскной деятельности. Но не взирая на их множество хотелось бы выделить только небольшую часть форм взаимодействия, чтобы в дальнейшем указать на отдельные проблемы, существующие при взаимодействии между оперативными подразделениями полиции и другими службами ОВД.

Во-первых, это совместное планирование различных действий, поисковых мероприятий, оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии и расследовании преступлений, а также проведения профилактических мероприятий.

Во-вторых, выполнение поручений и отдельных заданий, но не только получаемых от следователей по уголовным делам, но и из других служб и оперативных подразделений полиции.

В-третьих, создание общих баз данных (АБД, АИПС, ИБД и т.д.) на лиц, похищенного имущества и фактов преступлений.

В-четвёртых, обязательное взаимное информирование, с учётом соблюдения норм государственной тайны, о лицах, представляющих оперативный интерес, о новых фактах преступления, об обнаружении различных вещественных доказательствах и бесхозных предметов и вещей.

В-пятых, совместное проведение следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, принятия поисковых мер не только по уголовным делам, но и по делам оперативного учёта и при проверке информации.

В-шестых, совместное проведение учений, в ходе которых бы разбирали практические ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники при раскрытии преступлений, проведение конструктивных совещаний.

Но всё же, не смотря, на казалось бы довольно многогранную полную регламентацию деятельности каждого из подразделений полиции органов внутренних дел, проблемы в ходе взаимодействия возникают и существуют.

Так одна из вечных причин – это человеческий психологический фактор. В текущих рабочих межличностных отношениях представителей различных подразделений органов внутренних дел порой, а иногда и часто, возникает не совместимость противоречия. Например, одной из причин это уклонение от органов дознания, органов следствия или суда лиц, подозреваемых в совершении преступления или уже совершивших преступление, является избрание меры пресечения, которая не связана с лишением свободы. Важно, чтобы следователи (дознаватели) и сотрудники оперативных подразделений в данной ситуации понимали, что служат они все вместе одной цели, в соответствии с нормами права, занимаются общим делом и личные амбиции могут препятствовать в достижении успеха в поставленной задаче, по розыску преступника в дальнейшем.

Далее можно выделить не менее важную проблему которой является своевременное и качественное выполнение поручений. Следователь направляя поручение по уголовному делу, находящемуся у него в производстве, сотруднику оперативного подразделения, не всегда указывает конкретные сроки исполнения данного поручения, или он его самостоятельно определяет, хотя по исполнению сроков в рамках делопроизводства сотрудники должны руководствоваться УПК РФ и иными нормативными актами. Поэтому для качественного и своевременного исполнения поручений иногда необходимо и целесообразно совместно определять и корректировать сроки с учётом обстоятельств расследуемого уголовного дела.

В ходе взаимодействия сотрудников оперативных подразделений и участковых уполномоченных полиции, иногда также возникают отдельные проблемы но уже иного характера. И связаны они прежде всего с выполнением разных имеющихся задач непосредственно перед сотрудниками этих подразделений.

Одной из основных задач участкового уполномоченного полиции является прежде всего профилактическая направленность его деятельности на закреплённом административном участке, то есть предотвращение и предупреждение административных правонарушений, уголовных преступлений, и чрезвычайных происшествий. Эта деятельность естественно является приоритетной, и по своему объему более характерна для участковых уполномоченных полиции. А одна из основных задач сотрудника оперативного подразделения – это выявление, пресечение и раскрытие преступлений, которые по сути участковый и должен не допустить, ну или хотя бы пытается.

Так же некоторые проблемы возникает и с подразделениями по делам несовершеннолетних лиц, основной задачей которых является профилактика среди несовершеннолетних и недопущение совершения ими административных правонарушений и уголовных преступлений. Основная суть возникновения проблемы заключается в том, что при очередном выявленном, сотрудниками оперативного подразделения преступления несовершеннолетними, сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные полиции могут понести дисциплинарную ответственность. И как следствие могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях между данными сотрудниками этих подразделений. В данном примере, как таковой, человеческий фактор никто не отменял. Поэтому могут возникать проблемы, и взаимодействие будет осуществляться не в полной мере.

Можно ещё долго перечислять отдельные аспекты возникающих проблем среди различных служб и подразделений органов внутренних дел, не только на этапах предупреждения или раскрытия преступлений, но и на стадиях их пресечения и предупреждения. И в каждом отдельном случае можно увидеть различные причины. Но любые разногласия решаются простыми способами, не только указанные в различных правовых актах по оперативно-служебной деятельности или иных по прохождению службы в органах внутренних дел.  

Если каждый сотрудник органа внутренних дел, наделённый правами и обязанностями, будет выполнять их в полном объёме, то при взаимодействии они взаимно будут просто дополнять друг друга, что создаёт идеальные условия для успешного функционирования всей системы органов внутренних дел при достижении определённых целей по борьбе с преступностью.

 

Список литературы:

1. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. - М., - 1972. - С. 93.

2. Основы управления в органах внутренних дел: Учеб. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.П. Коренева. М., - 2001.-  С. 84.

3. Атмажитов В.М. Проблемы взаимодействия аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений: Учеб.пособие. М., - 1981. - С. 16.

4. Лекарь А.Г. Предотвращение преступлений органами охраны порядка: Дис. … д-ра юрид. наук. М., - 1967. - С. 308.

5. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД. М., - 1977.-  С. 90.

6. Оперативно-розыскная энциклопедия / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. - С. 33.