Роль и значение дознания на современном этапе уголовного судопроизводства

Дата публикации: 2019-03-21 17:40:13
Статью разместил(а):
Равко Ирина Алексеевна

Роль и значение дознания на современном этапе уголовного судопроизводства

The role and importance of inquiry at the present stage of criminal proceedings

Автор: Равко Ирина Алексеевна

АНО ВО «СПбЮА», Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: iraspb2207@mail.ru 

Ravko Irina Alekseevna

ANO VO "SpbUrA", Saint-Petersburg, Russia.

e-mail: iraspb2207@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные основы деятельности системы органов дознания на современном этапе, направленные на оптимизацию развития досудебного производства, позволяющие обеспечить гарантии прав и законных интересов всех субъектов уголовного процесса.

Annotation: The article deals with the legal and organizational basis of the system of bodies of inquiry at the present stage, aimed at optimizing the development of pre-trial proceedings, to ensure guarantees of the rights and legitimate interests of all subjects of criminal proceedings.

Ключевые слова: дознаватель, орган дознания, уголовное судопроизводство, деятельность органов дознания, оперативно-розыскная деятельность, предварительное следствие, расследование преступлений.

Keywords: investigator, body of inquiry, criminal proceedings, activity of bodies of inquiry, operational-search activity, preliminary investigation, investigation of crimes.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В соответствии с ч.1 ст. 40 УПК РФ, к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2010 N 158-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.03.2012 N 17-ФЗ, от 03.02.2014 N 3-ФЗ, от 03.07.2016 N 329-ФЗ)

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 38-ФЗ)

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ)

Дознание – это процедура, происходящая по отношению к судебным процессам, к которым можно отнести административные, гражданские и другие дела. Она представляет собой сбор сведений о рассматриваемом деле или же поиск доказательной базы по какому-либо факту. Процедура осуществляется соответствующими официальными органами, приведенные выше.

Современная уголовно-процессуальная политика России направлена на гуманизацию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения, на демократизацию уголовно-процессуальных мер борьбы с преступностью и укрепление судебной власти, повышение авторитета и важности роли органов, ведущих расследования. Хотя сама уголовно-процессуальная политика является относительно новым для отечественного правоведения понятием, но уже достаточно прочно вошедшим в научный оборот.

Оптимизация уголовного досудебного производства невозможна без соотношения уголовно-процессуальной деятельности и взаимодействия участников уголовного судопроизводства, в частности, органа дознания, выполняющий функцию преследования в процессе производства дознания и расследования по уголовным делам. Так при расследовании преступлений и производстве неотложных следственных действий органы дознания в первую очередь руководствуются уголовным и уголовно-процессуальным законом. Нормативно-правовые акты являются правовой основой, регламентирующие деятельность органов дознания. К первоочередным необходимо отнести такие нормативные акты как:

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Уголовный кодекс Российской Федерации.

3.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4.      Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

5.      Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

6.      Федеральный закон от 17 января 1991 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Законодатель к правовой основе деятельности органов дознания, прежде всего, относит Конституцию Российской Федерации, так как именно она является источником всей правовой системы государства и имеет высшую юридическую силу.

В нормах Конституции РФ заложены важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения процессуальных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч.2 ст. 22 Конституции РФ предписывает, что арест и заключение под стражу допускается только по судебному решению.

Нормы уголовно-процессуального законодательства имеют основополагающее значение в правовом регулировании деятельности органов дознания. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года во многом исходит из положений УПК РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960), но безусловно внес ряд нововведений, касающихся организации и деятельности органов дознания.

Анализ норм УПК РФ, регламентирующий деятельность органов дознания, позволяет определить основные функции органов дознания. К таким функциям относятся:

1)      прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях; уголовное преследование;

2)      расследование и раскрытие преступлений;

3)      осуществление розыска;

4)      оперативно-розыскная деятельность;

5)      профилактика преступлений;

6)      предотвращение и пресечение преступлений.

В уголовном процессе к основным обеспечивающим функциям органов дознания относятся:

1)      содействие следствию, следственным органам;

2)      содействие органам правосудия при осуществлении уголовного судопроизводства;

3)      обеспечение общественной безопасности в процессе уголовного судопроизводства;

4)      охрана правопорядка.

Процессуальная функция, так же как оперативно-розыскная и административная, является неотъемлемой частью полномочий полиции, ввиду с тем, что выполнение неотложных следственных действий во все времена является функцией органа дознания.

На сегодняшний день законодатель сохранил дознание как самостоятельное уголовно-процессуальное производство и закрепил в Федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ [14]. С учетом принятого руководством страны решения о создании Следственного комитета Российской Федерации (Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 21.12.2018) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», которое подразумевало ликвидацию службы предварительного следствия в органах внутренних дел, то роль и значение дознания повышаются.

Дознание – это исторически сложившаяся в уголовном судопроизводстве форма содействия предварительному следствию, заключающаяся в освобождении следственного аппарата от расследования преступлений небольшой и средней тяжести. Служба органов дознания должна быть единой, взяв на себя основной объем процессуальной работы, что повысит качество и при этом позволит разгрузить сотрудников других полицейских служб.

 

Список литературы:

1. Ляхов Ю.А.; Новая уголовно-процессуальная политика [Текст] / Ю. А. Ляхов ; Ростовский гос. ун-т. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 2009г. – 93 с.

2. «Систематизация законодательства Российской Федерации» / под ред. А.С. Пиголкина; Санкт-Петербург г, изд: «Юридический центр Пресс», 2003, с.91

3. «Дознание в органах внутренних дел» / учебное пособие под ред. Доктора юридич.наук , профессора Р.С. Мулукаева; г.Москва, изд.ИНФРА-М, 2006г – 125 с.

4. «Правовые и организационные основы дознания как формы предварительного расследования»; (по материалам органов внутренних дел): дисс. канд.юр.наук Пилюгина Т.В.; 2008. С.68.