Муниципальная власть и пределы её самостоятельности

Дата публикации: 2020-05-12 22:33:31
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Муниципальная власть и пределы её самостоятельности

Municipal authority and the limits of its independence

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия

 e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению самостоятельности муниципальной власти и её пределов. На основе анализа законодательства и существующих позиций в литературе проведено исследование взаимодействия муниципальной власти с органами местного самоуправления. Сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства для обеспечения фактической самостоятельности муниципальной власти.

Annotation: The article deals with the independence of the municipal government and its limits. Based on the analysis of legislation and existing positions in the literature, a study of the interaction of municipal authorities with local authorities was conducted. The conclusion is made about the need to improve the legislation to ensure the actual independence of the municipal government.

Ключевые слова: муниципальная власть, пределы самостоятельности муниципальной власти, местное самоуправление.

Keywords: municipal power, limits of independence of municipal power, local self-government.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Муниципальная власть является важнейшим структурным элементом устройства власти в Российской Федерации, одной из демократических основ системы управления обществом и государством. Она представляет собой систему властных отношений, в рамках которой осуществляется реализация функций и полномочий органов местного самоуправления. Где главная цель деятельности данных органов - повышение уровня качества жизни населения. Однако достижение данной цели будет осуществляться только при обеспечении населения соответствующими муниципальными услугами высокого качества. 

Актуальность этой темы обусловлена различными факторами, которые связанны с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории. Кроме того, изучение данной темы поможет разобраться в некоторых вопросах, связанных с самостоятельностью муниципальной власти и органов местного самоуправления.

С появлением и развитием местного самоуправления в России связаны надежды на возрождение демократического гражданского общества. Это обуславливается тем, что в муниципальных образованиях у местных жителей формируется чувство общего интереса и ответственности. Они привыкают не только самостоятельно решать свои дела и вопросы, но и контролировать деятельность избранных ими должностных лиц. Не лишним будет отметить слова известного русского писателя А.И. Солженицына, который писал: «Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и само понятие гражданской свободы теряет смысл. Местное самоуправление выступает одновременно и как механизм формирования гражданского общества, и как его неотъемлемая составная часть».

Нельзя не согласиться с мнением автора, ведь действительно, повышение эффективности деятельности органов местного руководства является важнейшим условием для обеспечения стабильности в обществе в целом.

Российских теоретиков осмысление природы, места и роли местного самоуправления в системе государственного и общественного устройства начало волновать ещё в середине ХХ века. Необходимо особо выделить труды таких ученых и практиков местного самоуправления, как Л.А. Велихов, М.И. Свешников, Н.М. Коркунов, М.И., Н.И. Лазаревский, Н.В. Постовой, И.П. Белоконский, Н.С. Тимофеев, Б.Н. Чичерин.

В Российском законодательстве органам местного самоуправления также выделяется особое место. Существует юридически закреплённое в Федеральном законе № 131-ФЗ определение, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ ( ч.1 ст. 1), является формой осуществления народом своей власти ( ч. 2 ст. 1).

В Конституции Российской Федерации также установлено, что многонациональный народ является единственным источником власти в Российской Федерации, который может осуществлять свою власть как непосредственно, то есть через референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, так и опосредованно - через органы местной власти.

Обращение в органы местного самоуправления, в какой-то степени, облегчает жизнь населению. Так как решение многих повседневных вопросов местного значения практически невозможны вне системы органов, наделённых компетенцией, необходимой для исполнения возложенных на них функций. Поэтому местное население реализует своё право на самоуправление через органы государственной и муниципальной власти. На муниципальном уровне для этого отведены определённые институты, которые независимо от занятых в них людей, от любых изменений в их составе имеют полномочия выполнять управленческие функции в целях осуществления власти.

Если возвратиться к ч.2 ст. 3 Конституции Российской Федерации, то следует пояснить, что в данной статье говорится о местном самоуправлении как о политической форме реализации муниципальной власти - особой публичной власти, которая функционирует в единой системе народовластия. И в связи с тем, что в ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится о принадлежности всей полноты власти народа, это представляет собой интегральную основу единства муниципальной и государственной власти. Поэтому, следует учитывать не только общие характеристики этих двух форм публичной власти, но и их особенности. Так, муниципальная власть, обладая, как и государственная, функциональным характером, представляет собой специфическую социальную функцию по налаживанию совместной деятельности населения по месту жительства.

