Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности рассмотрения отдельных категорий земельных споров

Дата публикации: 2020-05-27 10:34:08
Статью разместил(а):
Абдрахманова Айгерим Бакытжановна

Особенности рассмотрения отдельных категорий земельных споров

Features of consideration of certain categories of land disputes 

 

Авторы:

Сейпиева Кульбайра Рамазановна

Кокшетауский университет имени А.Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: akku_ailana@mail.ru

Sapieva Kulbir Ramazanovna

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: akku_ailana@mail.ru

Абдрахманова Айгерим Бакытжановна

Кокшетауский университет имени А.Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: akku_ailana@mail.ru

Abdrakhmanova Aigerim Bakhytzhanovna

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: akku_ailana@mail.ru

Аннотация: Целью статьи является анализ процессуального порядка рассмотрения земельных споров. Анализируются  процессуальные особенности оформления и направления исковых требований по земельным спорам, рассмотрения назначенных дел и принятия по ним решений судебными органами. В статье исследован вопрос использования зарубежного опыта создания и деятельности специализированных судов по разрешению земельных споров.

Abstract: The purpose of the article is to analyze the procedural procedure for consideration of land disputes. The article analyzes the procedural features of registration and direction of claims for land disputes, consideration of assigned cases and making decisions on them by judicial authorities. The article examines the use of foreign experience in the creation and operation of specialized courts for the resolution of land disputes.

Ключевые слова: земельное право, земельные споры, судебный порядок, земельный участок, право на землю.

Keywords: land law, land disputes, judicial procedure, land plot, land right.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Специфика процедуры аграрных споров определена в существенном земельным и гражданским законодательствами. В некоторых происшествиях разрешение аграрных препирательств между лицами может также осуществляться и в порядке административного законодательства. Подобное решение в последствии может быть апеллировано в судебном порядке. Порядок разрешения аграрных препирательств определен гражданско-процессуальным законодательством.

В большинстве случаев, процессуальные особенности рассмотрения земельных споров зависят от конкретного дела, которое было инициировано истцом, считающий, что его права нарушены. Также заявитель может обращаться в органы судебной юрисдикции в связи с лишением его определенных прав на землю, а именно, связанные с лишением прав, нарушением сроков уплаты налогов или в связи с истечением срока исковой давности по земельному праву и по другим основаниям. В частности другими основаниям обращения граждан в суд могут быть:

- земельные споры, связанные с нарушением порядка предоставления земельного участка;

-  незаконного перенесения границ землепользования при отводе другими субъектами правоотношений [1,34].

Суд определил порядок разрешения земельных споров, связанных с созданием помех при осуществлении полномочий владения и эксплуатации собственной территории. Изъятие земельных участков из оборота хозяйствующего субъекта, равно как и лишение права собственности частного владельца неизменно приводит к отстаиванию своих прав через суд. Порядок рассмотрения земельных споров может быть несколько изменен в случае, если истец заявил о том, что к нему были выдвинуты необоснованные требования по прекращению договора аренды ранее установленных сроков.     

Характерные особенности анализа аграрных споров, которые связаны с наследуемым имуществом. Участки земли, которые принадлежат наследодателю на правах владения или правах бессрочного наследуемого имущества, а также земельные части наследуются на общих условиях. При этом касательно прав на участки земли, а также определенной доли земли в рамках имущественного наследования на практике систематично завязываются споры. Подобные споры, в следствии включения в них запросов о правах на землю, бесспорно, причисляются к аграрным и характеризуются некоторыми процедурными особенностями.

Независимо от участников субъектного состава данных конфликтов и состава прочего имущества, которое входит в наследство, подобные препирательства подведомственны лишь судам общей юрисдикции.

Особенности юрисдикции споров о земельных правах, зарождающихся из правоотношений наследственного характера, также заключаются в том, что они, независимо от стоимости иска, подлежат рассмотрению только районными судами. В этом случае иски о правах на наследование имущества, в которое входит несколько объектов недвижимости, в том числе участки земли, могут быть поданы заинтересованными лицами в суд по месту расположения одного из объектов, совпадающему с местом открытия объекта наследования. Если на месте открытия наследства объекты недвижимости не располагаются, иск может быть подан в суд по месту нахождения любого из них [2,174].

