Правовой статус участников электронной торговли

Дата публикации: 2020-05-21 23:22:45
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Правовой статус участников электронной торговли  

Legal status of e-Commerce participants 

 

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: Предметом статьи является описание деятельности, связанной с электронной торговлей. Рассматриваются отношения, складывающиеся между участниками при совершении сделок по купле-продаже товаров с использованием телекоммуникационных технологий. Проводится анализ действующего законодательства для определения правового статуса участников электронной торговли.   

Annotation: The subject of the article is the implementation of activities related to electronic Commerce. The article deals with the relations that develop between participants when making transactions for the purchase and sale of goods using telecommunications technologies. The current legislation is analyzed to determine the legal status of e-Commerce participants.

Ключевые слова: Электронная торговля, товарные агрегаторы, информационные посредники.

Keywords: electronic commerce, aggregators of goods, information intermediaries.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

        

Развитие цифровых технологий оказывает существенное влияние на многие сферы жизни общества. Широкое распространение сети «Интернет» позволило ускорить процессы глобализации,  и изменить привычные способы передачи информации. В связи с этим, телекоммуникационные технологии стали использоваться предпринимателями  в качестве инструмента для предложения своих товаров и услуг не только потенциальным потребителям в рамках конкретного государства, но и по всему миру.

Возможность использования телекоммуникационных технологий в коммерческой деятельности субъектов предпринимательства оказала влияние не только на привычные экономические процессы, но и на право. Переход рынка в цифровое пространство, совершение сделок в сети Интернет привело к возникновению такого явления как электронная торговля.

Итак, электронная торговля - это продажа товаров по заказам от покупателей, поступивших в интерактивном режиме (ONLINE), где цена и/или условия продажи приняты или оговорены по Интернету, электронной почте и тому подобное, по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем.   

Стоит заметить, что конструкция правоотношений, складывающихся между участниками электронной торговли (продавец, покупатель), не отличается от известной отечественному гражданскому праву конструкции договора розничной купли-продажи. Так можно выделить следующий субъектный состав участников электронной торговли:

Продавец - организация любой организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель,  осуществляющие продажу товаров дистанционным способом.

Покупатель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Определяя правовой статус указанных участников электронной торговли, следует заметить, что на них распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей», и в целом он схож с тем набором прав и обязанностей, которым наделяет законодатель участников розничной купли-продажи без использования телекоммуникационных технологий.

Информационными посредниками между продавцом и покупателем служат товарные агрегаторы, представляющие из себя площадки для совершения сделок по купле-продажи товаров и услуг, к таким относятся Uber, Gett, Яндекс Маркет, Яндекс Такси. 

Сами по себе товарные агрегаторы не являются участниками правоотношений по совершаемой между продавцом и покупателем сделке, их назначение заключается исключительно в размещении информации о товаре, его характеристиках и условий договора розничной купли-продажи, которые адресованы продавцом покупателю. Однако на практике достаточно часто возникают вопросы, связанные с определением правого статуса указанных площадок, а также определения пределов ответственности.

Так характеризуя отношения с участием товарных агрегаторов, Иванов А.А. выделяет следующие модели организации:

- модель представительства (использование договора поручения, в том числе в отношениях  как с покупателями, так и с продавцами); 

- модель комиссии (использование договора комиссии (в том числе двойной комиссии), т.е. при совершении сделок агрегатор действует от собственного имени);   

- модель передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг (в этом случае услуга бизнес-агрегатора может состоять в подборе нужного производителя, регламентации его деятельности и контроле за качеством); 

- смешанная модель (сочетает указанных выше моделей). 

Во избежание нарушений прав потребителей, совершающих покупки через товарные агрегаторы, законодатель распространил действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» на деятельность таких агрегаторов. Так в соответствии с ч. 2.1. ст. 12 указанного закона владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

В силу абз. 2 ч. 2.1. ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель). 

Таким образом, можно сделать вывод, что товарный агрегатор в отношениях, которые возникают в связи с осуществлением электронной торговли, занимает обособленное положение. Он не наделяется правами и обязанностями по сделке, заключаемой между продавцом и покупателем, а лишь служит посредником для размещения информации о товаре, т.е. выполняет функцию «виртуального магазина».   

Предмет отношений между продавцом и покупателем в рамках электронной торговли не претерпел существенного изменения с точки зрения необходимости применения к данным отношениям ранее не известных праву договорных конструкций. По своей правовой природе это уже известные отношения розничной купли-продажи.

 

Список литературы:

1. Иванов А.А. Бизнес-агрегаторы и право // Закон. 2017. № 5. С. 145 - 156.

2. Потапенко С.В., Сметанникова С.С. Товарные агрегаторы как информационные посредники в электронной коммерции // Вестник Краснодарского университета МВД России.2018 г., № 3 (41), С. 127-130.

3. Суворов Е.Д. Некоторые проблемы электронной торговли: к вопросу об ответственности владельцев агрегаторов перед потребителями // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. № 9. С. 57 - 67.