В упомянутом выше Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  понятие «муниципальная власть» не встречается. Однако, поскольку термин характеризует власть в муниципальном образовании, его использование вполне оправдано и уместно для более точной характеристики данного уровня власти. Кроме того, нельзя не подчеркнуть, что муниципальная власть связана с реализацией функций и полномочий местного самоуправления.

В России в отличие от стран Европы и США нет развитых межмуниципальных связей и надмуниципального уровня управления, поэтому в нашей стране, как правило, термины «муниципальная власть» и «местное самоуправление» практически совпадают по значению. Действительно, эти два понятия являются близкими, с разных сторон описывающими организацию публично-властных отношений. Но термин «местное самоуправление» является более употребляемым в нормативно-правовых документах и научной литературе. Поэтому, проблема разграничений данных понятий, которая, в свою очередь, затрагивает и их самостоятельность, всё же существует.

Однако, следует заметить, что местное самоуправление более широкое понятие, нежели муниципальное управление (муниципальная власть). Профессор Н.С. Бондарь, высказываясь о самостоятельности местного самоуправления, ссылается на её двойственную природу. С одной стороны, автор отмечает, что она проявляется в самостоятельном решении вопросов местного значения, с другой - это организационная обособленность органов местного самоуправления и наделение их собственной компетенцией при решении вопросов местного значения (в соответствии с уставами муниципальных образований) [3].

Говоря же о пределах самостоятельности муниципальной власти, следует отметить тот факт, что эти органы не должны осуществлять вмешательство в гражданские отношения и пытаться их регулировать. Однако различные подходы к пониманию самой сути гражданского общества, под которым понимают и систему производственных отношений, и общественные объединения, и личные свободы человека, и духовную жизнь и т.д. размывают наличие такого предела. Ярким примером такого вмешательства являются концепции управления мусульманскими странами. Следует заметить, что похожие проблемы существуют и в светских государствах.

Кроме того, муниципальное управление также не должно оказывать вмешательство в регулирование естественных прав личности. К таким правам относятся: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность и т.д. Большая часть естественных прав закрепляется конституционно, тем самым давая возможность в получении защиты, как со стороны государства, так и со стороны муниципальных властей. Естественным правам личности свойственна такая характеристика как неотчуждаемость, однако, исходя из практики, эта характеристика может нарушаться. Так, в результате приговора суда к смертной казни, которая всё ещё существует во многих странах, может быть отчуждено право на жизнь.

Ещё одним пределом может выступать наличие реальных возможностей населения муниципального образования. Это, в первую очередь, связано со стремлением к максимальному улучшению как материальной, так и духовной жизни населения муниципального образования. Что является выгодным для самих управленческих структур, ведь, таким образом, происходит увеличение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования, снижение уровня социальной напряжённости, обеспечивается рост потребления и т.д. Однако всем представителям населения муниципального образования обеспечить высокий уровень доходов муниципальные власти не могут. Это связано с различием людей в способностях, намерениях, желаниях и прочем.

Существование ещё одного предела муниципальной власти обусловливается субъективным фактором. Это связано с умением лиц, которые осуществляют управление, управлять. Если у муниципального управления будет существовать продуманная и отлаженная система муниципальных органов власти, осуществляющих согласованную политику управления, то данная деятельность приведёт к успеху. В противном же случае, если действия муниципальных органов власти будут несогласованными, то это поспособствует появлению негативных последствий. Поэтому муниципальные служащие должны обладать высокими моральными качествами, профессионализмом, лидерскими качествами, высоким уровнем общего, политического и юридического культурного развития, к тому же иметь искренние намерения помочь населению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самостоятельность муниципальной власти и её пределов остаётся спорной и противоречивой категорией. Так как Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» находит своё юридическое закрепление, то не лишним будет предложить проработать и усовершенствовать законодательство, связанное с вопросами муниципальной власти. Это не только упростит ситуацию и поможет в решении многих существующих проблем, но и даст возможность разграничивать такие схожие понятия как «местное самоуправление» и «муниципальная власть».  

 

Список литературы:

1. Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / Н.С. Бондарь, В.И. Авсеенко, С.Н. Бочаров и др.; под ред. проф. Н.С. Бондаря.  - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :Юнити-Дана: Закон и право, 2002.

2. Булатов Р.Б. Муниципальная власть и проблемы её реализации в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): дис…д.ю.н. СПб. 2006.

3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.