В разбираемом эпизоде законодатель не допускает условий, когда несколько судов разом будут разбирать препирательства о правах на наследство, которое включает объекты недвижимости, в том числе и аграрные участки. Особое внимание нужно устремить на препирательства, которые связаны с оспариванием завещания, заключающего положения касательно участков земли и (или) прочих объектов недвижимости. В настоящей ситуации надлежит отталкиваться из того, что препирательства о признании завещания фиктивным, не являются имущественными и не объединены с правами на недвижимость, которой распорядился наследодатель. В следствии этого данная категория дел находится в подчинении общих правил территориальной подсудности - иски о признании завещания фиктивным направляются по месту жительства (расположения) ответчика.

Еще одна процедурная особенность изучаемой категории дел следует из положений статьи 1181 ГК РК. Представленная норма права предполагает то, что заинтересованные лица (кредиторы наследодателя) до исключения наследства могут направлять иски к самому наследству. Подобным образом, аграрные участки, которые входят в состав наследства, не только выполняют роль объекта спора, но и также выступают в качестве заурядного «фиктивного» ответчика по делу, что по сути, само по себе несвойственно для гражданского процесса. На практике доводится встречаться с тем, что отдельные правовые сотрудники, в том числе и судьи, пренебрегают названной правовой фикцией, призывая установить в качестве ответчика определенной лицо. При этом они отталкиваются из того, что правовой способностью гражданского процесса одаряются лишь граждане и организации.

С составом субъектов аграрных препирательств, которые вытекают из наследственных правоотношений, объединены и прочие особенности. Так, к примеру, в эпизоде законного наследования, когда наследство передается двум или нескольким наследополучателям, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без предписания каждому из наследников определенного имущества, наследство зачисляется в всеобщую долевую собственность наследников [3,68]. 

Данное правило при зарождении спора о правах иных лиц на наследуемый земельный участок предполагает надобность притягивания в анализируемое дело всех наследников скончавшегося владельца, так как это касается их общих прав и интересов. Речь в представленной ситуации идет об непременном участии наследников на стороне ответчика в судебном процессе.

Суду на этапе принятии иска к своему производству надобно определить абсолютный круг преемников, которые обладают правом на наследство, и принять решение по вопросу об их притягивании в процесс как участников дела. С данной целью у нотариуса, которое ведет дело по наследованию, суд соответствен требовать его копию. Собственно, в наследственном деле обязаны заключаться сведения о преемниках скончавшегося и согласия ими на наследование. Пренебрежение установленных правил, в конце концов может повергнуть к вынесению противозаконного постановления суда, так как будут решены вопросы о правах и обязательствах лиц, не притянутых к участию в деле. Особенности доказывания по представленной категории дел определены спецификой свидетельства прав наследодателя на землю.

Соответственно норме гражданского законодательства, право собственности на земельный участок начинается с момента регистрации государственным органом соответствующего документа и удостоверяется, выданным в определенном порядке подтверждением о праве собственности. В то же время на практике систематически наблюдаются условия, когда граждане умирают, не поспев в силу разнообразных оснований соответствующим образом зафиксировать за собой право собственности на участки земли в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В подобной ситуации, судам нужно отталкиваться из причин возникновения прав скончавшегося на землю и с учетом этого запрашивать существующие в материалах дела свидетельства. В частности, если права скончавшегося начались в административно-правовом порядке, то в качестве подтверждений их присутствия будут представляться акты уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления [4, 32].

В этом случае, если заинтересованные лица не довольны постановлением осведомленных служебных лиц и органов, они имеют право ходатайствовать о судебной защите своего нарушенного или оспариваемого права. В рамках разбора зачислившихся заявлений уполномоченные органы, служебные лица могут вынести решение о притягивании лиц, виноватых в нарушении функционирующего законодательства к определенной ответственности. Для направления и дальнейшего разбора заявлений (жалоб) дополнительных расходов не требуется.

Несоблюдение рекомендуемых форм к написанию заявлений (жалоб), обычно, не повлечет за собой отказ в их принятии и разборе, оставление без движения, возврат заявителю и др. Сроки разбора заявлений (жалоб), переданных в порядке административного права по всеобщему правилу ограничены 30 днями с времени их регистрации. Вероятность продления срока на 30 дней предусматривается, как исключение из общих норм. При этом истец в непременном порядке обязан быть об этом осведомлен.

Присутствие у заявителя при разборе его обращения компетентным органом (служебным лицом) ряда процессуальных прав: предоставлять добавочные документы и сведения или обращаться с ходатайством об их истребовании; ознакомиться с документами и сведениями, относящимися к рассмотрению обращения, если это не задевает права, свободы и законные интересы иных лиц и если в данных документах и сведениях не заключается информация, составляющая государственную или прочую оберегаемую законом тайну; принимать письменный ответ по сути назначенных в обращении вопросов, извещение о переадресации письменного обращения в орган государственной власти , орган местного самоуправления или служебному лицу, к полномочиям которых относят разрешение определенных в обращении вопросов; адресоваться с жалобой на вынесенное по обращению постановление или на действие (бездействие) в следствии рассмотрения обращения в порядке административного и (или) судебного процесса соответственно законодательству; направляться с заявлением в целях прекратить рассмотрение обращения.

В качестве одного из достоинств административного улаживания аграрных препирательств теоретически можно анализировать и то, что он может быть употреблён как до анализа судом должного правового препирательства, так и вслед за вынесением и вступлением в законную силу постановления суда.

Земельный спор, не разобранный судом с нужным для одного из субъектов спорных взаимоотношений итогом, имеет возможность в дальнейшем быть улажен в рамках административного производства в следствии выявления нарушений запросов аграрного законодательства/

Определение подобающего факта нарушений может предстать причиной не только лишь для отпуска непременных к реализации указаний, но и для притягивания виноватых к административной ответственности (обычно, в виде штрафа). В то же время в обрисованной обстановке запрещается путать назначение заявлений, жалоб в процедуре административного права (в целях инициирования контроля правомерности действий иного субъекта конфликтных аграрных взаимоотношений) с процессуальным обжалованием актов суда, которые были вынесены по результатам разбора заявленных исковых запросов [5, 26].

Предусматривая, в том числе вышеуказанные достоинства административной формы, безусловный запрет на прямое улаживание аграрных препирательств в административном порядке выступает не соответствующим надобностям практики. В особенности учитывая во внимание тот факт, что почти все земельные споро в настоящий момент разбираются судами в рамках искового производства, которое представляет собой в нынешних условиях довольно продолжительный и дорогой процесс.

Увлекательным в данном отношении обнаруживается опыт Республики Беларусь, которая допустила вероятность административного урегулирования большинства аграрных препирательств. Административный режим там представляется в главном как альтернатива, то есть используется по желанию заинтересованного лица. Исключением выступают только некоторые категории аграрных препирательств, а в частности, те, которые объединены с правом частного владения земельными участками, с наследованием аграрных участков, препирательствами между лицами, обладающими капитальными строениями (зданиями, сооружениями) в совместной собственности, а также с компенсированием ущербов. Подобные    препирательства решаются строго в судебном порядке [6,129].

Произведенный анализ судебной практики выявил, что практика разбора препирательств, которые вытекают из аграрных правоотношений, в общем отвечает подходам, выработанным органами судебного значения. Наряду с этим подобает заметить трудность и разнообразие аграрных правовых взаимоотношений, устанавливающих существенную специфику анализа аграрных препирательств, а также их политическая, экономическая и социальная важность.

 

Список литературы:

1. Петров В.В. Земельное право России: Учебник. - М: Юрайт, 1997.  - 120 с.

2. Боголюбов С.А. Земельное право. Учебник. - М.: Норма, 2003. - 254 с.

3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для вузов. - 11-е издание перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. - 496 с.  

4.  Абдраимов Б.Ж.  Проблемы    совершенствования    процессуальных    форм реализации норм земельного права. - Алматы: Юрист, 2011. - 264 с.

5. Магомедова М.М. Земельные  споры: учебное пособие. - Махачкала: Дагестанский институт народного хозяйства, 2011. - 123 с.

6. Ерофеев Б.В. Земельное право: учебник для вузов. - Москва: ООО  "Профобразование", 2011. - 656 с.

 

 

. . . . . . .